Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Медиаперформанс от театра до Zoom-конференций

Перформанс обычно ассоциируется с психологическими и телесными экспериментами Марины Абрамович и шаманскими акциями Йозефа Бойса. Как технологии помогают расширить инструментарий художника-перформансиста? Можно ли исследовать реальность с помощью Zoom? Сколько человек готовы выстрелить в незнакомца? Что ждет перформанс будущем? Об этом ПостНаука расспросила исследователя киберперфоманса, старшего преподавателя НИУ ВШЭ, лауреата премии Родченко Александра Ларцева.Этот текст часть проекта Наука + искусство, в котором мы рассказываем о различных формах медиаискусства, а также о том, как ученые становятся соавторами произведений искусства, а художники попадают в залы научных музеев. Проект реализуется в рамках международной программы UK Russia Creative Bridge 20212022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.Медиа-, цифровой и киберперформанс в чем различия?Термином перформанс (англ. performance представление, выступление) принято называть экспериментальные художественные действия, разворачивающиеся во времени причем как в реальном, так и в киберпространстве. Бывают перформансы, зрителями которых оказываются сотни и тысячи человек, однако возможны и акции без единого свидетеля: записанные на видео, запечатленные на фотографии или просто пересказанные то есть существующие в виде документации. Перформанс как вид искусства на стыке различных искусств, который стремится порвать со всеми предшественниками, но при этом взять у всех, видоизменялся на протяжении всего прошлого века и в новом столетии. Этот процесс был связан с технологическим развитием.Современные виды и подвиды перформанса можно представить в виде матрешки терминов. Под перформансом подразумеваются художественные акции в самом широком смысле. В медиаперформансе (Media Performance) художник-перформансист или воплощающие его идею участники-перформеры используют дополнительные инструменты для расширения своих тел или пространства представления: это может быть аналоговая видеозапись или механические приспособления. В цифровом перформансе (Digital Performance), подвиде медиаперформанса, ключевую роль играют компьютерные технологии, влияющие на форму и эстетику произведения. Наконец, еще более узкое определение киберперформанс подразумевает коммуникацию художника и зрителя в киберпространстве.История медиаперформанса
Истоки перформанса,и медиаперформанса в частности, восходят к началу XX века. Авангардисты,источником вдохновения для которых была индустриализация, стремились использовать все доступные технические новшества: фотоаппарат и кинокамеру. Шаг к медиаперформансу в буквальном значении как к представлению (перформанс) с применением посредников (медиа) был сделан в театре. Американская танцовщица Лои Фуллер прославилась исполнением змеиного танца: с помощью специального платья из огромных полотнищ газовой ткани и бамбукового каркаса она визуально удлиняла свои руки, вслед за взмахами которых вздымалась и трепетала ткань. Ее задрапированная фигура превращалась в движущийся экран для цветных лучей электрических прожекторов еще одна придумка самой Фуллер.В 1922 году художник Оскар Шлеммер, преподаватель Баухауса, представил Триадический балет: актеры были облачены в костюмы, сконструированные из трех базовых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрашенные тремя основными цветами (желтый, красный, синий), которые меняли восприятие пластики человеческого тела. Именно театральные деятели стремились интегрировать в сценографию новые медиа: если сегодня ясно, что кино не вытеснило театр, а фотография живопись, в начале XX века будущая судьба театра на фоне развития кинематографа активно обсуждалась в культурных кругах
Опосредованное влияние на развитие медиаперформанса оказали авангардные фотографы и кинематографисты, например, Ман Рей и Дзига Вертов. Их импровизационные техники работы с объективом, восхищение открывшимися возможностями нечеловеческого глаза - фото- и киноаппарата, новаторские приемы монтажа предвосхищают методы работы художников медиаперформанса. В 1960 году Ив Кляйн опубликовал документацию своего перформанса прыжка из окна второго этажа дома в парижском пригороде Фонтене-о-Роз (Прыжок в пустоту). Но на деле сообщение о падении художника из окна в местной газете было сфабриковано, а фотодоказательство - снимок Кляйна, парящего над мостовой смонтировано.В 1960-е годы, когда фотоаппараты и видеокамеры стали массово доступны, художники перформанса, как и футуристы в 1910-х, решают расстаться с прошлым и освободить от существующих культурных догм и себя, и зрителя. Американо-корейский художник Нам Джун Пайк в совместных перформансах с виолончелисткой Шарлоттой Мурман использовал телевизоры, на экранах которых возникали образы самой Шарлотты таким образом, она представала перед зрителями и физически, и в виде своего кинодвойника.
Следующий бум в истории медиаперформанса также обусловлен технологически. Это 19902000-е, когда персональные компьютеры перестают быть редкостью. Появляется нет-арт, а с ним и первые киберперформансы. Например, в mIRC сервисе для мгновенного обмена сообщениями художники устраивали текстовые онлайн-постановки. С развитием новых технологий, таких как появление веб-камеры, виртуальной и дополненной реальности, усложняется и язык киберперформансов.До возникновения современной видеосвязи, VR- и AR-технологий у зрителей и художников был очень ограниченный инструментарий. Раньше перформансы имели место в определенном и неизменном реальном пространстве, которое имеет свой контекст, свое освещение, подчиняется законам физики, вмещает лишь ограниченное число посетителей. Eсли перформанс проходит в Zoom, одновременно в пространстве присутствуют множество зрителей.Как техника влияет на форму перформанса?В 1990-е, годы медленного интернета, существовавшие технические ограничения подталкивали художников к тому, чтобы проявлять изобретательность. С появлением скоростного интернета и стриминговых сервисов в 2010-х большое количество перформеров вышло в стриминг. Появляются фестивали онлайн-перформанса, такие как Low Lives. Но в случае со стриминговыми возможностями художники в основном переносят в онлайн-среду обычный перформанс, не размышляя о природе медиума и его особенностях.И все-таки перформанс, продемонстрированный в галерее, и та же акция, показанная в интернете, немного различаются о это другое пространство и другой зрительский опыт. По сравнению с выставочным залом, где мы находимся среди других посетителей, онлайн предлагает совершенно иной вид контакта более интимный и в определенном смысле более безопасный. И это важная проблема для художественных критиков. С одной стороны, экранный формат соответствует идее заботы и бережного отношения к зрителю его личным границам и убеждениям. С другой, в зафиксированном, записанном цифровом перформансе уже нет характерного для живого перформанса элемента неожиданности, не исключающего возможности, что что-то может пойти не так.
Степень цифровизации перформанса меняет пространственно-временные и телесные рамки и зрителя, и самого перформера, и пространства. Самый первый уровень цифровизации это стриминг, который больше всего похож на традиционный перформанс, где перформер это реальный человек. Но в случае стриминга меняется само пространство, зритель будто оказывается наедине с художником.Следующая степень цифровизации, предоставляющая более широкий инструментарий для художника, это записанный перформанс, который транслируется в определенное время по установленным правилам (например, выкладывается как видеоблог на YouTube). В нем большое значение могут иметь монтаж и добавленные спецэффекты.Еще один этап цифровизации это интерактивный перформанс, активно вовлекающий зрителя. Причем сегодня для него не нужны специальные сложные технологии, достаточно любой программы для организации видеоконференций. Нидерландская перформансистка Анни Абрахамс с 2015 года проводит онлайн-перформанс Отдаленные чувства по видеосвязи, с каждым повторением привлекая все больше участников. На 15 минут все подключившиеся к конференции закрывают глаза и не издают никаких звуков. Цель этого перформанса выяснить, что передается через киберкоммуникацию, если отключить изображение и звук. По завершении участники эксперимента рассказывают друг другу, что они почувствовали. Та же Анни Абрахамс посвятила один из своих перформансов, Mission FCTA, своей детской мечте полететь в космос. Частично это был традиционный галерейный перформанс: зрители носили художницу, чтобы воссоздать ощущение невесомости. При этом через веб-камеру Абрахамс в роли космонавта переговаривалась с другим художником как с базой на Земле.Интерактивность можно усилить с помощью специальных устройств. Американский художник иракского происхождения Вафаа Билал в 2007 году для перформанса Домашнее напряжение подключил к интернету установку с пейнтбольным ружьем. В своем произведении он исследовал ненависть к представителям арабского мира после событий 11 сентября 2001 года и проблему жестокости в видеоиграх. Билал месяц жил в небольшой комнатке, вид которой транслировался через веб-камеру. Наблюдатель мог поговорить с художником в чате, а мог выстрелить в него из этого пейнтбольного ружья. За время, пока шел перформанс, в Билала выстрелили 60 000 раз.Последний этап цифровизации это полностью цифровой перформанс, например, в виде VR-чата с виртуальными аватарами. Сейчас в этом направлении работают и крупные социальные сети: Facebook создает собственную метавселенную Metaverse.Какие темы исследуют художники медиаперформансаЕсли художнику интересна современная повестка (например, феминизм или борьба с социальным угнетением) цифровой перформанс для него это возможность высказаться о среде, в которой он существуют. Очень часто это высказывание несет в себе критический заряд. Американка Амалия Ульман в 2014 году в перформансе Совершенство и безупречность использовала как медиум Instagram. Она очень правдоподобно обыгрывала различные социальные роли девушек, которые постят свои фотографии в этой соцсети, поэтому немногие догадались, что перед ними художественная акция. Ульман меняла свои роли несколько раз (для одного из перевоплощений она даже сделала пластическую операцию), последовательно воспроизводя стереотипные способы пользования платформой. Культ роскошного образа жизни и радикальной смены имиджа, царящие в соцсети и влияющие на самооценку девушек, стали объектами критики художницы.Перформанс как способ обратить внимание на проблемы общества и вид активизма использует российская художница Катрин Ненашева. Во время акции Между здесь и там она посещала оживленные городские пространства, по которым передвигалась наощупь: ее глаза были закрыты очками виртуальной реальности, в которых проецировались панорамы помещений психоневрологических интернатов, жители которых изолированы от внешнего мира. Подопечные интернатов сами выбрали места для посещения, где они не были и вряд ли когда-нибудь окажутся: Красная площадь, Тверская улица, метро, зоопарк, Поклонная гора.
Некоторые художники медиаперформанса исследуют сам медиум, с которым они работают. Например, шведский концептуалист Йонас Лунд в 2013 году для проекта Мы видим во всех направлениях спрограммировал браузер, рассчитанный на сто человек - они могут поучаствовать в вечеринке и одновременно серфить в интернете. В реальном времени пользователи могут бороться за контроль над процессом либо просто наблюдать за происходящим. Художник изучает не только возможности браузера как художественного медиума, он исследует поведение людей, которые формируют интернет-среду: с одной стороны, она кажется очень демократичной, с другой, как показал перформанс, в ней неизбежно воспроизводятся паттерны выученной беспомощности кто-то думает, что может повлиять на процесс и остается в стороне от него.Среди актуальных проблем, затрагиваемых художниками медиаперформанса и цифрового искусства в целом, устройство интернета, деятельность корпораций, вопросы трансгуманизма и будущего человечества.Будущее цифрового перформансаМожет ли искусственный интеллект стать соавтором человека? Несомненно. Сейчас происходит расцвет генеративного искусства, хотя оно существовало и раньше. Просто нейросети стали удобным инструментом для его создания. Но как именно продолжится сотворчество человека и искусственного интеллекта, будет зависеть от технического развития. Когда будет исчерпан предел скорости кремниевой технологии, на смену ей придут другие: квантовые компьютеры, био- и нанотехнологии. Изменятся наши представления о физике и возможности интеграции компьютера в человека.Вполне вероятно, что с развитием научных наработок в человеческий организм будет интегрирована система, которая позволит делиться своими телесными ощущениями через глобальную сеть, к которой смогут подключиться все. И это станет следующей ступенью развития перформативного искусства пока это звучит как научно-фантастический сценарий, однако время показывает, что этим сценариям свойственно сбываться.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 29.12.2021 18:15:33
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru