Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Все на удаленку как улучшить качество обучения в цифровой среде

Цифровое образование это широкое понятие, которое не имеет строгого определения, но после начала пандемии оно стало близко всем. С одной стороны, школы и университеты перешли на удаленку, с другой, в сети массово возникли онлайн-платформы с курсами и модулями на любой вкус. Какие преимущества имеет такой формат образования, что ждет его в будущем и какие сложности предстоит решить? Об этом ПостНаука поговорила с кандидатом педагогических наук, членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, доцентом МГПУ Алексеем Заславским.Материал подготовлен при поддержке Selectel компании, которая делает работу сервисов онлайн-образования бесперебойной, надежной и технологичной.ФорматыЕсли говорить буквально, то цифровое образование это образование с использованием цифровых технологий: компьютеров, сети Интернет, электронных сервисов и различных программ. И как ни удивительно, оно появилось не в XXI веке. Дистанционное образование с помощью компьютера практиковалось еще в 70-80-е годы в США, Великобритании и других странах. А в России компьютеры стали доступны массово с конца 90-х: тогда они появились в некоторых школах, повсеместно НИИ и университетах и использовались в образовательных и исследовательских целях.Сегодня цифровое образование касается не только учеников и собственно способа проведения занятий: в учебной экосистемеесть и преподаватели, и администрация образовательной организации, и родители учащихся. И если кто-либо из них применяет цифровые технологии например, электронные дневники, электронную систему документооборота, электронные подписи, образование уже можно считать цифровым.Цифровое образование имеет 4 основных формата:Дистанционное, когда образовательный курс выстроен с учетом того, что преподаватель и ученик не взаимодействуют вообще. При этом весь учебный материал ученик осваивает самостоятельно, сидя за компьютером.Асинхронное образование предполагает обратную связь между преподавателем и учеником, но не в режиме онлайн. В этом случае неважно, когда работает преподаватель: он может проверять задания и проекты в удобное ему время. Обучающийся также включается в процесс в удобный момент.Удаленное, или синхронное образование. Ученики и преподаватель встречаются в заранее заданное время по определенной ссылке и занимаются конкретным предметом. Например, слушают лекцию по истории через Zoom или Ms Teams.Также существует образование с применением цифровых технологий, когда, к примеру, обучение проходит в обычном классе, но преподаватель демонстрирует сценарий урока на сенсорной панели. Или дает задачу ученикам создать совместные презентации за компьютером.Кроме того, цифровое образование можно организовывать в смешанном формате. Например, некоторая часть учеников может присутствовать в аудитории, а те, кто находится на карантине, подключиться удаленно. Смешение может касаться и подхода к формированию образовательной программы.Критика и сильные стороныКритики цифрового образования отмечают, что все эти форматы лишают преподавателя и учеников наладить личную коммуникацию так же хорошо, как это происходит в живую. В реальной аудитории проще установить контакт с учащимися, можно видеть каждого и отслеживать то, что невозможно заметить через экран.Еще одной спорной темой становится уровень успеваемости обучающихся дистанционно или удаленно. В теории обучение дома может влиять на дисциплину и мотивацию, а следовательно, отражаться на качестве обучения. Однако недавно в НИУ ВШЭ провели исследование [1]и сравнили успеваемость в двух учебных периодах: 2019-2020 и 2020-2021. Оказалось, что в пандемию оценки студентов не упали, а выросли: по итогам первого семестра второго года средний балл всех студентов составил 7,77 балла против 7,52 балла за эквивалентный период первого года.Кроме того, в этих условиях особенно важным оказывается вопрос системы оценивания как таковой. Жесткую балльную шкалу ввели в регулярное пользование в индустриальную эпоху, но она никогда не была единой. Знакомая жителям России 5-балльная система оценивания сегодня используется в Сербии, Турции, Казахстане, Киргизии, а в соседней Белоруссии оценки варьируются от 1 до 10, в США знания вовсе оцениваются буквенным показателем. Если каждый регион использует свою систему и критерии, которые выделяются как самые важные, объективной оценка знаний быть не может. Однако можно стремиться к тому, чтобы создавать качественную и продуманную программу: тогда студент или ученик будет заинтересован в получении знаний.При этом у цифрового образования много сильных сторон. Например, отличие учебы через экран от образования лицом к лицу работа из любого места в любое время. В таких условиях соединяются страны и регионы, которые раньше не могли работать совместно. При этом все лекции, семинары и другие материалы можно записывать и пересматривать многократно: это очень удобно и ученикам, и преподавателю. Последний всегда может рекомендовать отстающим изучить основу курса по записям, а на дополнительные вопросы ответить лично.Технологии: без чего не обойтись?Минимальный порог входа в цифровую образовательную среду для ученика устройство (ноутбук, планшет, стационарный ПК) и интернет-связь. Принято считать, что сейчас компьютеров достаточно по всей стране. Однако опрос [2] Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ показал, что в марте-апреле 2020 года лишь 38% учеников могли выполнять домашние задания на различных онлайн-платформах что говорит в том числе об обеспеченности техникой и условиями для обучения онлайн.Также указывается проблема с доступом к высокоскоростному интернету. Общий процент людей, имеющих доступ к сети в России, в начале 2020 года составлял [3] около 81%. В исследовании Института образования НИУ ВШЭ дети начальных классов отмечали, что у 25% из них нет доступа к интернету на компьютере, а у 20% на смартфоне или планшете. Это означает, что объективно не все могут преодолеть порог входа в цифровую образовательную среду.На стороне же организаторов образовательного процесса есть два основных подхода к формированию образовательной среды. И первый, и второй могут быть использованы для решения одних и тех же задач и быть снабжены схожими функциями. Но главное то, что лежит в основе, что предлагаемая система умеет делать лучше всего.Коммуникационный подход формирует обучающую среду отталкиваясь от того, что главное общение. Для этого используют платформы с возможностями организации чатов, групп, каналов и видеосвязью, к которым многие привыкли во время карантина. Основа второго, ресурсного подхода это хранение файлов и документов и поиск по ним, а также поддержание их в актуальном состоянии. При этом подходе используют специализированные системы управления обучением, которые разнообразно представлены на рынке. Здесь можно не только собирать данные, но и автоматизировать выдачу заданий, организовать совместную работу у виртуальной доски. Такие системы требуют место для хранения накопленной информации: для этого можно использовать сервер или развернуть программу в облаке.После выбора подхода к формированию образовательной среды возникает задача оптимизации данных и их защиты, ведь на организаторе лежит ответственность за оба фактора. Образовательный процесс агрегирует немало сведений: личную информацию учеников, уровень их успеваемости, интересы, предпочтения. Чтобы хранить эти данные надежно, важно применять несколько коротких правил.Первое использование разветвленной ролевой модели доступа к информации: должен существовать главный администратор и несколько администраторов подсистем. Второе резервное копирование, которое при нештатной ситуации позволяет восстановить данные из резервной копии и продолжить работу.Кроме того, на общую информационную безопасность образовательной организации напрямую влияет безопасность входа в сеть Интернет через браузер. Обеспечение безопасности может заключаться [4] в установке плагинов для блокировки рекламы, нежелательного и запрещенного контента, прописывании внутренних настроек для контентной фильтрации.Но специалисты по информационной безопасности отмечают, что самое слабое звено в подобных системах это сам пользователь. Поэтому важно, с одной стороны, работать над повышением цифровой грамотности участников образовательного процесса: информировать их о методах социальной инженерии1, учить внимательному отношению к необычным почтовым письмам и рассылкам. С другой стороны, для сотрудников можно внедрить системы предотвращения утечек данных. В этом случае на рабочий компьютер устанавливается специальная программа-агент, который периодически делает снимки экрана, отслеживает входящие и исходящие соединения. Такая система протоколирования действий может также использовать морфологический анализ слов, которые пользователь набирает на клавиатуре. Итоговый отчет предназначен для работы специалистов по информационной безопасности, которые не разглашают полученную информацию, а внедрение системы сопровождается локальными актами, которые подписывают сотрудники, соглашаясь со сбором и обработкой персональных данных.Главные тенденции: за этим будущееМассовое распространение цифрового образования вызвало дискуссии о том, к чему оно приведет образовательную систему и какие практики нормализует. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на тенденции в этой области.Самое заметное направление это машинное обучение в области образования. Его в первую очередь применяют там, где нужна автоматизация рутинных действий: анализ большого массива информации, подсчет каких-либо данных, прогнозирование, выявление ошибок, выявление предпочтений и т.д. Банальным примером могут быть социальные сети, где машинное обучение формирует ленту на основе наших действий в прошлом. Однако важно помнить, что такие системы никогда не заменят преподавателя: педагог несет на себе функцию не только транслятораинформации, а еще и наставника, помощника, человека, который способен урегулировать конфликты и поддержать ученика.При этом цифровизация привела к формированию модульности образовательных программ. В этом случае ученик может проходить курсы длиной не в 200 или 500 часов. Он может выбрать короткий практико-ориентированный курс на 12 часов: здесь он не усвоит академические основы, но получит навыки и умения для решения конкретных задач.Нечто подобное есть не только на базе онлайн-школ, но и в университетах. Здесь это может быть устроено следующим образом: есть некая инвариантная часть, которую все осваивают обязательно, и есть несколько условных зачетных единиц, которые можно закрыть дополнительными или элективными курсами2, практиками. Здесь ученик на свое усмотрение выбирает интересные ему модули. Нельзя утверждать, что модульный подход ведет к улучшению качества образования, но он точно ведет к гибкости образовательного процесса и его персонализации.Еще одно заметное направление геймификация: процесс, при котором ученики осваивают знания и навыки с вовлечением через игровые механики. При этом можно присваивать баллы и очки, предусматривать поощрения и таким образом мотивировать учеников к соревновательному процессу и достижению высоких показателей.Не первый год в цифровом образовании используют и дополненную реальность: она применяется для освоения навыков, которые сложно получить в обычной жизни. Это актуально, например, для будущих пилотов, хирургов, стоматологов. Последние оттачивают умения с системой дополненной реальности DentSim: студент надевает шлем, подходит к манекену и проводит на нем операцию.Наконец, чат-боты, уже привычные для онлайн-банков, служб поддержки сервисов и других цифровых платформ, могут применяться как информационный справочник. У всех участников образовательного процесса часто есть потребность что-либо уточнить: новости, ближайшие мероприятия, расписание занятий, контакты и адреса, все эти данные можно передавать с помощью чат-ботов. Кроме того, через такого бота можно организовать поиск по хранилищу учебного материала и предоставлять ссылки на их скачивание. При работе чат-бота потребляется мало трафика: этот фактор очень важен для регионов, где скорость работы интернета не высока.В чем сила?Важную идею цифрового образования сформулировал доктор педагогических наук, академик Российской Академии Образования, профессор Вадим Валерьевич Гриншкун. По его мнению, цифра это ресурс, и результат его использования зависит от рук, в которых он находится.Выстроить правильную систему использования этого ресурса Вадим Гриншкун предлагает следующим путем. Можно выделить два типа передаваемых знаний. Первые после своей цифровизации приобретают нечто ценное. Например, в учебных условиях мы не можем увидеть ядерный взрыв, но процесс полураспада и процесс прохождения ударной волны знать нужно. Проще всего демонстрировать его с помощью анимации; ведь очевидно, что при простых рисунках мелом на доске наглядность будет плохой.Ресурсы второго типа это те, которые ничего не приобретают после цифровизации. Например, электронный учебник: зачастую это не умная система со ссылками и интерактивными элементами, а обыкновенный скан физического учебника в формате PDF. В этом случае польза от перехода в цифрусомнительна.Еще один важный подход в построении цифрового ресурса системность. Точечное внедрение любых информационных технологий без продуманного менеджмента скажется на всем: на качестве образования, на комфорте преподавателей и учеников, на безопасности. При переходе на цифру важно смотреть на лучшие IT практики и централизованно использовать их в образовательной среде.ЛитератураКак изменилась успеваемость студентов в дистанте. Результаты СОП и средний балл // hse.ruБез отрыва от экрана. Как современные школьники пользуются гаджетами? // iq.hse.ruDIGITAL 2020: GLOBAL DIGITAL OVERVIEW // DATAREPORTALЗаславский А.А.Использование корпоративного браузера как средства повышения информационной безопасности образовательной организации. 2018Взрывной рост DDoS-атак // comnews
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 12.10.2021 14:06:34
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru