Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Мозг и нарушения речи

Работа мозга сложна и при этом почти незаметна. Обычно мы обращаем на нее внимание только тогда, когда мозг нас подводит и мы забываем, зачем пришли в комнату, падаем с ног от резкого головокружения или перестаем понимать окружающую речь, к которой привыкли с детства. О том, какие мозговые структуры обеспечивают речевые навыки и к каким последствиям приводит их утрата, ПостНаука узнала у доктора педагогических наук, профессора кафедры логопедии МПГУ Елены Архиповой.Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-ПомощьГоловной мозг человека состоит из множества разных структур и отделов, которые в целом можно разделить на три части: ствол мозга, мозжечок и передний мозг. Стволовые структуры отвечают главным образом за рефлекторные реакции, а также помогают проводить сигналы между спинным мозгом и головным; кроме того, именно от ствола отходят черепные нервы, иннервирующие, в частности, мышцы лица. Мозжечок отвечает за координацию сложных движений, которые требуют согласованной работы разных мышц, и участвует в формировании мышечной памяти. Передний мозг включает в себя два крупных отдела: промежуточный мозг, который перераспределяет сенсорную информацию и регулирует вегетативные системы организма, и конечный мозг два покрытых корой полушария, реализующие наиболее сложные психические функции, в частностимышление и речь1.Схематично работу мозга во время говорения можно представить следующим образом: кора больших полушарий помогает понимать и строить фразы, а мозжечок координирует работу артикуляционных мышц, сигналы на которые передаются по выходящим из ствола черепным нервам. Повреждение любой из этих систем в конечном счете может привести к проблемам с речью. Например, при поражении мозжечка чаще всего рассинхронизируются дыхание, фонация и артикуляция: речь ребенка замедляется, дробится на слоги, которые могут произноситься с разной силой (скандированная речь), а звуки из-за слабости и малоподвижности мышц становятся смазанными, нечеткими. Нарушения работы ствола также могут приводить к дизартрии, но не из-за раскоординации работы мышц, а из-за поражения черепных нервов, проводящих сигналы.У большинства людей корковые центры речи расположены в левом полушарии: зона Брока участвует в воспроизведении речи, а зона Вернике отвечает за ее понимание и обработку. Нарушения работы этих зон проявляются по-разному. Если у больного повреждена зона Брока, тесно связанная с моторными зонами, он хорошо понимает речь, но с трудом может общаться: например, он будет говорить только короткими, шаблонными фразами, путать грамматические категории и звуки языка. При поражении зоны Вернике, напротив, больной перестает понимать речь: слова для него перестают иметь смысл и превращаются в шум вроде шелеста листьев или звука проезжающей машины. Кроме того, в реализации речи участвуют и другие структуры мозга например, зрительная кора, которая нужна для чтения и письма, а также моторная кора, принимающаярешения о том, какие движения нужно совершить (тогда как мозжечок контролирует их реализацию). Повреждения таких структур также могут привести к нарушению речи1.
Чем могут быть вызваны повреждения мозга?Речевое развитие ребенка сильно зависит от того, как протекало его внутриутробное развитие. Если женщина во время беременности перенесла травмы или тяжелые инфекции краснуху, цитомегалию, токсоплазмоз, это может привести к аномалиям и порокам развития мозга плода, особенно в первом триместре беременности. После рождения у таких детей наблюдаются наиболее тяжелые речевые нарушения, причем зачастую они сопровождаются другими дефектами развития например, проблемами с опорно-двигательным аппаратом, развитием сенсорных систем или интеллекта. К ним часто добавляются, например, асимметрия черепа, уплощенное или расщепленное нёбо, аномалии развития челюстных костей.Такие дефекты также затрудняют правильную речь, но их часто можно скорректировать при помощи хирургических операций.Если ребенок родился недоношенным, то есть в промежутке от 22-йдо 37-йнеделибеременности, он также находится в зоне риска развития речевых нарушений, и чем меньше срок, тем хуже его здоровье и менее благоприятны прогнозы. У недоношенных детей чаще всего основные отделы нервной системы уже сформированы, но не созрели окончательно: передача нервных импульсов нарушена, не до конца развиты мозжечок, стволовые отделы мозга и кора больших полушарий. Все это влияет на работу детского организма в целом, поэтому очень важно, чтобы такой ребенок получил правильную медицинскую помощь. В самых тяжелых случаях, когда ребенок рождается с весом 5001500 грамм, ребенку можно спасти жизнь, но для этого необходимо длительное лечение: младенца помещают в кувез1, где поддерживается необходимая температура и влажность, и в течение определенного времени он остается под наблюдением врачей, продолжая развитие и набирая вес. После того как налажены жизненно важные функции организма, ребенка переводят в палату, а позднее выписывают из роддома,но в течение нескольких лет он должен оставаться под наблюдением невролога и педиатра, которые будут оценивать его физическое и нервно-психическое развитие и при необходимости назначать специальные упражнения и терапию.В тех случаях, когда негативное воздействие на плод произошло на поздних этапах беременности, ребенок рождается с минимальной мозговой дисфункцией. Нервная система у таких детей немного ослаблена, и нейроны чуть медленнее формируют связи. Это не влияет на интеллект и общую моторику, но проявляется в легких речевых нарушениях,напримернедостаточно четкой артикуляции. Зачастую такие проблемы можно скорректировать полисенсорной стимуляцией мозга и своевременной поддержкой логопеда.Наконец, ребенок может утратить уже нормальную, полностью сформированную речь в результате травмы например, после автомобильной катастрофы из-за опухоли или кровоизлияния в мозг. Дети могут особенно остро переживать такие случаи, ведь они чувствуют, что утратили что-то очень важное, и не уверены, что смогут восстановиться: им нужна не только логопедическая, но и психологическая поддержка. Тем не менее и в этих случаях при грамотной терапии возможно восстановление речи.
Реабилитация при повреждении мозгаМногие органические нарушения новорожденных можно скорректировать, если вовремя начать лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Это связано с тем, что мозг новорожденного очень пластичен: конкретные психические функции еще не связаны с конкретными отделами коры больших полушарий, а значит, здоровые области мозга могут взять на себя функции поврежденных. Если предлагать ребенку множество самых разных стимулов слуховых, зрительных, тактильных, обонятельных, его мозг активизируется и начинает дозревать.Важно, что еще в период внутриутробного развития аксоны некоторых нейронов в мозге начинают покрываться миелиновой оболочкой, которая отчасти напоминает слой изоляции на проводе: миелин защищает нервные волокна от повреждений и обеспечивает более высокую скорость прохождения сигналов. Процесс формирования миелина продолжается и после рождения, когда в мозге ребенка образуются синаптические связи. Хотя миелин обеспечивает более эффективную работу синапсов, он же снижает пластичность мозга, закрепляя уже сформировавшиеся нейронные связи и мешая нейрону в случае необходимости образовывать новые. Это значит, что, если ребенок родился с теми или иными пороками и дефектами развития, его мозг необходимо начать тренировать до того, как завершится процесс миелинизации нужных корковых отделов. Впротивном случае ему будет сложнее перераспределять нужные функции между здоровыми отделами. Именно поэтому важно не ждать, пока органические нарушения проявят себя, например, в недоразвитии речи, а сразу профилактически корректировать их. При правильном комплексном лечении и психолого-педагогическом сопровождении работу мозга можно восстановить до 100% нормы.Если же травма возникла в более позднем возрасте в результате инсульта, опухоли, воспалительных процессов, восстановление идет тяжелее. Здесь важно как можно раньше оказать пациенту помощь: например, при кровоизлиянии в мозг нужно как можно быстрее,в течение 36 часов, удалить гематому, которая может оказывать травмирующее действие на мозговые ткани, и ввести нейропротекторные препараты, которые позволят минимизировать повреждения. Работа логопеда же будет зависеть от того, какие именно речевые функции были утрачены. Например, при моторной афазии пациенту нужна артикуляционная гимнастика, а при нарушениях грамматического строя речи можно предложить ему исправить ошибки в предложениях или выполнить те или иные действия (положить книгу на коробку или коробку на книгу), чтобы помочь ему заново понять значение грамматических категорий языка.Во многом успешное восстановление зависит не только от грамотно подобранной программы лечения, но и от настроя самого пациента: если он махнул на себя рукой и не включается в работу, результаты терапии будут хуже. После повреждения уже сформировавшегося мозга полностью восстановить речевые навыки получается не всегда, но чаще всего можно по крайней мере значительно их улучшить и даже после полной утраты речи помочь человеку вернуться к полноценной жизни.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 17.06.2022 12:04:12
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru