Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Движение по четвертому пути учение Георгия Гурджиева

Кто такой Георгий Гурджиев?Не вполне известно, когда родился Георгий Гурджиев: исследователи называют разные даты, но считается, что он родился приблизительно в 1870-х годах на южных окраинах Российской Империи, в Закавказье. Он рано заинтересовался духовными вопросами, знакомился с разными людьми, много путешествовал, примкнул к загадочному Сармунскому братству, которое находилось где-то в глубине Центральной Азии (до сих пор не известно, что это за братство: возможно, это только мистификация Гурджиева)... В течение многих десятилетий он путешествовал и набирался знаний, и наконец, незадолго до Первой мировой войны он начинает курсировать между Москвой и Петербургом. Он приезжает со своим балетом Битва магов, в котором представлена борьба двух магов, светлого и темного, и начинает набор учеников. Складывающиеся группы учеников он курирует в течение нескольких лет, и эту работу он не прекращает даже когда начинается Первая мировая война. После революции он уезжает на Кавказ в район Ессентуков и Тбилиси, а потом в Константинополь и в Париж, где был основан уникальный Институт гармонического развития человека, в котором Гурджиев пытался, используя свои методы, реализовать человеческий потенциал.В чем состоит учение Гурджиева?Гурджиев утверждал наличие двух законов закона трех и закона семи. Закон трех это закон трех сил, существующих в природе: первая активная (положительная) энергия, вторая отрицательная (негативная), а третья нейтральная, которая их уравновешивает. Все в мире вращается вокруг этих трех сил.Наше мироздание иерархично: на вершине, в центре всего располагается Абсолют, высший бог, в котором все три силы находятся в слиянии. Ниже располагаются другие слои, которые совпадают с очертаниями нашего космоса: мир всех миров (галактика), Солнце, Солнечная система, различные планеты, затем Земля, а еще ниже Луна. Таким образом, можно выделить семь уровней бытия, которые отличаются друг от друга количеством законов. Гурджиев называет мир абсолюта миром один, поскольку здесь все три силы находятся в тесной конвергенции. Следующий мир мир всех миров это мир трех, поскольку здесь эти же силы находятся в некой дивергенции, отходят друг от друга, и чем дальше от абсолюта, тем больше и больше расходятся эти силы. В мире Земли действует уже сорок восемь законов: такое большое количество законов означает, что мы пребываем в обусловленном состоянии, на нас очень сильно действуют планеты и Луна, в которой еще больше законов девяносто шесть. Число законов удваивается на каждом следующем уровне.Что касается закона семи, то он показывает динамику развития тех или иных процессов. В музыке выделяют семь нот, и их разделяет либо тон, либо полутон; точно так же в масштабе всей вселенной есть небольшой интервал между Абсолютом и всеми мирами, но Абсолют заполняет этот интервал своей волей, поэтому никакого сбоя в процессах обычно не происходит. Однако между Землей и всеми планетами на уровень выше есть еще один интервал, который Абсолют уже своей волей не заполняет. Чтобы развитие по лучу творения происходило естественным путем, требуется некоторый буфер, который позволит передавать энергию на более низкую ступень без перебоев. По этой причине на Земле была сформирована жизнь (включая жизнь человека), которая улавливает эти веяния со стороны планет и передает их дальше. Иными словами, люди, как и прочие живые существа, созданы для поддержания баланса творения, мы являемся в некотором смысле пищей для других планет, и прежде всего для Луны, которая питается органикой. Луна представляет собой гигантский электромагнит, который втягивает в себя всю жизненную энергию различных живых существ: после смерти они все эту энергию отдают Луне. Поэтому духовная эволюция для человечества в принципе не предусмотрена: наша задача просто быть съеденными.По этой причине человечество находится в механическом состоянии: люди спят, говорит Гурджиев, вся их жизнь проходит во сне. Они рождаются во сне, женятся во сне, работают во сне, умирают во сне... Люди вообще никогда не просыпаются; люди это автоматы, причем плохо работающие. Люди ничего не понимают, люди ничего не могут обещать: если человек что-то обещает, это значит, что из его многочисленных Я, которые его составляют, одно Я обещает, а на следующий день уже другое Я совсем не хочет выполнять обещанное первым Я. Потом приходит третье Я, которое выгоняет второе... В итоге у человека толком ничего не получается, а если и получается, то скорее случайно и невпопад.На этом основании Гурджиев отрицает и современное искусство: оно субъективно, сам творец не понимает, что делает, и точно так же зрители понимают его каждый по-своему, в то время как настоящее объективное искусство однозначно, математично. Если творец вложил в произведение искусства мысль, то зритель именно ее и извлекает, если находится в унисоне с этим познанием. Балет магов Гурджиева и был призван породить объективное искусство, объективное понимание.Пробуждение человека: четвертый путьЧто же делать спящим людям? Конечно, им нужно пробудиться. Гурджиев предлагает систему практик, которая пытается пробудить человека. Он замечает, что люди испокон веков стремились к бессмертию, но придумали для достижения этой цели только три пути: путь факира, путь йогина и путь монаха. Факир символизирует человека, который работает с физическим телом, но не обращает внимания на эмоции и на интеллект: в итоге он становится нечувствительным к боли, но деревянным в эмоциональном и интеллектуальном плане человеком. Путь монаха это путь эмоционального развития: монах это утонченный человек, очень глубоко ощущающий многие вещи, но при этом не развивающий физический и интеллектуальный центры. Йогин, напротив, развивает интеллектуальный центр, но при этом не обращает внимания на физику и на эмоции.И хотя все они и факир, и монах, и йогин приходят к одной и той же цели, каждый из них развивается слишком однобоко. Гурджиев уподобляет эту ситуацию дому с несколькими комнатами, в центре которого находится сокровищница: один движется к сокровищу из одной комнаты, другой из другой, третий из третьей но важно объединить усилия и двигаться к сокровищу сразу изо всех комнат. Это и есть четвертый путь путь простеца или хитреца: он объединяет в себе отдельные пути и в то же время их превосходит.Главное условие для человека, идущего путем хитреца делать только то, что понимаешь, ведь в нашем мире и так полно автоматов, которые все делают чисто механически, а нам нужна осознанность. Именно поэтому Гурджиев создал Институт гармонического развития, где люди пытались развить в себе все стороны, причем иногда посредством очень странных практик. Например, им предлагали в качестве упражнения чистить морковку тупым ножом в темноте, решая при этом математические задачи. Некоторые упражнения требовали работы через не могу: даже если человек выдохся, Гурджиев заставлял его повторять задачу, и неожиданно у ученика находились силы. Гурджиев учил людей преодолевать неприязнь друг к другу: если обычно психологи подбирают группы по совместимости, то здесь он подбирал группы по несовместимости. Если люди плохо друг к другу относились, он ставил их в пару: кто лучше врага может показать тебе, кто ты такой? Рядом с врагом станет видно твое раздражение, твой гнев, то есть те твои черты, которые ты обычно скрываешь. По мнению Гурджиева, только через напряженную борьбу с самим собой человек может развить свое сознание.Другой пример упражнение стоп, когда люди в зале должны заниматься какими-то своими делами, но по команде замереть, и при этом не просто замереть телесно, но замереть умственно, остановив свою мысль и эмоции: человек в таком случае как бы выпадает из времени и получает очень сильную дозу осознанности. Существовали и знаменитые гурджиевские танцы комплекс нестандартных движений, которые он сам называл эвритмией: например, правая рука делает одно движение, левая рука другое, правая нога третье, левая четвертое, и все в разных ритмах. Двигаясь в различных режимах, человек выводит свое сознание на какой-то новый уровень, становится свободным и получает возможность достичь бессмертия. Правда, это бессмертие ограничено: Гурджиев считал, что у человека есть только одно физическое тело, а остальные тела он должен в себе сформировать в результате осознанной практики. Теоретически можно вырастить четыре таких тела, каждое из которых является командиром для предыдущего и продолжает жизнь на более высоких уровнях.Ученики и наследие ГурджиеваГурджиев был очень нестандартным учителем: он совершенно не жалел своих учеников и порой относился к ним крайне жестоко. Тем не менее, чем-то он их очень цеплял, и чем дальше развивалась история Гурджиева, тем все больше и больше становилось у него учеников, которые, видимо, хотели встряхнуться, пробудиться и двинуться в сторону бессмертия и свободы согласно указаниям учителя.Важно отметить, что Гурджиев проповедовал необходимость коллективной работы, коллективного труда. Самостоятельно ученик ничего не может сделать, но если ученики образуют группу, то частичная осознанность отдельного индивида может разжечь пламя всей группы, как огонь, который передается от одной свечки к другой. Именно поэтому важно поддерживать коллективизм и слушаться учителя, то есть самого Гурджиева. Со временем это, конечно, приводило к развитию культа и неверному пониманию его работ, духа его учения.Гурджиев заложил основы для знаменитого движения за развитие человеческого потенциала, которое уже через несколько десятилетий после его смерти возникнет в Западной Европе и в Америке. Всевозможные тренинги личностного роста, которые распространились по всему миру, во многом восходят к Институту развития человека, созданному Гурджиевым еще в двадцатые годы XX века в Париже.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 30.12.2021 18:19:57
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru