Метавселенные сегодня находятся в фокусе внимания крупнейших
IT-компаний. Facebook Inc. сменил название на Meta1 от английского
metaverse, Microsoft приобрел игровую студию Activision Blizzard за
68,7 миллиардов долларов чтобы выстраивать свой собственный
виртуальный мир. С 2018 года в Сбере работает лаборатория
виртуальной и дополненной реальности (Sber AR/VR Lab), руководитель
которой, Максим Козлов, рассказал, что такое метавселенные и какие
технологии и исследования помогают в развитии цифровых миров.Что
такое метавселеннаяМетавселенная это постоянно действующее
виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать с
окружающей средой и другими пользователями через свои
аватары.Виртуальные миры в первую очередь существуют в браузере на
компьютере или смартфоне. А те же VR-шлемы только один из возможных
интерфейсов, через которые можно попасть в метавселенную. Так, в
мире разработано около 130 метавселенных, и только 35 из них VR, а
остальные браузерные.Важно понимать, что метавселенные это не Web
3.0. Концепция третьего поколения интернета, Web 3.0, предполагает,
что веб-сайты и приложения смогут обрабатывать информацию почти как
человек и будут работать автономно, без необходимости вмешательства
со стороны органов управления. Здесь будут широко применяться
машинное обучение, большие данные, технологии децентрализованного
реестра и другое. Современные метавселенные пока остаются на уровне
Web 2.0. А метавселенные, объединяющие физическую, виртуальную и
дополненную реальность следующий этап развития социальных сетей и
часть будущего Web 3.0.Широкая аудитория пока лучше знакома с
игровыми виртуальными мирами: Fortnite, World of Warcraft, Roblox и
Minecraft. В целом они подходят под определение метавселенных:
здесь есть аватар, есть постоянно действующее виртуальное
пространство и многое другое. Однако шутер, который вы в одиночку
проходите по заданному сценарию, не будет метавселенной, а сложная
многопользовательская игра, в которой есть настраиваемый аватар и
возможность взаимодействовать с другими людьми да.Четыре слоя
мультивселеннойРазработка виртуальных миров технически сложная
задача. Она требует участия разных специалистов: от дизайнеров
цифровых пространств до системных архитекторов, которые создают
инфраструктуру для поддержания метавселенных. В свою очередь
технологии, необходимые для создания и поддержания метавселенных,
можно поделить на четыре слоя: контент и опыт, платформы,
инфраструктура и оборудование, энейблеры.
Первый слой контент и опыт состоит из самого контента, приложений и
виртуальных миров. Контент обогащает впечатления от метавселенной и
создается не только разработчиками, но и самими пользователями.
Последний приятно называть пользовательский контент или UGC
(user-generated content).Приложения привязаны к конкретным
вариантам использования метавселенной совместная работа на
мероприятии, музыкальные метавселенные или специфические отраслевые
приложения для удаленной работы, виртуальных тренингов, банкинга и
др. А виртуальные миры это среды, в которых большое количество
пользователей может взаимодействовать друг с другом и получать
различные впечатления.Следующий слой платформа, на которой все
держится. Платформы облегчают распространение и поиск контента,
опыта, приложений, включая браузеры и магазины приложений. К этому
слою относятся и 3D-платформы разработки основной набор
инструментов для создания 3D-приложений, включая дизайн, игры,
движки, сервисы искусственного интеллекта (ИИ), инструменты для
создателей.Третий слой инфраструктура и оборудование. Это базовая
инфраструктура в облаке, полупроводники и сети, питающие
метавселенные. А кроме того аппаратные устройства (например,
VR-шлемы), компоненты и аксессуары.К четвертому слою энейблерам
относят технологии, связанные с платежами (они позволяют создавать
экономику метавселенных), безопасностью и идентификацией
пользователей. К технологиям для пользовательской идентификации
относятся и программы, которые управляют социальными графами.Типы
метавселенныхМетавселенные делятся на централизованные и
децентрализованные. В первом случае всем управляет одна компания:
она задает пространство и правила игры для других участников.
Децентрализованные метавселенные создаются на базе технологий
блокчейна и предполагают равные возможности для всех
участников.Кроме того, метавселенные делятся по двум типам создания
контента. Существуют метавселенные с dev-first content, где большая
часть контента создана разработчиками. Например, музыкальная
метавселенная WAVE, в которой исполнители могут организовывать свои
концерты. И метавселенные с player-first content с контентом,
созданным преимущественно пользователями. В Minecraft или
Decentraland люди сами выстраивают собственные пространства из
существующих в игре блоков. И таких метавселенных, с player-first
content, гораздо больше.
Технологические тренды метавселенныхОдин из главных трендов
метавселенных это доступность виртуальных миров, при которой любой
пользователь имеет возможность войти в метавселенную через обычный
web-браузер или мобильный телефон, провести время в виртуальном
пространстве, посещая выставки, конференции, музыкальные концерты и
так далее.С этим, кстати, связано невысокое качество графики во
многих метавселенных. Ведь они должны быть масштабными и
кроссплатформенными на всех девайсах на айфоне, старом ноутбуке, на
компьютере без мощной видео карты и т.д.Следующий тренд это
технологии по созданию аватаров. В любой метавселенной вы первым
делом создаете свой аватар, то есть цифровой образ, который
отличает конкретного пользователя от миллионов других. Существуют
сервисы, с помощью которых можно создать для себя единый аватар,
который можно использовать в разных метавселенных. К примеру,
сервис readyplayer.me поддерживает порядка 15
метавселенных.Экосистема аватаров состоит из аватаров, моды и
предметов коллекционирования, пространств и площадок, а также
социального опыта. Компания Genies, например, помимо создания
цифрового персонажа, дает авторам платформу для создания цифровых
вещей, одежды, аксессуаров. Кроме пользователей уникальные товары
уже создают сами бренды: Gucci, D&G и др.
Пользователи могут также на этом зарабатывать. Например, приложение
Zepeto позволяет не только создать трехмерного цифрового персонажа
по вашей фотографии и исследовать с его помощью виртуальные миры,
но и продавать созданные пользователями предметы. С 2018 года
пользователи приложения продали и приобрели платных товаров более
чем на $2,4 миллиарда.Следующий тренд связан с технологиями,
позволяющими очень четко привязывать цифровой мир и AR-графику к
реальному пространству. Они создают цифровую карту реального мира
для точного позиционирования AR-слоя, что позволяет разрабатывать
многопользовательские AR-игры, AR-навигацию, рекламные AR-кампании,
AR-экскурсии по городу и многое другое. С помощью этих технологий
цифровой слой плавно интегрируется в реальный мир и тем самым
делает опыт более интересным. AR-метавселенные будут мостиком между
виртуальными мирами и реальными пространствами.Цифровые люди еще
один тренд метавселенных. Это полностью автономные цифровые
двойники конкретных людей или человекоподобные образы, которые
наделены искусственным интеллектом (AI) и с которыми можно
общаться. Цифровые люди будут все больше наполнять метавселенные,
так как людям проще и интереснее общаться с умным собеседником, а
не с линейно прописанным неигровым персонажем (NPC non-player
character), хорошо известным нам из квестов. Цифровые люди это
золотая середина между чат-ботами и живой поддержкой, сочетающая
масштаб голосовых помощников с эмпатией и языком тела живых людей.
Помимо цифровых копий появляются так называемые цифровые
инфлюэнсеры с собственной историей и личными взаимоотношениями с
другими персонажами, с помощью которых разработчики и бренды могут
влиять на пользователей и их поведение.Еще один тренд использование
блокчейна в метавселенных. Вот несколько технологий, которые
появились в метавселенных благодаря именно ему. Play to Earn (P2E)
и Blockchain Gaming новая модель вовлечения пользователей, в рамках
которой игроки зарабатывают криптовалюту за свою активность в игре
и проводят в игровом мире больше времени. Например, в блокчейн-игре
с P2E механикой Axie Infinity 2 миллиона пользователей ежедневно, а
объем транзакций $3,5B. Self-sovereign Identity, технология
суверенной личности архитектура программного обеспечения, при
которой персональные данные хранятся децентрализовано.
Multi-Digital Wallets новые возможности для универсальных цифровых
кошельков, основанные на суверенитете данных пользователей и
развитии множества цифровых валют.Кроме того, блокчейн позволяет
верифицировать сделки и подтверждать право владения тем или иным
объектом. Так, на платформе Decentraland пользователи могут
покупать виртуальную недвижимость с помощью криптовалюты,
основанной на блокчейне Etherium. В прошлом году аукционный дом
Sotheby's приобрел в Decentraland цифровую копию своей
штаб-квартиры, чтобы использовать ее как виртуальную галерею, а
одна американская компания скупила в метавселенной район из 259
участков почти за $1 млн.Пользователи метавселенныхОсновная
аудитория метавселенных это миллениалы и зумеры, то есть люди,
родившиеся в 19812012 гг. Именно они проявляют наибольший интерес к
метавселенным, выбирая здесь в первую очередь путешествия,
концерты, социальные мероприятия и игры.При этом ежемесячная
аудитория различных метавселенных может существенно разниться. У
Fortnite порядка 70 миллионов активных пользователей. В то же время
разрекламированной Марком Цукербергом виртуальной социальной сетью
Horizon сейчас ежемесячно пользуются около 300 тысяч человек. У
таких децентрализованных метавселенных, как Decentraland и Sandbox,
тоже 300 тысяч пользователей в месяц. Но для более полной картины
не хватает открытых данных, на основе которых можно судить о росте
числа пользователей этих платформ.При этом другие метавселенные
показывают значительное увеличение аудитории. Число пользователей
RecRoom с начала 2022 года выросло ко второму кварталу с пяти до
семи миллионов в браузере и с одного до трех миллионов в VR.
Устойчивый рост показывает Roblox с 210 млн пользователей в месяц в
начале 2022 года до 230 млн во втором квартале. Аудитория
социальной мобильной сети Zepeto выросла за два первых квартала
2022 года с 13 млн 20 млн.
Как метавселенные изменит нашу жизньМетавселенные формируют новый
способ работы и заработка. Пользователи приходят в метавселенные
чтобы общаться и играть с друзьями, совершать покупки,
путешествовать по виртуальному миру, посещать виртуальные музеи и
спортивные ивенты, слушать концерты, участвовать в конференциях и
работать в виртуальных офисах.Под этот запрос приходят бренды,
рекламирующие в метавселенных свои товары, организовывая
представительства и шоурумы, проводя развлекательные мероприятия. В
метавселенных бренды гораздо свободнее экспериментируют с
форматами, изучают пользователей, понимают, как лучше работать с
аудиторией.Важная составляющая метавселенных это рынок популярного
контента или, как его еще называют, рынок творцов, позволяющий
авторам получать доход от своих произведений. Каждая мета-платформа
создает собственные инструменты для создания аватаров, виртуальных
миров, цифровой одежды и так далее.Развитию метавселенных
значительно поспособствовала пандемия Covid-19: появилась
необходимость переносить развлекательные мероприятия концерты,
выставки в онлайн. Так, в Fortnite прошел концерт американского
рэпера Трэвиса Скотта, а музыкальный лейбл Warner Music подписал
контракт с метавселенной Sandbox на создание виртуальных концертных
залов.В метавселенные перенесли и спортивные мероприятия: например,
во время турнира по теннису Australian Open в Decentraland была
создана цифровая копия стадиона, где пользователи могли почитать
главные новости чемпионата, посмотреть трансляцию и пройти игровые
квесты. Кроме того, организаторы выпустили коллекционные NFT c
мячами игроков, которые можно было купить на OpenSea.Метавселенные
позволяют современным компаниям создавать более бесшовный
пользовательский путь. К примеру, массовые игры вроде Fortnite уже
выпускают версии для мобильных устройств, чтобы геймеры проводили в
этих вселенных время не только дома, но и в дороге. Кроме того,
существует тренд на создание AR-метавселенных: игр, навигации,
городских экскурсий и так далее. Таким образом, метавселенные
выступают как дополнительный цифровой слой для реального
мира.Согласно исследованию Gartner, к 2026 году 25% людей во всем
мире будут проводить не менее одного часа в день в метавселенной
для цифровой активности, включая работу, покупки, образование,
социальное взаимодействие или развлечения. А также почти 30%
глобальных компаний будут иметь свои представительства, продукты и
услуги, в метавселенных.