Что это?Совместное фото участников V Сольвеевского конгресса,
состоявшегося в 1927 году.Сольвеевские конгрессы это международные
конференции, на которых ведущие специалисты в области физики и
химии обсуждают фундаментальные проблемы этих дисциплин. Идею
конгресса предложил немецкий ученый Вальтер Нернст, а реализовал
проект Эрнест Сольве, бельгийский промышленник и меценат,
разбогатевший после открытия аммиачного способа получения соды из
поваренной соли. Первый Сольвеевский конгресс состоялся в Брюсселе
в 1911 году, и эта традиция продолжается вплоть до наших дней.
Последний на данный момент конгресс состоялся в 2014 году.Чем это
интересно для науки?Ключевым событием Сольвеевского конгресса 1927
года стал спор между Альбертом Эйнштейном и Нильсом Бором. Эйнштейн
был последователем Баруха Спинозы, нидерландского философа XVII
века. Он считал, что мир устроен по строго определенным и
рационально познаваемым принципам. В таком мире не было места
случайности, поскольку у всего должна быть своя логически
необходимая причина. Случайность это всего лишь иллюзия,
возникающая из-за недостатка наших знаний о предмете [1].Именно
поэтому Эйнштейн не мог принять квантовую механику: она не дает
возможности точно предсказать движение отдельного электрона и лишь
предлагает найти вероятность, с которой тот окажется в той или иной
точке пространства. Квантовая механика приближала физику к истине,
но не была ею. Бог не играет в кости, считал Эйнштейн, поэтому
желал найти окончательное, детерминированное объяснение квантовым
феноменам.Нильс Бор в ответ на коронную фразу Эйнштейна про кости
отвечал: Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять
миром. Он был противником того, чтобы сводить объяснения всех вещей
в мире к некоторой общей теории, и поэтому ввел принцип
дополнительности. Согласно ему, для описания некоторых типов
объектов необходимо использовать два взаимоисключающих класса
понятий. Так, электроны и фотоны мы должны описывать как волны и
как частицы, а человеческую психику одновременно как биологический
и психологический объект [2].Бор также увлекался работами Сёрена
Кьеркегора, датского философа-экзистенциалиста. Для него важной
ценностью была свобода, возможность совершить ничем не
предопределенный, иррациональный выбор. Возможно, именно влиянием
Кьеркегора можно объяснить стремление Бора обосновать возможность
свободы в мире за счет индетерминированности квантового мира [3].О
спорах Эйнштейна и Бора вспоминали многие участники V Сольвеевского
конгресса. Эйнштейн старался постоянно подобрать примеры, которые
бы продемонстрировали несостоятельность взглядов Бора и его
сторонников. Однако раз за разом тому удавалось объяснить их с
использованием принципа квантовой неопределенности. Один из
участников конгресса, Пауль Эренфест, высказывался о дебатах
следующим образом: Всё выглядело как шахматная партия. Эйнштейн
выдает каждый раз новый пример Бор постоянно разыскивает в темном
облаке философических туманностей нужный инструмент, чтобы разбить
пример за примером.Почему это важно знать?Убедительная победа Бора
в дискуссии с Эйнштейном привела к тому, что индетерминистская
интерпретация квантовой механики стала доминирующей в физике на
последующие десятилетия. Она получила название копенгагенской
интерпретации, поскольку Борн и Гейзенберг, заложившие ее основы,
трудились в Копенгагене.Однако сегодня существует множество других
интерпретаций квантовой механики, в пользу которых также есть
убедительные аргументы. При этом многие физики стараются
отстраняться от этой, как им кажется, бесцельной дискуссии,
предпочитая заниматься исключительно эмпирическими исследованиями и
математическими расчетами.