Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Шариат и биткоин, подкрепленный золотом как устроены исламские финансы

Популярность исламских финансов за пределами мусульманских стран c каждым годом растет [1]. На фоне пандемии COVID-19 особое значение приобрела их социальная направленность, в основе которой лежат справедливость и полная прозрачность сделок. О главных принципах денежного обращения и торговли в мусульманском мире, особенностях исламских банков и о том, чем исламские финансовые инструменты отличаются от того, что предлагают традиционные банки, ПостНауке рассказала экономист, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат экономических наук, МВА Светлана Бабенкова.Принципы исламского банкингаОперации и услуги в исламских финансовых учреждениях строго регламентируются исламскими правовыми нормами и принципами, а также кодексами практики и этики. В первую очередь они предполагают отсутствие риба (ростовщичества, получения процентов), гарар (неопределенности или чрезмерной неопределенности) в контрактах и запрет любого элемента майсира (азартных игр).Чтобы понять, какие принципы лежат в основе исламских финансов, необходимо обратиться к священной для всех мусульман книге Корану, в котором описаны главные концептуальные нормы. Так, в Суре 2, Аль-Бакара (Корова), 276-й (275-й) аят гласит: Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это (будет им) за то, что они сказали: Ведь торговля подобна ростовщичеству. И сделал дозволенной Аллах торговлю и сделал запретным ростовщичествоВ этой же Суре, но в 278-м аяте, говорится: О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы (истинно) верующие.В Суре 3 Семейство Имрана, 125-м (130-м) аяте, сказано: О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха, может быть, вы окажетесь счастливыми! (пер. Корана И.Ю. Крачковского).Говоря о запрете ссудного процента, то есть легких денег, не имеющих под собой никаких реальных (фактических) активов, Пророк определяет ключевое направление исламских финансов и связанных с ними сделок и контрактовэто социальные финансы. На практике это означает, что стороны, заключающие контракты, не должны обманывать другдруга и вводить в заблуждение преднамеренно. Условия и предмет сделок должны быть прозрачны и понятны, денежные средства не должны быть вложены в запретные, не разрешенные Шариатом (исламским правом) продукты и услуги, напримерпокупку и продажу свинины, запрещенных веществ и алкоголя, оружия и так далее. Под запретом также азартные игры, то есть деньги не могут быть вложены в развитие какой-нибудь лотереи.Исламскую финансовую систему можно разделить на четыре основных компонента:1) исламские финансовые учреждения (институты), которые разделяются на два основных типа: исламские банковские учреждения; небанковские учреждения;2)исламские финансовые рынки;3) исламские финансовые институты развития;4) регуляторы рынка исламских финансов.Исламские банкиПервый исламский банк открылся в 1962 году в Египте это был беспроцентный кооперативный банк Mit Ghamr. Он предлагал основные банковские услуги для мусульман и специализировался на работе со сельхозпроизводителями, то есть был ориентирован на крестьян. Mit Ghamr проработал около пяти лет, после которых эксперимент был завершен по политическим причинам, хотя сам банк не только не разорился, но и показывал неплохие результаты.Исламские банки включают розничные или коммерческие банки, инвестиционные банки и финансовые компании.В отличие от традиционных банков, деятельность исламских банков регулируется не только правительствами стран и Центральным банком, но и дополнительно Шариатским наблюдательным советом, который контролирует продукты и услуги исламских банков и проверяет их на соответствие их шариату.Единственная в мире страна, где существует стопроцентный исламский банкинг, Иран. Например, по состоянию на 2015 год доля Исламских финансовых институтов в ОАЭ составляла 22%, а 78% традиционные банки, в КСА примерно 51% исламских финансовых институтов и 49% традиционных банков, в Катаре 26% и 74% соответственно, в Кувейте 45% и55%, в Бахрейне 29% и 71%, в Индонезии 5% и 95%, в Турции 5% и 95%, в Пакистане 10% и 90% соответственно [2].В 2019 году отрасль исламских финансов выросла на 11,4%, общий объем исламских финансов в период 20192020 годовоценивался в 2,52,8 трлн долларовСША, из которого 45% приходилось на страны региона Персидского залива [3].Таким образом, традиционные и исламские финансовые институты успешно сосуществуют друг с другом, пользоваться услугами исламских банков могут и немусульмане и наоборот.В Казани у местного муфтията есть счет в Сбербанке, предназначенный для того, чтобы люди туда вносили закят обязательный налог на мусульман.Исламские финансовые учреждения вне банковИсламское страхование, или такафул, является одним из небанковских финансовых институтов в исламской финансовой системе.Такафул (исламское страхование) концепция, согласно которой группа участников взаимно гарантирует другдругу обязательства возмещения убытков при потере или повреждении страхуемого имущества.Каждый участник выполняет свои обязательства, внося определенную сумму пожертвования (табарру)в фонд, которым управляет третье лицо такафул оператор.В случае наступления страхового случая оператор такафула выплачивает соответствующие средства его участникам. Любой излишек выплачивается только после обязательства по оказанию помощи. Благодаря этому принципу такафул действует как защита и является небанковским институтом, который действует по принципу разделения прибыли между оператором такафула и участниками фонда.Согласно данным Global Takaful Directory в 2019 году, общее количество такафул компаний на рынке оценивалось в 306.Исламские фондыПо данным Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAOIFI), исламские фонды определяются как инвестиционные инструменты, которые создают финансово независимые учреждения. Фонды имеют форму равных долей участия (паи), которые представляют долю акционеров или владельцев паев в активах и их право на прибыль или убытки.В отличие от обычных, исламские фонды должны осуществлять свою инвестиционную деятельность в соответствии с принципами шариата. Такжеисламским фондам разрешено инвестировать только в разрешенные шариатом проекты.Исламские финансовые рынкиДенежный рынок это финансовый рынок, который способствует торговле только краткосрочными долговыми обязательствамиценными бумагами (менее года), в то время как рынок капитала обеспечивает торговлю долгосрочными долговыми ценными бумагами (год и более) и долевыми ценными бумагами.Исламский денежный рынок также служит средством вторичной торговли на денежном рынке. В зависимости от целей, предпочтений по риску и доходности денежного рынка участники рынка будут либо покупать, либо продавать инструменты денежного рынка в ожидании получения возврата инвестиций.Исламский рынок капитала состоит из двух основных элементов: рынка долговых обязательств и рынка капитала. Исламские рынки капитала предлагают такие инструменты, как исламские долевые ценные бумаги и исламские долговые обязательства.На исламском рынке капитала ключевыми финансовыми инструментами являются акции и сукук.Сукук, или исламские облигации, являются сертификатамиодинаковой стоимости, представляющимиравные доли владения материальными активами, узуфруктами и услугами или владение активами определенного проекта или специальной (конкретной) инвестиционной деятельности (Шариатские стандарты AAOIFI, Стандарт 17, 2016 г.).Сукук может быть структурирован таким образом, чтобы предлагать фиксированный доход по процентной ставке по аналогии с обычными ценными бумагами. Но, в отличие от держателя облигаций, держателю сукук предоставляется доля владения активами или финансируемый бизнес, и доход может быть привязан к производительности базового актива.На рынок сукук приходится порядка 15% общего исламского финансового рынка. При этом в июне 2020 года, в период пандемии, Исламский банк развития (IsDB)привлек 1,5 млрд долларовСША при помощи первого выпуска сукук с целью перенаправления привлеченных денежных средств на помощь в восстановлении экономик стран-членов, входящих в данный банк [3].Учреждения исламского развития и социальных финансовВ этот сектор в основном входят исламские финансовые институты развития:исламские банки развития, исламские микрофинансовые организации, нацеленные на сокращение бедности и поддержку малообеспеченных слоев населения в мусульманском мире, а также учреждения социального финансирования, напримеручреждения закят, байт ал-мал (государственная казна) и вакф (пожертвования).Исламский банк развития (IsDB) международная многосторонняя финансовая организация, созданная в 1973 году. Целью ИБР является содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин.Инструменты исламского банкингаИсламские банки получают прибыль, используя разрешенные шариатом сделки и инструментарий. Также необходимо отметить, что они широко занимаются торговой деятельностью, тогда как банкам Российской Федерации, например, это запрещено. Традиционный банкэто не классическая торговая организация, он не может продать клиенту машину, но может дать кредит на покупку. В исламском мире банк может выкупить автомобиль, и клиент выкупит его у банка уже с наценкой, закрепленной в договоре. В эту наценку входят конкретно услуги банка, доставка, амортизация все, что банк посчитает нужным. Главное, чтобы все было четко прописано и контракт не подразумевал скрытых процентов.Также финансовые организациипредоставляют услуги лизинга или аренды. В исламском праве существуеттермин иджара, он используется в двух различных смыслах. В первом случае он означает найм человека за плату, предоставляемую ему в качестве компенсации за оказанные услуги. Второй вид иджара относится к узуфрукту1 активов или имущества, а не к услугам человека. Здесь иджара будет обозначать передачу узуфрукта определенного имущества другому лицу в обмен на арендную плату, причитающуюся с него. Второй вид иджара используется как форма инвестирования, а также как модель финансирования. В отличие от контракта продажи, договор иджара может заключаться в отношении будущей даты. Форвардная продажа с точки зрения исламского права является недозволенной, а иджара на будущую дату является дозволенной, но при условии, что арендная плата внесена после того, как арендуемый актив передан арендатору.Наряду с иджарой существуют и другие важные инструменты.Мушаракаразделение, совместное предприятие, в рамках которого все партнеры разделяют между собой прибыли и убытки. Этот инструмент является очень хорошей альтернативой ссудному финансированию. Пропорция разделения прибыли оговаривается партнерами во время заключения контракта. Для того, чтобы этот договор был действителен, требуется безусловное соблюдение всех его условий. Убытки в этом случае каждый партнер должен принимать в строго в соответствии с его долей в инвестициях.Мударабаэто вид партнерства, где один из партнеров предоставляет денежные средства другому с целью их инвестирования в проект или предприятие (бизнес), который обязательно должен быть разрешен шариатом.В отличие от мушараки, в которой инвестиции поступают от всех партнеров, в мударабе их предоставляет только один партнер. В мушарака убытки распространяются на всех партнеров, а в мударабра убытки несет только инвестор. Нет четкого предписания относительно распределении прибыли, стороны могут распределить прибыль в равных долях, а также могут выделить различные доли инвестору и менеджеру, который управляет этими инвестициями, но не могут определить фиксированную сумму прибыли для какой-либо из сторон или же назначить фиксированную ставку возврата на вложенный капитал.Мурабахаэто определённый вид продажи, при котором продавец ясно указывает сумму понесенных затрат для приобретения продаваемого им товара и продает его другому лицу, делая определённую наценку, которая может быть установлена на основе договора. Все расходы, понесенные продавцом для приобретения товара, должны быть включены в общую сумму затрат, на которую должна осуществляться наценка. Важно знать, что мурабаха это вид продажи, а не форма финансированияСаламэто продажа, в которой продавец берет на себя обязательство поставить определенный товар покупателю в будущем в обмен на немедленно уплачиваемый авансовый платеж. Салам должен быть осуществлен только в отношении тех товаров, количество и качество которых может быть однозначно определено. Опять же очень важен контракт, в котором числе в нем должны быть определены точная дата и даже место поставки товара.Истиснаэто вид продажи, при котором сделка заключается до того, как произведен товар. Этот контракт предполагает моральное обязательство производителя произвести товар, однако до того, как он начнет исполняться, любая сторона вправе аннулировать соглашение после уведомления другой стороны. Данный контракт может быть использован для обеспечения финансирования различных видов операций, в особенности жилищного фонда.Говоря о любых сделках и контрактах, лежащих в основе всех инструментов, нужно помнить и об исламском менеджменте. В качестве одного из интерпретаций этого понятия исламской этого понятия можно отметить, что, в отличие от западной модели менеджмента, где сверхприбыли компании достигаются любыми средствами, в исламском менеджменте главную роль играет духовный фактор. Так, человеку, который достиг прибыли компании, например, инвестировав средства в запрещенные шариатом сферы, необходимо будет отвечать перед Всевышним, который спросит с него куда строже, чем вышестоящее земное руководство компании [4].Исламский банкинг в современном миреИсламские финансы уже распространились далеко за пределами Ближнего Востока. Они широко используются в странах Азии и Африки, где большинство составляет мусульманское население, а также в некоторых европейских странах, например, Великобритании и Германии.К недостаткам исламского банкинга, безусловно, можно отнести его более низкую ликвидность по сравнению с традиционными банками, а также определённо ограниченный финансовый инструментарий, в котором все сделки строго регламентированы. Однако отрасль растет, и процессы глобализации не обходят ее стороной. Развиваются новые финансовые технологии, появляются криптовалюты и стартапы.Вопрос относительно криптовалют неоднозначен и сейчас вызывает много дискуссий как среди правоведов, так и среди специалистов финансового сектора. С одной стороны, криптовалюты не подкреплены реальными активами, их стоимость растет и падает в том числе за счет спекулятивных сделок, что неприемлемо для исламского мира, однако положительный опыт некоторых стран, например, ОАЭ показывает, что эти криптовалюты могут быть подкреплены реальными активамизолотом. Соответственно, в этом случае работа с ними становится абсолютно правомерной.Пандемия COVID-19 затронула и исламскую финансовую систему, в том числе потому, что сильно ударила по реальному сектору экономики, с которым исламские финансы связаны напрямую. Пока рано подводить итоги, но сейчас исламские финансы показывают небольшой рост, а социальная направленность исламских банков делает их более привлекательными на западных рынках в изменяющихся условиях с учетом внешних вызовов.Необходимо отметить, что в последнее время многие специалисты говорят об исламских финансах как о партнерских финансах. Действительно, рассматривая и анализируя механизмы контрактов и сделок, проводимые на исламских финансовых рынках, можно провести параллели между партнерскими и исламскими финансами. Наряду с этим остается открытым вопрос относительно возможности замены формулировок исламские финансы или исламский банк на партнёрские финансы или партнерский банк, которые позволят избежать стереотипных негативных коннотаций, связанных, например, с деятельностью запрещенных в Российской Федерации террористических организаций.В настоящее время многие аналитики и специалисты в области исламских финансов стали отмечать не только партнерскую или беспроцентную составляющую исламских финансов, но и характеризовать их как зелёные финансы. Это не связано с не только с зеленым цветом как ассоциирующимся с исламом, но и с определённой экологической или социальной функцией, на которых базируются исламские финансы.В 2015 году на Конференции Организации Объединенных Наций по глобальному потеплению, проведенной в Париже в 2015 году, Исламский банк развития высказал заинтересованность в выпуске зеленых сукук для финансирования проектов, связанных с климатом. Банк располагал пилотными проектами на сумму порядка 180 млн. долл. США для финансирования чистой энергии по всему миру.Выручка от зеленого сукук может быть использована для финансирования и рефинансирования задолженностей по строительству, поддержки правительственных субсидий, выделяемых на охрану окружающей среды, поддержки инициатив в рамках целей устойчивого развития, разработанных Организацией Объединенных Наций, а также для инвестиционных стратегий частных компаний или компаний, управляющих активами [5].В настоящее время в арабском мире среди участников финансового рынка набирает широкую популярность так называемое Открытое банковское дело. Согласно новому отчету Ассоциации финансовых технологий MENA Open Banking: Vision from the Arab World, определение целостного видения открытого банковского дела в регионе позволит арабским странам в полной мере получит прямую выгоду от инноваций в сфере финансовых технологий. В этом отчете эксперты крупнейших финансовых центров и банков призывают к сотрудничеству региональные банки, финтехкомпании и регулирующие органы с целью выработки общего видения открытого банковского дела в части открытого финансирования.Для этого заинтересованным странам необходимо создать совместную среду обитания2, в которой банки и финтех компании могут внедрять и апробировать различные инновации. Эта среда обитания позволит регулирующим органам сосредоточить свое внимание на выработке единых нормативно-правовых документов, касающихся внедрения открытого банкинга с учетом особенностей работы исламских финансовых институтов [6].ЛитератураICD.REFINITIV & ICD 2020 REPORT: GLOBAL ISLAMIC FINANCE ASSETS EXPECTED TO HIT $ 3.69 TRILLION IN 2024. 2020EY.World Islamic Banking Competitiveness Report 2016. 2015Бабенкова С.Ю. Индустрия исламских финансов в странах Ближнего Востока и Северной Африки: пути выхода из экзогенного кризиса. 2021А.-Н. Амири, Х. Абеди-Джафари.Исламский менеджмент: подходы. 2017Бабенкова С.Ю. Зелёный сукук как инструментарий хеджирования активов на финансовых рынках арабских стран // Арабский Восток. Зелёный рост и вызовы современности. Институт востоковедения РАН. М.: Труды Института востоковедения РАН. Выпуск 22, 2019, с. 58-77Fintechnews Middle East. New Report Calls for Open Banking Harmonization Across the Arab World. 2020
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 01.07.2021 18:02:46
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2021, umnikizdes.ru