Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Как отличить стих от прозы?

Один из вопросов, которым занимается стиховедение, чем отличается стихотворная речь от прозаической? Как возникла оппозиция прозе и что такое стиховой перенос, рассказывает филолог Борис Орехов.Как определить, что перед нами стихотворение?С формальной точки зрения песни тоже относятся к стихотворной речи. Человечество или конкретная культура словесности нуждается в особенных формах продуцирования речи, обозначающих нечто сакральное, что выходит за пределы бытового опыта. Поэтому гимны и заговоры представлены скорее в стихотворной форме.Стихотворная речь хорошо запоминается это важно для сохранения знания. Сама идея заучивания текста имеет культурное значение. Например, в стихотворной форме лучше сохраняются сакральные знания, которые по соображениям секретности не нужно предавать бумаге. Или, допустим, если речь идет о культурах, в которых нет письменности, таким образом сохраняются знания жрецов о магических ритуалах.Чем же структурно стихотворная речь отличается от прозаической? Первая мысль: в стихах есть рифма, а в прозе ее нет. Но это не так, поскольку есть поэтические традиции, в которых рифм никаких нет, например в японской поэзии танка и хокку. По тематике проза и поэзия тоже не различаются, потому что с давних пор стихотворения пишутся обо всем, даже о таких вещах, которые традиционно не считаются поэтическими.Различие заключается в том, что проза это некое одномерное текстовое пространство, а стихи имеют два измерения: прозу мы читаем линейно, от первого слова до последнего, а в стихотворениях прочитываем строку точно так же, от начала к концу, но одновременно с этим смотрим на стихотворение и сверху вниз, соотнося соседние строки. Кстати, та же самая рифма это подтверждает. Рифма вообще появилась благодаря соотнесению концов разных строк: строки заканчиваются похожим по звучанию словом, и этот эффект создается как раз вторым измерением стихотворения. Мы никогда не соотносим между собой начала или концы абзацев в прозе, если это не специально организованный текст, который пытается мимикрировать под стихотворение.На письме это различие отражается в том, что стихотворения записываются столбиком так удобнее соотносить начала или концы строк. В школе обычно говорят, что если строки начинаются одинаково, то это некоторый художественный прием, называемый анафорой. Но это лишь частный случай вертикального зрения, или, как говорят ученые, дополнительного парадигматического членения стиха.Существует также стиховой перенос (анжамбеман), по которому также можно установить, что перед нами именно стихи, а не проза, все остальные признаки можно обойти, и поэты этим часто и пользуются, стремясь создать неопределенность ситуации в различении стихов и прозы. Стиховой перенос демонстрирует особенный статус стиха. У стиха есть граница, мы можем соотносить разные строки между собой, потому что они имеют некоторую ограниченность: у них есть начало и конец. Стиховая граница в отдельных случаях не совпадает с границей языковой, синтаксической. И в таком случае, когда граница стиха проходит между синтаксически связанными словами, например предлогом и существительным, возникает ощущение разлома. Например, у Бродского очень много такого рода примеров. Например, здесь хорошо видно, как граница стиха разламывает эти места, а отдельные строки оказываются соотносимы и соизмеримы между собой по внутристиховым законам, и это вступает в противоречие с собственно языком, лингвистикой.Мнимая, рифмованная и ритмизованная прозаПоэты стремятся взломать эту систему и переделать ее под себя, поэтому придумывают разные промежуточные формы. Например, мы привыкли к тому, что стихотворения написаны в столбик. Но если написать их так, будто это проза, получится особенная форма, так называемая мнимая проза, узнать которую можно только на письме, потому что в устном исполнении мы не почувствуем никакой разницы, поэт Дмитрий Быков пишет стихотворения именно в этой форме.Бывает особенная рифмованная проза, когда рифмы помещаются в прозаический текст. Или ритмизованная проза, в которой есть повторение ритмического рисунка. Это пограничные формы, которые представляют собой континуум между чистой прозой и чистым стихом.Почему поэты стараются нарушить существующие правила? Они стремятся к обновлению формы, потому что привычная форма не допускает смещения в одну или другую сторону, что создает некоторую усталость и ощущение привычности. Конечно, эту систему надо попробовать взломать, и тогда она станет интереснее. Отход от привычных правил нужен для большей выразительности текста.За этим стоит и контекст: та же самая мнимая проза невозможна без существования привычных нам стихотворений, записанных в столбик, а ритмизованная проза без противопоставления прозе, которая содержит мало ритмичности. Ритм на самом деле есть везде: и в жизни, и в любом произведении искусства. Но в привычном нам стиховедческом смысле ритм в прозе обычно не проявлен. Но если его туда включить, это создаст некоторый эффект обновления.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 11.02.2022 14:00:59
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru