Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Робототехника

Роботы Boston Dynamics помогают в борьбе с коронавирусом в США

25.04.2020 14:14:27 | Автор: admin

Знаменитые роботы Boston Dynamics уже не первый год поражают всех своими возможностями и тем, как они справляются с бытовыми задачами. Порой кажется, что для них нет ничего невозможного. Они могут носить грузы, ходить, бегать, прыгать и даже заниматься паркуром. Но теперь в свете того, что творится в мире, для них нашлись новые задачи. Заключаются они в том, чтобы роботы помогали докторам и целым медицинским учреждениям в борьбе с коронавирусом COVID-19, который довел нашу планету до пандемии и заразил миллионы людей по всему миру. Возможно, действия Boston Dynamics — просто пиар, но все равно, выглядит это очень круто и от роботов может быть какая-то польза. Даже если она не окажется решающей, лишней она все равно не будет.

Как роботы помогают в лечении коронавируса

Согласно заявлениям самой Boston Dynamics, ее роботы начали принимать активное участие в лечении коронавируса среди жителей США. Правда, помощь они оказывают только в одной больнице, которая находится в штате Массачусетс. Персонал многих больниц обращался с просьбой о помощи, а некоторые даже приводили статистику, согласно которой шестая часть медицинского персонала, которая занималась лечением больных с коронавирусом, сама заболела.

Такие потери недопустимы не только с медицинской точки зрения, когда врачей и так не хватает, но и с человеческой. Эти люди самоотверженно помогают вылечиться другим, но сами заболевают.

К сожалению, по статистике, аппараты ИВЛ не так эффективны в борьбе с коронавирусом. В США признали, что на аппарате ИВЛ умирает 88% пациентов с коронавирусом

Так быть не должно и именно поэтому Boston Dynamics активно начала искать решение, которое сможет помочь персоналу снизить риски заражения. Для этого программисты несколько недель анализировали основные потребности персонала больницы для того, чтобы придумать, как можно запрограммировать роботов на оказание помощи. Учитывая специфику каждого заведения и особенности лечение именно COVID-19, им пришлось поломать голову. Работа еще не закончена и роботов есть куда модернизировать, но уже сейчас знаменитый Spot ходит по коридорам одной из больниц штата Массачусетс и оказывает посильную помощь.

Так выглядит тот самый робот-собака Spot, который и помогает медикам.

Программное обеспечение роботов Boston Dynamics

Робот присутствует в больнице уже две недели и за это время было собрано много информации для обработки и последующего применения при модернизации его систем. На данный момент его обязанности связаны с телемедициной. Использование робота позволяет врачу минимизировать контакты с пациентом. Spot просто заходит к нему с камерой и экраном, а на другом конце видеосвязи сидит врач, который может общаться с пациентом из безопасного места. Конечно, ему все равно придется зайти к больному для более детального осмотра, но так будет куда более безопасно, чем ходить к нему по несколько раз в день. Тем более, что таких пациентов у врача много.

Примерно так робот может приносить iPad. Вот только нужно ли это?

Полезной особенностью роботов является то, что они могут работать почти в автоматическом режиме и доктору не придется ждать, пока машина дойдет до следующей палаты. Можно в это время выйти на связь с пациентом, к которому зашел другой Spot.

Также, за счет отдельного программного обеспечения, можно пользоваться навесным оборудованием, которым снабдят робота. К такому оборудованию можно отнести не только iPad, о котором говорилось выше, но и специальные лампы для обеззараживания территорий. Например, палат пациентов или внешних территорий, как это делают роботы в Китае.

Перспективы роботов Boston Dynamics

К перспективам роботов Boston Dynamics в медицинской сфере можно отнести и то, что при относительно небольших доработках, они смогут делать куда больше полезной работы за медицинский персонал. Сейчас можно только спросить пациента как у него дела, как он себя чувствует и нужна ли ему помощь человека. Это тоже важная работа, но, по сути, ее можно проводить по телефону или просто установить в каждой палате монитор и камеру или сразу iPad. Получится даже дешевле, чем запустить несколько роботов.

Если мало, есть еще такие роботы.

Куда более полезными функциями будут те, над которыми сейчас работают специалисты знаменитой компании. Они хотят обеспечить Spot возможностью измерять температуру пациента, его давление, уровень кислорода в крови и многое другое. Так контакт персонала и пациентов будет вообще сведен к минимуму.

Так же в перспективе предусматривается возможность вовлечения в работу других роботов Boston Dynamics. Для этого надо обеспечить их универсальным программным обеспечением и оптимизировать алгоритмы их работы.

Может ли робот помогать человеку

Как показывает практика последних лет, робот не просто может, он должен помогать человеку. Просто не надо представлять себе робота именно антропоморфным (подобным человеку) и считать, что он должен быть в состоянии сделать все. Достаточно, если он просто заберет на себя часть обязанностей. Тем самым даст нам больше того самого дорого, что у нас есть — времени.

А вот вы верите, что роботы способны существенно помогать медикам? Давайте обсудим это в кружке любителей роботов, который как раз сейчас заседает в нашем Telegram-чате.

В случае с медицинскими учреждениями именно время является самым главным ресурсом. Как и здоровье врачей, от которого зависит жизнь пациентов. Пусть то, как сейчас Boston Dynamics помогает персоналу в больнице очень похоже на пиар (я уже говорил, как можно заменить навыки робота, которые есть у него сейчас), но в перспективе эти наработки дадут нам очень многое. Мы уже давно стоим на пороге мира будущего. Пора уже переступать его, но делать это осторожно.

В арсенале роботов Boston Dynamics есть почти все варианты.

Подробнее..

Во время пандемии рабочих на заводах заменили роботы

08.07.2020 22:09:23 | Автор: admin

На заводах Toyota появится робот, который не допустит ошибок при сборке автомобилей

При производстве смартфонов, автомобилей и прочей техники важно, чтобы каждая деталь была строго на своем месте. Не важно, кто занимается сборкой конструкции ошибки могут совершать как люди, так и промышленные роботы. Поэтому, на каждом заводе должен быть человек или даже группа людей, которые контролируют все производственные процессы и быстро обнаруживают проблемы. Как правило, такие специалисты приезжают на заводы из других регионов, но в период пандемии коронавируса ездить в другие города они не могут многие границы закрыты, да и вообще, это очень рискованно. Вместо них теперь работают специальные роботы, которые точно знают, как выглядит каждая деталь устройства и где она должна находиться. Если роботы-сборщики или простые рабочие допускают ошибку, роботы-контроллеры бьют тревогу. Кажется, такая схема работает отлично так неужели роботы отнимут у нас еще одну профессию?

Бракованные детали

О том, как производители техники используют роботов для проверки качества своих изделий, рассказали журналисты издания Wired. Сегодня многие смартфоны хорошо защищены от влаги и, в большинстве случаев, за это следует благодарить британскую компанию P2i. Именно она производит водоотталкивающие покрытия для электроники, а ее сотрудники самостоятельно отправляются на заводы производителей и следят за внедрением технологии влагозащиты. Однако, в период пандемии коронавируса, компании пришлось отказаться от отправки своих сотрудников в командировки. Вместо настоящих людей, контролем качества занимается система из камер с искусственным интеллектом.

Компания P2i разрабатывает покрытие, которое защищает смартфоны от воды

Ну а что? Исследователи из разных стран уже давно пытаются создать технологию, которая может самостоятельно обнаруживать ошибки в производстве и не ждет помощи со стороны людей. В одном из материалов я уже рассказывал, как ученые из американского штата Огайо нашли способ быстро находить бракованные детали, напечатанные на 3D-принтере. Для выявления дефектов они использовали звуковые волны и такой метод давал отличные результаты. А вы представьте, насколько сильно можно увеличить точность обнаружения проблем, если использовать искусственный интеллект? Ведь на данный момент компьютеры способны распознавать даже человеческие эмоции, так что с обнаружением бракованных деталей у них вообще не должно возникать проблем.

Читайте также: Что произойдет когда ИИ научится распознавать эмоции?

Промышленные роботы с ИИ

Вероятно, представители компании P2i уже в курсе умений искусственного интеллекта. Чтобы следить за качеством внедрения водоотталкивающего покрытия в устройства партнеров, она использует систему, представленную компанией Instrumental. Технология контроля качества была разработана бывшими сотрудниками Apple и состоит из нескольких камер, которые передают информацию в компьютер. Искусственный интеллект заранее знает, как именно должно устанавливаться защитное покрытие P2i, поэтому, при возникновении ошибок, сразу бьет тревогу.

Так выглядит система выявления дефектов от Instrumental

Роботы для контроля качества скоро появятся даже на заводах компании Toyota, которая выпускает сотни автомобилей в день. Если допустить ошибку при производстве транспорта, нельзя просто сказать ну да, автомобиль получился бракованный. При неправильной установке какой-либо детали весь завод рискует остановить работу. Поэтому, сотрудники компании тщательно проверяют каждую деталь по специальным обозначениям на их поверхности и самостоятельно следят за их правильной установкой. Но скоро выполнением этой работы займутся роботы, предоставленные компанией Elementary Robotics.

Именно такой робот будет установлен на заводах Toyota для проверки того, правильные ли детали используются при производстве автомобилей

Главным элементом этих роботов тоже является камера. Она расположена на конструкции в форме буквы Н и способна с разных сторон осматривать каждый объект, который поставлен на специальную площадку. Внедренный в систему искусственный интеллект распознает детали, а дальше производственная линия из людей и роботов располагает их в нужных частях автомобилей. Считается, что таким образом количество ошибок в производстве будет сведено к минимуму.

В общем, все просто: человек поставил деталь на поднос, робот проверил его на качество и необходимость на определенном этапе сборке и ответил, можно использовать деталь или нет.

Самое интересное, что системы с камерами и искусственным интеллектом стоят не так дорого, чем может показаться. По словам генерального директора компании Over Zoom Арье Барнехама (Arye Barnehama), подобные технологии стоят около 1000 долларов. Обучение искусственного интеллекта распознаванию деталей не занимает много времени и сил этим может заняться любой рабочий. И да, компания Over Zoom тоже занимается разработкой подобных роботов, но они предназначены для проверки качества упаковок и нанесенных на них этикеток.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

Кажется, пандемия коронавируса действительно сильно влияет на нашу жизнь. Отныне многие люди, которые как минимум по 6 часов в день торчали в офисах, привыкли работать на дому. Работники, которые часто ездили в командировки, теперь заменены роботами. Что же дальше? Покажет время, а пока рекомендую почитать статью учредителя Hi-News.ru Михаила Королева о том, когда роботы-курьеры заменят настоящих людей.

Подробнее..

Как устроен самый сложный робот на Земле?

29.04.2020 00:05:00 | Автор: admin

Когда сейчас речь заходит о роботах, уже кажется никто не представляет себе кадры из Терминатора. Люди научились использовать роботов на благо общества, и сейчас под этим определением скрываются не только человекоподобные машины, но и также те, которые просто способны автоматизировать тот или иной процесс. Огромные промышленные роботы используются на добывающих предприятиях, заводах по сборке автомобилей и бытовой техники, а небольшие их аналоги поселились у некоторых дома. Но есть ли самый сложный робот на Земле? И если да, как он выглядит и работает?

Как создавался самый сложный робот

Такого робота создали почти 7 лет назад, и его постоянно дорабатывают, поэтому пока никому не удалось его переплюнуть. Агентство по передовым оборонным научно-исследовательским проектам США (DARPA) совместно с компанией Boston Dynamics разработали человекоподобного робота Atlas. Он отлично ориентируется в пространстве и имеет 28 гидравлических суставов, множество сенсоров и передовую систему управления.

Так выглядел прототип первого робота Atlas

В Boston Dynamics говорят, что изначально роботом управлял оператор, для того, чтобы создать трехмерную карту области передвижения. Однако затем гуманоид смог передвигаться самостоятельно с уже внесенной в его базу информацией об окружении и препятствиях на пути.

Поначалу он и правда напоминал прислужника из Скайнет и не мог двигаться без подключения к управляемому компьютеру и электропитанию. Имел рост 190 сантиметров и вес 136 килограмм. Всего пара лет понадобилась разработчикам, чтобы выпустить новую версию робота Atlas, который стал самым сложным роботом на Земле. Сначала они обновили его прошивку, а затем — и все тело, сделав робота еще больше похожим на человека.

Новый робот Atlas Boston Dynamics

Разработчики добавили в робота-гуманоида аккумулятор емкостью 3,7 кВч, который может обеспечить ему час автономной работы, включающей в себя перемещение и некоторые другие действия. Кроме того, для компенсации увеличения массы за счет установки аккумулятора инженерам пришлось использовать более легкие материалы при создании корпуса Atlas. Также создатели добавили в робота беспроводной модуль для связи и улучшили его подвижные части, увеличив свободу передвижения гуманоида. Его рост уменьшили до 1,5 метра, а вес — до 75 килограмм, чтобы было легче выполнять маневры. Инженеры хотели сделать робота максимально легким и прочным, многие его делали разработаны с нуля разработчиками из Boston Dynamics и напечатаны на 3D-принтере. Такого больше ни у кого нет.

С тех пор создатели робота занимаются тем, что улучшают его систему навигации и обучают его новым движениям, которые потенциально могут пригодиться ему при работе втрудных условиях. Так, в прошлом году Atlas научился разворачиваться в прыжке на 360 градусов — прямо как гимнаст. Как же ему все это удается?

Atlas - единственный робот на Земле, который может выполнять трюки с точностью до 80%.

Как устроен самый сложный робот

Помимо 28 шарнирных суставов, с помощью которых Atlas двигает руками, ногами, спиной и другими частями своего тела, робот также оснащен множеством моторов (их количество держится в секрете), которые приводят его в движение, получая питание уже от встроенного аккумулятора. Как робот понимает, что ему, например, нужно перешагнуть через препятствие? Для этого у него есть стереозрение, лидары, гироскопы, дальномеры и другие сенсоры, которые помогают ему ориентироваться в пространстве. Вся эта информация поступает в центральный процессор — очень мощный чип, который и посылает сигнал на моторы. А они уже приводят робота в движение. Работу Atlas можно сравнить с работой человеческого мозга: если глаз человека видит опасность, он отправляет информацию об этом в головной мозг, а оттуда дается команда, например, увернуться корпусом или отойти в сторону.

В «Атласе» есть отдельные моторы на каждую конечность, встроенная система охлаждения и провода, которые напоминают человеческие вены

Atlas имеет одну из самых компактных мобильных гидравлических систем в мире. За счет специальных двигателей, клапанов и гидравлической силовой установки Atlas может подавать необходимую мощность для любого из своих 28 гидравлических соединений. Именно поэтому он так задорно занимается паркуром, бегает, кувыркается — ни один другой робот на такое не способен. А поскольку аналогов никто не производит, Boston Dynamics вынуждена делать большинство компонентов с нуля.

За несколько лет робота обеспечили усовершенствованной системой управления, благодаря которой он знает очень много движений. На планирование каждого движения у него уходит 0,5 секунды — за это время робот анализирует пространство вокруг себя (с датчиков), сам себя взвешивает (оценивая, хватит ли мощности, чтобы поднять корпус и преодолеть препятствие) и принимает решение. Интересно, что инженерам удалось научить робота использовать руки для баланса тела так же, как человек.

Максимальная скорость передвижения робота Atlas составляет 1,5 м/с или 5,4 км/ч, что сравнимо со скоростью ходьбы человека.

Некоторым в нашем Telegram-чате показалось, что робот обладает интеллектом, однако это не так. Его программное обеспечение было полностью написано инженерами, которые могут управлять роботом с помощью макрокоманд (например, заставить его бежать, присесть, сделать шаг и так далее). То есть он либо управляется с пульта, либо просто выполняет запрограммированные команды. Команды уже преобразуются в микродействия и алгоритмы конечностей для обеспечения этих движений. Управляется гуманоид с помощью роботехнической операционной системы (ROS Robotics Operating System). Большинство расширений для него написаны на языках программирования C++ и Python. Правда, официально эту информацию не подтверждали Boston Dynamics держит очень много секретов. Еще бы, ведь это самый сложный робот в мире.

Зачем нужны роботы

В планах Boston Dynamics — добавить к роботу искусственный интеллект, а там и до возможности реагировать на команды недалеко. Конечно, можно записать набор фраз и встроить их, но это какие-то инновации ради инноваций, такое сейчас есть даже в вашей умной колонке. Здесь же масштабы совсем другие.

Сейчас, например, роботы Boston Dynamics помогают в борьбе с коронавирусом в США.

Изначально Altas создавался для проведения спасательных операций после техногенных или природных катастроф. К примеру, для ликвидации последствий после цунами и взрыва АЭС, как это случилось в 2011 году в Японии. Но с каждым годом сфер его применения становится все больше, и кто знает — может через 20 лет такие Алтасы будут встречать вас на ресешпен в отеле. Или использоваться в качестве замены солдат в армии. Хотя лучше первый вариант.

Робот Atlas не всегда был похож на человека

Подробнее..

Процесс роботизации во всем мире уже запущен

16.04.2020 20:01:05 | Автор: admin

На днях Илон Маск раскрыл тайну тысячелетия камеры над зеркалом заднего вида автомобиля Tesla Model 3. И хотя главное предназначение любой камеры это снимать то, что происходит вокруг, выяснились некоторые подробности. Итак, камера будет следить за салоном автомобиля в том момент, когда он работает на автопилоте либо сдается в аренду, пока не нужен хозяину (Маск считает, что так можно будет «отбить» часть стоимости при покупке автомобиля). Другая функция камеры: идентификация водителя (если их несколько) и автоматическая подстройка всех систем под конкретного человека. От сидений и зеркал до настройки климат-системы. Развитие Tesla идет семимильными шагами, автопилот активно используется на дорогах, а машина сама умеет приехать ко входу в торговый центр с парковки неподалеку. Это уже реальность, о которой мы читали как о фантастике каких-то 5-10 лет назад. Но уверяю вас, пройдет еще совсем немного времени и роботизация станет таким же обычным явлением, как использование телефона для оплаты на кассе в супер-маркете. Тем более, что текущая ситуация в мире к этому очень располагает.

Что такое народный каршеринг

Что такое обычный каршеринг — мы все прекрасно знаем, благо у нас в стране он развивается семимильными шагами. А вот понятие народного каршеринга известно куда меньше. Его суть заключается в том, что владелец автомобиля может им делиться в те дни, когда он ему не нужен. Такая аренда дается минимум на 1 день, чтобы вы могли взять автомобиль и вернуть его на место не позднее времени, когда он будет нужен владельцу (но чаще и выгоднее сдавать на более долгий срок, например, пока вы болеете или уехали в отпуск). Разумеется, владелец за это получает вознаграждение. Делиться можно не только автомобилем, но и самокатом, скутером или велосипедом. Главное вернуть его обратно. Сегодня такой шеринг довольно активно развивается в Европе.

Интересный факт: Владелец Tesla сможет настраивать параметры сдачи в аренду в автоматическом режиме, задав время когда он находится в офисе или отдыхает после нее. А в будущем, автомобиль сможет сам вернуться к хозяину в определенное время. Фантастика? Почти нет

Обычные автомобиле в народном шеренге в Испании можно взять от 20 евро/сутки

А вот Tesla обойдется почти в 10 раз дороже

Но для того, чтобы начать сдавать свой автомобиль в аренду, необходимо проделать какие-то действия с ним. Подписать договор, оснастить необходимой электроникой (чтобы открыть его смогли с телефона, например), возможно, показать автомобиль сервис-компании, которая будет выступать посредником и т.д. Более того, нужно будет каким-то образом описывать видимые и скрытые повреждения, если они есть, а в случае появления новых — необходимо найти виновного и взыскать стоимость ремонта и так далее. Может быть поэтому пока не случился бум народного шеринга, кто знает.

Все оперативные новости можно узнавать в нашем Telegram-канале

А вот Илон Маск все это уже учел. По сути его Tesla это уже готовое устройство, которым можно делиться с окружающими. Оно настолько напичкано электроникой, что дать доступ в салон любому человеку, который оплатил суточную аренду не составит труда. Маск может довольно быстро выпустить приложение похожее на обычный каршеринг, но внутри него мы будем видеть только Tesla и только те, владельцы которых согласились сдавать свои авто в аренду. Также наличие камер по кругу и внутри салона исключает порчу автомобиля, а всевозможные датчики отследят удары или скрытые повреждения, которые появились во время срока аренды. Согласитесь, когда ты можешь сдавать свой автомобиль в аренду нажатием одной кнопки и ты уверен за его сохранность — многие на это согласятся.

Я хотел взять Tesla Model 3 в народном каршеринге в Испании. Зарегистировался и связался с владельцем. Он был готов дать покататься на машине с одним «но». Он сдает ее с включенным режимом Valet parking. А это значит, что машина не может ехать быстрей 100 км/ч и разгон у нее не такой как в оригинале. Вот так, технологии Tesla уже применяют для безопасного шеринга.

Михайл Королев, основатель Hi-News.ru

Но это лишь первый шаг. Второй, который непременно за ним последует — это включение полностью автономного автопилота!

Мы посчитали, что экономичнее: электромобиль Tesla или бензиновый/дизельный автомобиль

Насколько безопасен автомобили с автопилотом?

Еще в далеком 2018 году Tesla публиковала первую статистику по безопасности собственных автомобилей, сравнивая свои показатели со средними по стране (США). Тогда цифры показывали, что их автомобили (без автопилота) попадают в аварии в 2 раза реже, чем другие. При работе автопилота количество аварий сокращалось еще вдвое. С тех пор много воды утекло и качество автопилотов сильно улучшилось. При этом ключевой особенностью подобных систем является то, что алгоритмы постоянно обновляются и автомобили Tesla просто получают новые прошивки (почти как ваш iPhone) с новыми функциями.


Посмотрите видео, как автопилот Tesla не позволяет наехать человека

Вопрос безопасности при использовании автопилота, на мой взгляд, является самым главным. Если несколько лет назад для его точной работы была необходима правильная дорожная разметка, чистые дороги, установленные по ГОСТу дорожные знаки и т.д., то сегодня это все отошло на второй план. Автомобили обрели «компьютерное зрение» и просто оценивают дорожную ситуацию вокруг себя. Помимо этого автопилоты во всю используют машинное обучение и с каждым днем становятся умнее и умнее. Учитывая, что автомобили Tesla всегда он-лайн, инженеры и разработчики получают огромное количество информации, которая впоследствии анализируется с помощью искусственного интеллекта и позже становится частью алгоритма. Не за горами тот день, когда автомобили начнут «общаться» друг с другом, заранее предупреждая о маневре, остановке, сложных дорожных ситуациях и т.д., чтобы позади идущий автомобиль заранее был готов к необходимым действиям. С точки зрения технологий — ничего сложно уже нет, все реализовано. Нужно только собрать все вместе. Как пазл.

Современным автопилотам уже не нужна разметка. Они обладают «компьютерным зрением»

А что говорить о пресловутом человеческом факторе? С автопилотами он просто отсутствует, потому что никакого человека то и нет. Автопилот не будет стартовать со светофора на перегонки, не станет «наказывать» соседнего водителя, который случайно или умышленно его подрезал, не уснет, не сядет пьяным за руль, не отвлечется на смс или не будет ругаться с тещей всю дорогу, тем самым раздражаясь и теряя концентрацию. Все эти факторы, зачастую, и становятся причиной ДТП. В случае технической неисправности автопилот может сам принять решение об экстренном торможении или спокойной парковки с «аварийкой» на обочине дороги. В случае с человеком это сделать намного труднее, т.к. сидя за рулем мы не обладаем сведениями обо всех узлах автомобиля, которые могут выйти из строя.

Кто ответит за ошибки автопилота?

Но без ошибок тоже не будет. Вопрос лишь в статистике, как бы грубо это не звучало. Если современные автопилоты позволят снизить количество ДТП в 5 раз, а количество смертей в их результате в 10, то кто от этого откажется? Я имею ввиду даже не лично вас или меня, а на уровне государства. Но что произойдет, если во время ДТП с автопилотом погибнут люди? Ведь всегда же должен быть виноватый? В случае грубого нарушения ПДД со стороны пешехода, который резко выпрыгнул под колеса автомобиля вопросов никаких нет, сам виноват. Но что если произошел сбой внутри автопилота или не сработал один из множества датчиков? Кто ответит за человеческую жизнь? Вопрос, на самом деле, очень непростой. Можно провести множество экспертиз, выяснить конкретную причину и окажется, что во время ТО мастер плохо закрепил датчик. Тогда на него можно скинуть все шишки и заставить отвечать. Ну допустим.

Наш сайт доступен в подписке на платформе Google.News

А если окажется, что автомобиль был технически исправен и автопилот принял неправильное решение? Или ситуация была настолько нестандартной, что автоматика просто не нашла за короткое время оптимальное решение? В этом случае судить компанию? Инженеров? Проектировщиков? Возможно. Но автопилот снизил смертность в 10 раз (например) и потенциально спас множество жизней. С этим что делать? А автопилоты в самолетах? Они тоже, бывают, ошибаются, что приводит к фатальным последствиям. Что теперь закрыть Boeing или Airbus? Не думаю.

В итоге я прихожу для себя к довольно неприятной, но правде. Все дело в статистике. Если введение автопилота в несколько раз снижает смертность на дорогах, значит надо принять это как факт, и не пытаться вставлять палки в колеса. Конечно, в каждом случае надо разбираться, что привело к смерти человека, но это не должно останавливать процесс совершенствования и распространения автопилотов.

Автоматизированная доставки товаров

Роботы-курьеры Starship доставили более 50 000 товаров

Сегодня, такие крупные компании, как Apple, Google, Amazon, Яндекс и многие другие с радостью бы отказались от привычного использования человеческого труда в угоду автопилотам. Фактически мы уже начинаем видеть этот процесс. Над автопилотом работает не только Tesla, но и Apple (по слухам) и Яндекс (они уже даже его показали). Зачем Амазону делать доставку с помощью человека, когда они могут отправить тот же товар автоматическим способом? А зачем Apple приплачивать DHL, когда это все может сделать автопилот? И так по кругу. Доставка еды, продуктов, такси, все что угодно. Область развивается настолько стремительно, что проснувшись завтра мы окажемся в будущем. А в условиях, в которых сейчас находится весь мир (да, я про коронавирус) — эта индустрия получила отличного пинка, чтобы начать развиваться семимильными шагами. Мир стремительно меняется и нам придется поменяться вместе с ним.

Готовы ли мы к автопилотам?

И вот тут встает главный вопрос: а мы сами то готовы? Не лично я или вы, а человечество в общем смысле слова. Ведь в первую очередь для людей — это потеря рабочих мест. Постепенно будут исчезать курьеры, экспедиторы, таксисты. Затем машинисты метро и поездов дальнего следования. Следом без работы останутся пилоты самолетов и т.д. Понятно, что произойдет это не сразу, а постепенно. Уже сегодня Amazon доставляет дронами, а беспилотные грузовики перевозят товары в скандинавских странах. На что способен автопилот автомобиля мы тоже выяснили. И если для человека автоматизация определено облегчает нашу жизнь и делает ее комфортнее, то как насчет человечества?

Делитесь мнением в комментариях.

Это не настоящие роботы. Но скоро все изменится

Подробнее..

Могут ли роботы ухаживать за пациентами больниц, если у них нет души?

17.08.2020 18:01:21 | Автор: admin

На фото разработанный компанией Diligent Robotics робот Moxi, выполняющий работу медсестер

Сегодня роботы применяются в самых разных сферах деятельности. Ранее мы уже выяснили, что роботизированные собаки от компании Boston Dynamics способны выполнять работу грузчиков. В апреле 2020 года подобные им роботы оказались полезными в сфере медицины. Когда разгорелась пандемия коронавируса, многие лечащие врачи начали заражаться болезнью от своих пациентов. Чтобы остановить это, одна из больниц американского штата Массачусетс установила на роботов Spot Mini планшеты, через которые врачи могли разговаривать с больными на расстоянии, по видеосвязи. Многочисленные исследования показали, что общение медицинского персонала с пациентами помогает быстрее преодолеть болезни и в это охотно верится. Роботы защищают врачей от заражения, помогают в поддержке людей, способны измерять температуру тела и другие показатели здоровья, тем самым экономя кучу времени. Но могут ли они полноценно ухаживать за пациентами, не имея человеческой души?

Под роботами-грузчиками я имею в виду Handle от Boston Dynamics. Он оснащен двумя колесами и рукой-присоской, при помощи которой может поднимать предметы и перетаскивать их с места на место. Посмотреть на их работу можно в этом видео.

Медицинская помощь от роботов

Этим вопросом недавно задались сотрудники издания The Next Web. По их словам, на данный момент уже есть много научных доказательств того, что общительные врачи помогают пациентам легче перенести боль и обойтись меньшим количеством обезболивающих, а также быстрее восстановиться после хирургических операций. Но речь не идет о машинально сказанных фразах вроде примите эту таблетку, она вам точно поможет. Роботы явно не могут поддержать пациентов так же хорошо, как живые врачи с опытом и хорошими отзывами. Все гораздо сложнее, чем можно было подумать.

Робот Boston Dynamics с функцией видеозвонков

Доверие между людьми и роботами

Исследователи уверены, что для создания доверительных отношений между врачами и пациентами, роботов с установленными планшетами недостаточно. А все потому, что говорящая голова медицинского сотрудника не может дополнить общение с другим человеком при помощи языка тела. А ведь жесты, паузы между словами, мимика и другие мелочи очень сильно влияют на впечатление о человеке. Роботы пока не способны хорошо передавать человеческую мимику и даже если бы умели, явление зловещей долины еще никуда не пропало. Даже говоря с самыми совершенными, максимально похожими на людей роботами, некоторые пациенты не смогут им полностью довериться.

О помощи роботов в борьбе с коронавирусом рассказывал мой коллега Артем Сутягин. Он выдвинул весьма интересные предположения, советую почитать.

Да и можно ли использовать бездушных роботов в больницах с этической точки зрения? Ведь отсутствие личного контакта с врачами может восприниматься некоторыми людьми как неуважение. Возможно, они обратились в больницу именно за человеческой помощью, а персонал обслуживает их при помощи роботов. Впрочем, эту проблему можно решить, совмещая заботу со стороны роботов с поддержкой от реальных медицинских работников. Допустим, консультации будут проводиться непосредственно лечащими врачами, а слежение за состоянием здоровья будет доверено роботам.

В 2017 году робот Сяо И получил лицензию для ведения медицинской практики

Это тоже интересно: 10 случаев с роботами, убившими людей

Роботы врачи

И совершенно не обязательно, чтобы роботы были похожи на людей. Ими могут быть даже простые аппараты, которые изменяют температуру тела через определенные промежутки времени. Что бы не говорили ученые, польза от роботов в медицине есть и особенно сильно она заметна в нынешние времена. Больницы многих стран все еще полны людей и медицинский персонал физически не успевает уследить за каждым пациентом. А роботы оказались отличными коллегами по работе и взяли на себя задачи, которые не так уж и трудно выполнить, но занимающие приличное количество времени.

Читайте также: Создан робот-хирург, способный сшивать кровеносные сосуды

Пандемия коронавируса заставила врачей активнее использовать роботов и другие новые технологии. Чтобы меньше контактировать друг с другом на физическом уровне, люди начали активно пользоваться видеосвязью. В общественных местах некоторых стран появились устройства для дезинфекции людей. И даже в маленьких городах, при входе в Торговые центры и прочие места с большим скоплением людей, у посетителей измеряют давление при помощи дистанционного устройства. Да уж, пандемия буквально за несколько месяцев подвинула нас ближе к миру киберпанка.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

О том, каким еще образом роботы начали использоваться во время пандемии, я рассказывал в этом материале. Если вкратце, то они пригодились на заводах и начали контролировать производственные процессы. Если кто-то допустил ошибку в сборке определенной детали, роботы начинают бить тревогу. Это довольно интересное явление современного мира, поэтому рекомендую заняться чтением этом небольшой статьи прямо сейчас.

Подробнее..

Что такое колоноскопия и как сделать ее менее ужасной?

29.08.2020 00:11:41 | Автор: admin

Так выглядит робот, о котором пойдет речь в этой статье

Во время медицинских обследований, многие люди вынуждены терпеть далеко не самые приятные процессы. Например, для выявления некоторых болезней врачам необходимо тщательно осматривать состояние внутренних органов человека. Для этого часто используется так называемая колоноскопия, при которой в организм пациента вводится полужесткая трубка с видеокамерой на одном конце. Людям в возрасте 45-50 лет такие обследования рекомендуется проходить каждый год но, из-за неприятных ощущений, эта рекомендация часто игнорируется. А ведь это чревато тем, что опасные болезни могут быть вовремя не выявлены и в дальнейшем хуже поддаться лечению. В связи со всем этим, ученые пытаются разработать новые технологии осмотра внутренних органов людей. Недавно инженеры из американского штата Колорадо представили полноценного робота, который может ползти по внутренностям людей и практически не причинять им неудобств.

Колоноскопия метод осмотра толстой кишки человека, при котором врач использует эндоскоп. Обследование дает возможность обнаружить опухоли и воспалительные заболевания.

Обследование кишечника

О необычном роботе-разведчике было рассказано в статье, опубликованной в IEEE Xplore. Как и говорилось выше, для диагностики многих болезней врачи проводят пациентам колоноскопию. Как правило, этот метод применяется при возникновении подозрений на заболевания кишечника. В ходе колоноскопии эндоскоп, который представляет собой гибкую трубку с видеокамерой в одном конце, помещается в задний проход пациента и проталкивается внутрь. При резком изгибе кишечника его приходится толкать с большей силой, поэтому иногда люди даже испытывают боль. Чтобы хотя бы немного облегчить процесс, во время диагностики используется наркоз. Но в идеале ученые хотят сделать так, чтобы устройство для исследования кишечника двигалось по организму людей самостоятельно и крайне аккуратно.

Читайте также: Как бактерии в кишечнике могут повлиять на память?

Робот-разведчик в медицине

Группа инженеров из американского штата Колорадо разработала именно такое устройство. По словам руководителя группы Марка Рентшлера (Mark Rentschler), ширина робота составлять 3 сантиметра, а толщина 2,3 сантиметра. Устройство оснащено всем необходимым для проведения медицинского осмотра. У него есть камера для передачи изображения на компьютер врача, две светодиодные лампы (внутри человека-то темно!) и щипцы для взятия образцов тканей для последующего изучения лаборатории. Вдобавок ко всему этому, робот оснащен трубками для подачи воды и воздуха, потому что иногда полости кишечника необходимо надуть, а объектив камеры хорошенько промыть.

Конструкция разработанного робота

Для передвижения по кишечнику робот использует расположенный по бокам корпуса гусеничный привод, на который натянута лента с небольшими выступами. Они обеспечивают устройству сцепление с поверхностью кишечника. Каждая лента приводится в движение отдельным мотором, поэтому робот может спокойно поворачиваться внутри человеческого организма. То есть, при достижении изгибов врачу не нужно с силой проталкивать трубку и все происходит гораздо аккуратнее. Да и вообще, никакого механического воздействия со стороны врачей не требуется, потому что они управляют роботом при помощи специального пульта.

Первым делом исследователи протестировали робота внутри живой свиньи. Они успешно использовали привод для воздуха и воды, чтобы надуть нужную область кишечника и промыть объектив камеры. Также они без проблем взяли образцы тканей при помощи механических щипцов. Однако, диаметр кишечника свиньи оказался в два раза меньше человеческого и робот не смог свободно передвигаться, из-за чего испытание пришлось остановить. Зато, потом исследователи протестировали аппарат на отдельном кишечнике свиньи, который был расширен до размеров человеческого кишечника. Внутри него робот смог передвигаться со скоростью 4 сантиметра в секунду. А это, стоит отметить, впечатляющий результат для медицинского робота.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

Испытания на людях еще не проведены, да и на данный момент это слишком опасно. Возможно, в будущем американским инженерам удастся уменьшить размеры устройства и сделать его еще более маневренным. А пока они занимаются улучшением своего изобретения, рекомендую прочитать материал о медицинских роботах, которые занимаются ухаживанием за пациентами больниц. Вот задумывались ли вы о том, могут ли эти роботы выполнять такую ответственную задачу, не имея души? Об этом и поговорим.

Подробнее..

История робототехники как выглядели самые первые роботы?

29.08.2020 20:02:27 | Автор: admin

Мистер Телевокс один из первых американских роботов

Вот уже несколько сотен лет подряд человечество хочет максимально облегчить себе жизнь, переложив выполнение сложных задач на плечи роботов. И это у нас весьма хорошо получается, потому что уже сегодня любой желающий может купить робота-пылесоса за не такие уж и большие деньги и забыть о мытье полов. В больницах некоторых стран стран частью персонала являются роботы, предназначенные для ухаживания за пациентами. А на заводах производственные механизмы в автоматическом режиме собирают электронику и даже огромные автомобили. Но когда человечество вообще задумалось о разработке роботов и когда изобретателям удалось их создать? Многие скажут, что первого робота в мире создал всем известный Леонардо да Винчи ведь неспроста среди его документов имелась схема сборки человекоподобного механизма? Но, на самом деле, первые роботы были созданы задолго до рождения итальянского художника и ученого.

Какие бывают роботы?

Слово робот произошло от слова robota, что можно перевести как подневольный труд. То есть то, что называется роботом, вопреки своей воле должно выполнять команды и по своей сути являться рабом. А если быть точнее, термин подразумевает под собой устройство, которое предназначено для выполнения определенного рода действий по заранее заданной инструкции. Обычно роботы получают информацию об окружающей обстановке со встроенных датчиков, которые играют роль органов чувств. А выполнением задач они занимаются либо самостоятельно, следуя заложенной программе, либо повинуясь командам другого человека. Назначение роботов может быть разным, начиная от развлечения людей и заканчивая сборкой сложных устройств.

Роботы бывают разные, но главное, чтобы они не вредили людям

Интересный факт: американский писатель-фантаст Айзек Азимов (Isaac Asimov) является автором трех законов робототехники. Первый робот не может причинить вред человеку. Второй робот должен повиноваться всем командам человека кроме тех, которые противоречат первому закону. Третье робот должен заботиться о себе в ой мере, которая не противоречит первому и второму законам.

Первые роботы в истории

Если верить историческим данным, первые роботы в мире были созданы примерно в 300 году до нашей эры. Тогда, на маяке египетского острова Фарос, были установлены две огромные фигуры в виде женщин. В дневное время они хорошо освещались сами по себе, а ночью загорались искусственным светом. Время от времени они поворачивались и били в колокол, а ночью издавали громкие звуки. И все это делалось для того, чтобы прибывающие корабли вовремя узнавали о приближении к берегу и готовились к остановке. Ведь иногда, при возникновении тумана или кромешной ночи, берег можно было и не заметить. И этих женщин вполне можно назвать роботами, ведь их действия точно соответствуют значению слова робот.

Маяк на острове Фарос

Робот Леонардо да Винчи

Изобретателем одного из первых роботов считается итальянский ученый Леонардо да Винчи. Судя по документам, обнаруженным в 1950-е годы, художник разработал чертеж человекоподобного робота в 1495 году. В схемах был изображен каркас робота, который был запрограммирован выполнять человеческие движения. Он обладал анатомически правильной моделью челюсти и умел садиться, двигать руками и шеей. Записи гласили, что поверх каркаса должна быть надета рыцарская броня. Скорее всего, идея создать искусственного человека пришла в голову художнику в ходе изучения человеческого тела.

Реконструкция робота-рыцаря

К сожалению, ученым не удалось найти подтверждений тому, что робот Леонардо да Винчи действительно был создан. Скорее всего, идея так и осталась на бумаге и так и не была воплощена в реальность. Зато робот был воссоздан в современности, спустя сотни лет после разработки чертежа. Сборкой робота занялся итальянский профессор Марио Таддей, который считается экспертом по изобретениям Леонардо да Винчи. При сборке механизма он строго следовал чертежам художника и в конечном итоге создал то, чего хотел добиться изобретатель. Конечно, широкими возможностями этот робот не блещет, но зато профессор смог написать книгу Машины Леонардо да Винчи, которая была переведена на 20 языков.

Первый робот-музыкант

Спустя несколько сотен лет после Леонардо да Винчи, попытки создать искусственного человека предпринимал французский механик Жак де Вокансон. Если верить историческим документам, в 1738 году ему удалось создать робота, строение которого полностью копирует анатомию человека. Он не мог ходить, зато отлично играл на флейте. Благодаря конструкции из множества пружин и устройств для вдувания воздуха в различные части механизма, робот-флейтист мог играть на духовом инструменте при помощи своих губ и движущихся пальцев. Демонстрация робота прошла в Париже и была описана в научном труде Le mcanisme du fluteur automate.

Схема медной утки Жака де Вокансона

Помимо человекоподобного робота, Жак де Вокансон создал роботизированных уток из меди. По своей сути они были механическими игрушками, которые умели двигать крыльями, клевать корм и, как бы странно это не звучало, испражняться. Сегодня такие технологии выглядели бы крайне странно. К тому же, подобные игрушки уже можно свободно купить в любом детском магазине. Там найдутся как ходячие фигурки, так и сложные роботы с дистанционным управлением. Но сотни лет назад медные утки наверняка казались чем-то волшебным.

Читайте также: Как устроен самый сложный робот на Земле?

Первый советский робот

В XX веке человечество уже осознало перспективы робототехники и всерьез занялось производством роботов. В те времена инженеры хотели создать человекоподобные механизмы, но на настоящих людей они не были похожи. По современным меркам они вовсе были металлическими монстрами, которые практически ничего не умели. Так, в 1928 году, американский инженер Рой Уэнсли показал публике робота Мистер Телевокс, который умел двигать несколькими конечностями и выполнять простые голосовые команды.

Американский Мистер Телевокс

Советский союз тоже не хотел оставаться в стороне. В то время как в других странах разработкой сложных механизмов занимались серьезные дяденьки в толстых очках, в первый советский робот был создан 16-летним школьником. Им оказался Вадим Мацкевич, который в восьмилетнем возрасте создал компактную радиостанцию, а в 12 лет изобрел крошечный броневик, стреляющий ракетами. Он был весьма известным мальчиком и вскоре обзавелся всеми комплектующими, необходимыми для создания полноценного робота.

Первый советский робот В2М

Советский робот В2М был представлен в 1936 году в рамках Всемирной выставки в Париже. Его рост составлял 1,2 метра, а для управления использовалась радиосвязь. Человекоподобный робот умел выполнять 8 команд, которые заключались в движении разными частями тела. Из-за слабости моторов, робот не мог полноценно понимать правую руку и этот жест был похож на нацистское приветствие. Из-за этого недоразумения, робот В2М принес мальчику множество проблем и от репрессии его спасли только юношеский возраст и поддержка со стороны начальства органа СССР по борьбе с преступностью.

Вырезка из зарубежной газеты о новой версии робота В2М

В 1969 году юные последователи Мацкевича создали нового робота, основанного на конструкции В2М. Этот андроид был представлен публике в рамках японской выставки ЭКСПО-70 и тоже привлек к себе внимание мировой общественности. А сам Вадим Мацкевич все это время занимался созданием технических игр для школьников написал две популярные книги: Занимательная история робототехники и Как построить робот. Мацкевич умер в 2013 году и в честь него был снят документальный фильм Как один лейтенант войну остановил.

https://youtu.be/OTltSb5SGJM

Современные роботы

Несмотря на все заслуги, титул отца робототехники принадлежит не Вадиму Мацкевичу, не Жаку де Вокансону и даже не Леонардо да Винчи. Этот титул был дан американскому инженеру Джозефу Энгельбергеру (Joseph Engelberger), который в 1956 году познакомился с изобретателем Джорджем Деволом (George Devol). Спустя три года со дня знакомства, они представили миру производственного робота Unimate #001. Впоследствии механизм был несколько раз усовершенствован и появился первый робот для сборки автомобилей. Его установили на одном из заводов General Motors для помощи в литье деталей.

Unimate #001 первый промышленный робот

На протяжении следующих десятилетий робототехника скакнула далеко вперед. Примерно с 1970 по 2000 годы инженеры придумали множество новых датчиков и контроллеров, которыми можно управлять при помощи разных языков программирования. Роботы в современном обличье появились в 1999 году, когда компания Sony представила робота-собаку по кличке AIBO. Она ведет себя живой организм и умеет выполнять практически все собачьи команды.

История роботов AIBO

Вскоре после этого разработкой роботов занялась компания Boston Dynamics. О ней мы часто рассказываем на нашем сайте, а новости об обновлениях фирменных роботов публикуем в нашем Telegram-канале. Разумеется, до совершенства созданным роботам еще далеко и инженерам предстоит проделать много работы.

Подробнее..

Моральный кодекс робота возможно ли такое?

25.05.2020 14:11:58 | Автор: admin

В беспокойное и противоречивое время, когда не всё работает, как должно, а что-то вообще в корне меняется, зачастую, остаётся только личный моральный кодекс, который подобно компасу указывает путь. Но что порождает моральные ценности для человека? Социум, тепло близких, любовь — всё это основано на человеческом опыте и реальных взаимоотношениях. Когда не удаётся получить сполна опыт в реальном мире, многие черпают опыт из книг. Переживая историю за историей, мы принимаем для себя внутренние рамки, которым следуем долгие годы. На основе этой системы ученые решили провести эксперимент и привить машине моральные ценности, чтобы узнать, сможет ли робот отличать добро от зла, читая книги и религиозные брошюры.

Искусственный интеллект создан не только для упрощения рутинных задач, но и для выполнения важных и опасных миссий. Ввиду этого встал серьёзный вопрос: смогут ли роботы развить когда-нибудь собственный моральный кодекс? В фильме «Я- Робот» ИИ изначально программировался согласно 3 правилам робототехники:

  • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  • Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Но как быть в ситуациях, когда робот обязан причинить боль, чтобы сохранить жизнь человеку? Будь то экстренное прижигание раны или ампутация конечности во имя спасения, как в этом случае действовать машине? Что делать, если действие на программном языке говорит, что нужно сделать что-то, но при этом это же действие категорически нельзя делать?

Хорошо, что на наш телеграм-канал не только можно, но и нужно подписаться

Обсудить каждый отдельный случай просто невозможно, поэтому ученые из Дармштадтского технологического университета предположили, что в качестве своеобразной базы данных могут использоваться книги, новости, религиозные тексты и Конституция.

Мудрость веков против ИИ

Машину назвали эпично, но просто Машина морального выбора(ММВ). Основной вопрос заключался в том, сможет ли ММВ по контексту понять, какие действия являются правильными, а какие — нет. Результаты оказались очень интересными:

Когда ММВ поставили задачу ранжировать контекст слова убить от нейтрального до отрицательного оттенка, машина выдала следующее:

Убивать время -> Убивать злодея -> Убивать комаров -> Убивать в принципе -> Убивать людей.

Данный тест позволил проверить адекватность принятых роботом решений. Простыми словами, если бы вы весь день смотрели глупые несмешные комедии, то в данном случае машина не посчитала бы, что вас за это нужно казнить.

За то, что вы игнорируете наш канал в Дзен, вас тоже не казнят, но вы упускаете кучу интересных новостей!

Вроде бы, всё круто, но одним из камней преткновения стала разница поколений и времён. Например, советское поколение больше заботится о домашнем уюте и пропагандирует семейные ценности, а современная культура, в большинстве своём, говорит о том, что нужно сначала строить карьеру. Получается, что люди как были людьми, так ими и остались, но на ином этапе истории поменяли ценности и, соответственно, поменяли систему отсчёта для робота.

Быть или не быть?

Но самый прикол был впереди, когда робот добрался до речевых конструкций, в которых подряд стояли несколько позитивно или негативно окрашенных слов. Словосочетание Пытать людей однозначно трактовалось как плохо, а вот пытать заключенных машина оценила как нейтрально. Если же рядом с неприемлемыми действиями оказывались добрые слова, эффект негатива сглаживался.

Машина вредит добрым и порядочным людям именно потому, что они добрые и порядочные. Как же так? Всё просто, допустим, роботу сказали «вредить добрым и приятным людям». В предложении 4 слова, 3 из них «добрые», значит, оно аж на 75% правильное, думает ММВ и выбирает это действие, как нейтральное или приемлемое. И наоборот, на вариант «починить разрушенный, страшный и забытый дом» система не понимает, что одно «доброе» слово в начале меняет окраску предложения на сугубо положительную.

А вы знаете, как устроен самый сложный робот на Земле?

Помните, как у Маяковского: «И спросила кроха, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Перед тем, как продолжить обучение машин морали, ученые из Дармштадта отметили недостаток, который никак не исправить. Из машины не удалось устранить гендерное неравенство. Машина приписывала унизительные профессии исключительно женщинам. И вот вопрос, это несовершенство системы и маячок, что нужно что-то менять в обществе или причина даже не пытаться это исправить и оставить, как есть? Пишите свои ответы в наш телеграм-чат и в комментариях.

Они — новая ветвь эволюции?

Подробнее..

Категории

Последние комментарии

© 2006-2020, umnikizdes.ru