5 животных-долгожителей

До недавно времени казалось, что большинство животных стареют так же, как и люди. Но в последние годы исследователи выяснили [1], что даже среди млекопитающих существуют звери, не подверженные возрастным изменениям в привычном нам виде. Сегодня ученые подозревают, что не менее пятнадцати видов животных не стареют вообще. О нескольких долгожителях из мира дикой природы ПостНауке рассказал биофизик Петр Федичев.Голый землекоп
О том, что некоторые примитивные животные, такие как гидры и некоторые черви, не стареют, науке было известно уже давно. Продолжительность жизни разных видов различается во много раз и потому сравнительные исследования долголетия зачастую не имеют прямого смысла.В то же время в природе существует корреляция между массой и продолжительностью жизни: все крупные звери живут дольше [2]. Поэтому, как только появляется небольшой зверек долгожитель для своего размера, он сразу же начинает представлять большой интерес для исследователей. Дело в том, что если он живет в несколько раз дольше, чем должен, исходя из его размеров, это свидетельствует о каких-то новых физических или биологических механизмах, которые удалось задействовать его телу.Наиболее изученным на сегодняшний день представителем млекопитающих-долгожителей является голый землекоп: этот грызун в неволе способен прожить около 40 лет. Для сравнения: кроты животные сопоставимого размера в среднем живут около 45 лет.Первое исследование голого землекопа опубликовали в 2005 году [3]. Американские биогеронтологи выяснили, что он стареет совсем не так, как человек. Если у людей после 10 лет жизни начинает расти смертность, то есть скорость умирания, то у этого грызуна, напротив, с достижением определенного возраста смертность стабилизируется.Впрочем, обычно долгожителями становятся не все голые землекопы, а только самки, которые окружают себя самцами, приносящими им в нору еду. Так они оказываются защищены от факторов внешней среды и опасности, исходящей от хищников. Чем дольше живут самки, тем больше они оставляют потомства и, соответственно, тем лучше работает генетический отбор в пользу увеличения продолжительности жизни.К слову, голые землекопы не просто не стареют они также не меняются внешне. По человеку хорошо видно, сколько ему лет, а вот глядя на голого землекопа, сложно определить, сколько он уже прожил. Такой тип старения в науке принято называть пренебрежимым. Исследования показывают, что у голого землекопа с возрастом не меняется не только внешний вид, но и молекулярные признаки, такие как экспрессия различных генов1. Достижения в области сравнительной геномики даже позволяют переносить генетические особенности этого грызуна обычным мышам и получать таким образом новых долгожителей.Летучая мышь
Определить возраст летучих мышей в результате внешнего осмотра также непростая задача. В первые десять дней жизни между лапами у них есть перепонки, которые затем исчезают. После уже ни один признак не свидетельствует о том, сколько этому зверьку лет. Поэтому ученые исследуют геном рукокрылых и метят их, то есть надевают им на лапы кольца с индивидуальными номерами.В 2003 году это помогло ученым определить возраст пойманного самца ночницы Брандта [4]. Он был помечен еще в 1962 году значит, этой летучей мыши на момент поимки был уже 41 год. Это в 10раз больше, чем обычный срок жизни животных столь небольшого размера (вес ночницы Брандта от 5,5 до 10 грамм). Причем другие виды летучих мышей тоже живут достаточно долго: обыкновенный вампир около 19 лет, бурый ушан и малая бурая ночница порядка 30 [5].Есть несколько причин такого долгожительства: летучие мыши почти недоступны для хищников, медленно размножаются и впадают в гибернацию (спячку). Сибирские ночницы Брандта находятся в гибернации с сентября до середины июля. В этот период температура их тела снижается, все процессы замедляются. Но это не может быть единственной причиной долголетия: впадающие в спячку летучие мыши действительно живут в среднем на шесть лет дольше, однако не все летучие мыши практикуют зимнюю спячку.А вот изучение их генов может дать более точные объяснения. Авторы одной работы утверждают [6], что у ночницы Брандта и некоторых других мышей-долгожителей есть уникальный генетический механизм1, который, вероятно, и является причиной их долгожительства. Эти зверьки также пользуются необычным способом поддержания длины теломер и в течение всей жизни сохраняют высокую экспрессию генов ремонта ДНК [7]. Это напоминает генетический механизм, задействованный голым землекопом.Гренландский кит
В природе продолжительность жизни, как правило, начинает расти только у животных, находящихся на вершине пищевой цепи. Например, если с гренландским китом ничего не случилось в детстве, если его никто не съел и ему удалось повзрослеть, то теперь от длительности его жизни будет зависеть, сколько он оставит потомства. Чем дольше кит проживет, тем больше себе подобных воспроизведет. Так и у его отпрысков закрепятся гены долголетия.В отличие от остальных китов, которые заплывают в полярные воды лишь в поисках пропитания, гренландский кит постоянно живет в холодных морях и океанах Северного полушария. Но, несмотря на суровые условия обитания, ученым удалось неплохо его изучить. Средний срок жизни гренландского кита около 40 лет, но отдельные особи могут прожить более 200 лет [8]. Он претендует на звание самого долгоживущего млекопитающего и до недавнего времени занимал первое место по продолжительности жизни среди позвоночных.Акула
С этого пьедестала гренландского кита сместила лишь гренландская полярная акула, обитающая в северной части Атлантического океана. В 2016 году международная команда ученых опубликовала статью о том, что этот вид акул может прожить как минимум 272 года, а наиболее крупные представители доживают и до 512 лет [9]. К таким выводам исследователи пришли, проведя радиоуглеродный анализ хрусталика глаза нескольких полярных акул. Точных объяснений такой продолжительности жизни пока нет, но есть версия, что на их долголетие может влиять замедленный из-за низкой температуры воды метаболизм.До преклонных лет доживает и белая акула. Она обитает во всех земных океанах, кроме Северного Ледовитого, является одной из самых крупных хищных рыб и считается наиболее опасной для человека среди акул [10]. Раньше исследователи полагали, что срок ее жизни порядка 20 лет, но не так давно пришли к выводу, что отдельные представители белой акулы могут дожить до 73 лет [11].Альбатрос
Самой долгоживущей в дикой природе птицей считается самка темноспинного альбатроса по кличке Уиздом. В 1956 году ее впервые поймали, определили ее возраст (ей было порядка 5 лет) и окольцевали, то есть надели на ее лапу кольцо с уникальным номером. 46 лет спустя, в 2002 году, ученые снова отловили Уиздом и стали за ней наблюдать.В дикой природе темноспинные альбатросы откладывают по одному яйцу раз в год. С 2006 года Уиздом ежегодно гнездовалась и выращивала птенцов. Очередной ее детеныш вылупился в марте 2021 года [12].Список пренебрежимо стареющих животных: https://genomics.senescence.info/species/nonaging.phpБаза данных по продолжительности жизни позвоночных AnAge: https://genomics.senescence.info/species/index.htmlWest G., 2017, Scale. The universal laws of growth, innovation, sustainability, and the pace of life in organisms, cities, economies, and companies, New York, Penguin Press.J. P. De Magalhгes, J. Costa. A database of vertebrate longevity records and their relation to other life-history traits // Journal of Evolutionary Biology. Advance online publication 10 June 2009.J. P. de Magalhгes, J. Costa, G. M. Church. An Analysis of the Relationship Between Metabolism, Developmental Schedules, and Longevity Using Phylogenetic Independent Contrasts // Journal of Gerontology. 2007.Внешне определить возраст взрослого альбатроса достаточно трудно. Но если учесть, что, как правило, размножаться эти птицы начинают в 79 лет, то в 2021 году Уиздом должно было исполниться уже около 70 [13]. Многие птицы живут долго, до 30(например, белый аист, сизая чайка) или даже 40лет (кулик-сорока), да и о достаточно длительном сроке жизни именно альбатросов ученые знают уже давно [14]. И все же 70 лет действительно уникальный возраст для птицы.***Каждый год ученые обнаруживают новых пренебрежимо стареющих животных тех, кто живет максимально долго и стареет без особых внешних признаков. Но и эти долгожители не бессмертны. Как и люди, со временем они стареют и умирают. Просто их смертность не растет с возрастом. Предполагают, что пренебрежимое старение может быть связано с экстремальными условиями жизни и стрессоустойчивостью.ЛитератураСписок пренебрежимо стареющих животныхБаза данных по продолжительности жизни позвоночных AnAgeWest G., 2017, Scale. The universal laws of growth, innovation, sustainability, and the pace of life in organisms, cities, economies, and companies, New York, Penguin Press.J. P. De Magalhгes, J. Costa. A database of vertebrate longevity records and their relation to other life-history traits // Journal of Evolutionary Biology. Advance online publication 10 June 2009.J. P. de Magalhгes, J. Costa, G. M. Church. An Analysis of the Relationship Between Metabolism, Developmental Schedules, and Longevity Using Phylogenetic Independent Contrasts // Journal of Gerontology. 2007.
Источник: postnauka.ru