Каждые 2,4 миллиона лет Земля сильно нагревается из-за Марса

Каждые 2,4 миллиона лет Земля сильно нагревается из-за Марса. Марс периодически становится причиной сильного потепления климата на Земле. Фото.

Марс периодически становится причиной сильного потепления климата на Земле

Гравитация Марса на 62% слабее, чем гравитация Земли. Однако это не мешает Красной планете влиять на Землю, причем настолько сильно, чтоб из-за нее кардинально меняется даже климат. Следы такого влияния были обнаружены учеными в отложениях на дне океана. Причем, по их мнению, Марс может гораздо сильнее влиять на климат, чем даже действия человека, связанные с выбросами парниковых газов. Правда климатические циклы очень длинные — составляют 2,4 миллиона лет. Как сообщают исследователи, причиной такого колоссального воздействия на климат является смещение Земли ближе к Солнцу.

Как Марс влияет на Землю

Гравитационное воздействие Марса на Землю невелико, и мы его совершенно не чувствуем. Однако иногда даже незначительное влияние имеет серьезные последствия. Как говорят сотрудники Сиднейского университета, которые проводили исследование. Гравитационные поля планет Солнечной системы меняют эксцентриситет друг друга, то есть то, насколько их орбиты близки к круговым. Данное воздействие принято называть резонансом.

Из-за этого воздействия существует цикл в 2,4 миллиона лет, когда Земля из-за гравитации Марса меняет свою орбиту и начинает получать больше солнечного света. И хотя эти изменения невелики, они приводят к значительному нагреву планеты. Разумеется, эти изменения происходят очень медленно, так как очень большой временной период, в течение которого происходит изменение орбиты. Таким образом, результаты данного исследования дают еще одно объяснение регулярно меняющемуся климату на нашей планете.

Как Марс влияет на Землю. Из-за Марса наша планета смещается ближе к Солнцу. Фото.

Из-за Марса наша планета смещается ближе к Солнцу

Марс влияет на океанические течения на Земле

Обнаружить подобные циклы изменения климата очень сложно, так как существует много других факторов, о которых мы рассказывали ранее. Например, изменение эксцентричности орбиты каждые 96 тысяч лет, изменение угла наклона планеты к Солнцу каждую 41 тысячу лет, а также прецессия Земли с периодом в 20 тысяч лет.

Кроме того, есть и другие факторы, такие как мощные извержения вулканов, которые уже приводили к длительным ледниковым периодам. Тем не менее, ученые обнаружили цикл изменения климата, связанный с Марсом, в глубоководных участках океана. А точнее, они обнаружили периоды, когда отложения перестают накапливаться. Это происходит каждые 2,4 миллиона лет, о чем исследователи сообщают в журнале Nature Communications.

По мнению ученых, такие перерывы возникают из-за усиления водоворотов в глубоком океане. Они попросту не дают отложениям накапливаться. Водовороты возникают в теплые периоды, когда в атмосферу поступает больше энергии и усиливаются ветры. Возникающие при этом вихри и очищают дно океана. Эти периоды совпадают с периодом изменения эксцентриситета орбиты, связанного с воздействием Марса.

Марс влияет на океанические течения на Земле. Океанические течения замедляются из-за потепления климата. Фото.

Океанические течения замедляются из-за потепления климата

Океанические течения усиливаются при потеплении климата

Если ученые правы в своих выводах, это может быть хорошей новостью для будущего Земли. Как мы уже рассказывали ранее, из-за глобального потепления климата страдают океанические течения. Например, некоторые ученые предполагают, что Атлантическая меридиональная опрокидывающая циркуляция может остановиться в ближайшие десятилетия.

Остановка циркуляционных течений будет иметь катастрофические последствия для Земли. В первую очередь, океаны утратят способность поглощать углекислый газ и задерживать на больших глубинах. Кроме того, произойдет потеря кислорода на большой глубине, что приведет к вымиранию глубоководных обитателей. В то же время в верхних слоях воды не будет питательных веществ, которые поднимаются со дна, что также негативно отразится на морских обитателях.

Кроме того, океанические течения перераспределяют тепло по планете. Без них некоторые участки будут нагреваться гораздо быстрее. Но, если ученые не ошиблись в своих выводах, можно предположить, что и нынешнее потепление климата приведет к возникновению новых ветровых океанических течений, которые не дадут воде в океанах расслоиться.

Океанические течения усиливаются при потеплении климата. Возможно, Земля тоже повлияла на климат Марса. Фото.

Возможно, Земля тоже повлияла на климат Марса

По мнению исследователей, в настоящее время даже есть некоторые признаки того, что это уже происходит. Правда, по мнению авторов исследования, ветровые течения не будут такими же эффективными, как, например, AMOC. Однако вопрос о том, насколько быстро они возникнут и насколько будут эффективными, выходят за рамки исследования.

Переходите по ссылке на наш ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов, посвященных науке.

На основе данного исследования можно сделать еще один вывод — если Марс так влияет на климат на Земле, то и наша планета влияет на климат на Марсе. Однако пока невозможно сделать выводы о том, к каким климатическим последствиям привело это воздействие.

Опубликовано: 15.03.2024 16:02:01