Долгое время язык не был проблемой философии она оставалась
равнодушной к языку. Первым периодом, когда язык стал интересен,
было раннее Средневековье. В процессе толкования священных текстов
стали замечать, что язык не является чем-то нейтральным и
прозрачным, что он представляет собой трудность, которая заслоняет
смыслы от того, кто к этим смыслам пробирается. В XX веке языком
начинают активно интересоваться, его рассматривают как
содержательную структуру, действующую по своим собственным законам
и жестко предписывающую, что мы увидим в мире, а чего не
увидим.Способность к языку врожденная чертаСовременные
исследователи рассматривают способность человека усваивать языки в
том же ключе, что и способность видеть: и то и другое наша
врожденная черта. Когда мы что-то видим, работают не только глаза,
но и множество других систем организма: чтобы распознавать места и
объекты, мозг должен производить различные вычисления и
обрабатывать информацию. То же самое происходит и при усвоении
языка.В то же время, хотя у животных и есть способность видеть,
способности говорить у них нет. Черты, характерные только для
одного биологического вида, достаточно хорошо известны ученым. В
качестве примера можно привести летучих мышей, которые используют
эхолокацию, чтобы ориентироваться в пространстве.Аналогичным
образом и способность к языку является врожденной способностью
человека.Об усвоении языка и универсальной грамматикеСколько языков
может выучить человек?Самый многоязычный полиглот, достижения
которого задокументированы, это, скорее всего, Джузеппе Меццофанти,
болонский ученый, кардинал, живший в конце XVIII первой половине
XIX века. Ирландский священник, ученый, филолог Чарльз Уильям
Рассел в свой книге Жизнь кардинала Меццофанти писал о 73 языках.
Сам Меццофанти в конце жизни говорил, что знает 5060 языков.Изучить
около десяти языков может любой человек чем их больше вы выучили,
тем проще вам будет освоить следующий. В свою очередь,
гиперполиглотия это уникальное явление.О гиперполиглотии и
гиперполиглотахКак у детей формируются значения слов?Александра
Залевская, знаменитый психолингвист и психолог, говорит, что слово,
которое мы осваиваем в детстве, является живым поликодовым
гипертекстом. То есть мы воспринимаем слово вместе с его звучанием,
ассоциациями, которые оно у нас вызывает. Например, елка может
ассоциироваться в нашем сознании с запахом мандаринов, с
праздником, с разбитыми игрушками, с наказанием за эти разбитые
игрушки. И если мы осваиваем слово как живой поликодовый
гипертекст, то никаких трудностей не возникает. Постепенно мы
корректируем все необходимые признаки и приходим к тому, что есть в
языке.О том, как еще формируются значения словДислексия проявляется
по-разному в разных языкахДислексия это неспособность научиться
читать, а один из ее симптомов неспособность различать звуки. Для
выявления этого проводятся тесты фонологических навыков. С буквами
алфавита соотносятся конкретные фонемы, искусственно выделенные
звуки, и есть, например, такой тест: повторять недлинные, но
сложные бессмысленные слова. Люди с дислексией не справляются с
этой задачей.Интересно, что дислексик-итальянец научится читать и
писать намного быстрее, чем человек с таким же заболеванием, но, к
примеру, из англоговорящей страны. Дело в том, что в английском
языке звучание и написание слова могут мало соответствовать друг
другу. Возьмем, например, слово cough (кашель): оно пишется не kaf,
а cough. А, например, итальянский язык с очень прозрачной системой:
такие слова, как Mi-la-no или sa-la-mi, состоят из пар согласный
гласный, согласный гласный, и разделять их на фонемы очень
просто.Что такое дислексия?Ген способности говоритьЭто ген FOXP2.
Мутации этого гена обнаружили в семье, члены которой не могли
освоить грамматику. Это вызвало огромный интерес, ведь умение
говорить важнейший признак, отличающий человека от других животных.
Ген тщательно изучили и показали, что он работает во время
эмбрионального развития в тех участках мозга, которые связаны с
речью.Более того, оказалось, что FOXP2 особым образом
эволюционировал у человека не так, как у его ближайших
родственников обезьян или других животных. Хотя и у них этот ген
занят вербальными функциями. Например, у певчих птиц он влияет на
обучение песне.О гене ROBO2, отвечающем за развитие речи, причинах
дислексии и влиянии наследственности на умение говорить