В колдовство верили вездеВ 1980 году американский антрополог Джордж
Мердок опубликовал книгу Теория болезней. В этой книге он привел
сведения по 139 обществам, известным на тот момент, в основном
доиндустриальным, домодерным. Мердок сгруппировал по типам все
теории болезни, объяснения причин и способы их лечения и обнаружил,
что такая причина болезней, как колдовство, распространена почти
повсеместно. Из 139 обществ она встречается в 132, и лишь в 7
обществах ее нет или она не зафиксирована.Вера в колдовоство как
антропологическая проблемаВера в колдовство социально
ориентированаВ практике колдовства всегда есть субъект, и это
кто-то среди нас. Не тот, кто живет в лесу, дух охоты или обитатель
неведомых земель, а наш соплеменник. Колдун маскируется под
обычного человека, но на самом деле он вредоносный
агент.Человеческая вера в разных культурах бесконечна, и есть
разные объекты верований. Вера в колдовство отличается одной
особенностью: здесь подразумевается подозрительность к
представителям своего же сообщества, которые не такие, как все.
Колдуны что-то кумекают и из зависти наводят на нас порчу. Этих
вредоносных агентов нужно найти и обезвредить, тогда все будет
хорошо, говорит антрополог Ольга Христофорова.Ольга Христофорова о
том, для чего социуму нужна вера в колдовство, кто сейчас верит в
ведьм и почему духи сварили шаманаМагия давала надежду там, где
никто другой не могГалина Линдквист, говоря о
социально-экономических нюансах постсоветской жизни, которые
сделали магию элементом повседневности людей, объясняет это тем,
что магия стала давать людям надежду там, где никто ее дать больше
не мог. В отсутствие возможностей официального решения каких-то
своих проблем, в условиях безденежья, отсутствия работы или при
наличии других трудностей люди прибегали к магическим специалистам,
повышая спрос на их услуги, и что-то, конечно, получали.О причинах
веры в экстрасенсов, ведьме в советском НИИ и стуке по дереву в
качестве оберегаВ героическом эпосе магия исчезаетКалевала это
эпическая поэма, состоящая из 50 песней, которые называются рунами.
Буквально Калевала переводится как страна сынов Калева. В мировом
фольклоре Калевала живой эпос финских народов, часть мифологической
системы и сюжетов которого уходят в древность. Устойчивым маркером
этого является образ утки как творца мира, известный у всех
финно-угорских народов.Любой эпос содержит героическую составляющую
борьбу с чудовищами, и она разворачивается в Калевале по особому
принципу. В архаическом эпосе герой совмещает в себе умения и
воина, и шамана, для такого героя совершенно неважно, действовать
магией или воинской силой. Когда из архаического эпоса развивается
героический, магическая составляющая исчезает. Калевала это менее
архаический эпос, который тем не менее развился в сторону усиления
роли магии, говорит кандидат филологических наук Александра
Баркова.Магия, герои и смерть в финском эпосе: что Джон Р. Р.
Толкин позаимствовал из Калевалы для своих произведенийЭзотеризм и
магия соотносится как теория и практикаЭзотеризм часто путают с
другими смежными понятиями: мистикой, магией, герметизмом и
особенно оккультизмом. Оккультизм действительно похож на эзотеризм,
но в науке считается, что он относится к тайным обществам в Европе
XIXXX веков.Магия с эзотеризмом соотносится как практика с теорией:
есть реквизиты, аксессуары, определенный порядок действий в ходе
соответствующих обрядов. А эзотеризм включает в себя магию только в
определенных случаях: он гораздо шире, чем просто магия.Об
эзотерике и ее отношениях с философией и христианством