Ученые уже давно пытаются разобраться, как технологии влияют на
нашу жизнь. Психолог Вероника Нуркова рассказала ПостНауке, как
современные гаджеты и мобильный интернет встроились в нашу
психическую жизнь.Интернет полностью изменил способ получения,
переработки и хранения информации. И если те, кому за 30, еще
помнят многочасовые походы в библиотеку, чтобы подготовиться к
экзамену, то нынешним студентам это кажется невероятным.Я всегда
говорю, что новая технология сама по себе это не хорошо и не плохо.
Она просто может по-разному работать. Может функционировать как
костыль для здоровой ноги, а может стать крыльями, которые поднимут
вас на недосягаемую ранее высоту.Оперативный доступ к данным
уменьшает необходимость полагаться на собственную память, и, как
следствие, мы перестаем доверять себе:мало ли, что я там помню,
лучше погуглю. Так постепенно в обществе меняется этикет памяти.Еще
20 лет назад, выступая на конференции, человек не переживал, если
забыл какой-то факт или имя ученого. Времена изменились: сегодня
надо точно знать, кто что сказал и когда.И то, что 20 лет назад моя
память с этим не справлялась, меня совершенно не беспокоило. А
сейчас этикет памяти изменился, и я по этому поводу переживаю.
Наверняка вы тоже замечали за собой подобное: вроде бы верно
ответили на вопрос, но достаете из кармана телефон, чтобы
удостовериться. Мы привыкли, что в течение короткого периода
времени можем получить четкие сведения по любой теме. И поэтому,
когда человек не может что-то вспомнить, он обращается к поисковым
системам.Был проведен не так давно эксперимент: испытуемых поделили
на две группы и задавали одним легкие вопросы, на которые просто
так можно ответить, адругим трудные, где требовалось обращение к
дополнительным источникам. Интернетом можно было пользоваться всем,
но те, кто был во второй группе, делали это чаще и охотнее. А
участники из первой группы часто сразу давали ответ [1].На втором
этапе простые вопроса задавали и первой, и второй группе. И люди из
второй группы даже на простые вопросы искали ответы в интернете. В
ходе эксперимента также измеряли время реакции: сколько человек
продержатся без интернета и будут пытаться вспомнить сами. Те, кто
использовал интернет с самого начала, продержались гораздо меньше.
То есть ситуацию обсессивной проверки оказалось возможным
индуцировать даже в лаборатории. Так и возникает недоверие к своей
памяти.Но меняется не только отношение людей к памяти, но и сама
память. Из традиционного хранилища знаний и связей между ними она
становится складом адресов. И часто выигрывает именно тот, кто
лучше знает, где найти информацию. Например, речь идет о войне 1812
года. О событиях тех лет большинство помнят несколько фактов:
русские воевали с французами, Наполеона сослали на остров, а
Кутузов великий полководец. Но подробности каждый будет добывать
по-своему: один пойдет на специализированный сайт с авторитетными
источниками, другойпрочтет статью в Википедии.Еще одна особенность
памяти в эпоху массовой компьютеризации цифровая амнезия,или эффект
Google:мы перестаем запоминать все то, что сохранили на электронном
носителе.Такие эксперименты проводили много раз. Например,
испытуемым предлагали напечатать текст с новой для них информацией.
Потом делили их на две группы: в одной участников просили удалить
набранное, в другой сохранить на диске D. Оказалось, что гораздо
лучше информацию запомнили те, кто нажал кнопку Delete [2].В
недавней работе сотрудникам моей лаборатории удалось получить
схожий эффект в других условиях. Испытуемым предлагалось
представить себя в роли частных детективов и получить доступ к
секретнымматериалам, которые могли помочь в расследовании. Среди
этих материалов были фотографии подозреваемых и вещественные
доказательства преступления. Им сообщалось, что часть сведений
получены официально и их можно скопировать, а другие были получены
не вполне законно, поэтому их нужно стереть сразу после просмотра.
Спустя неделю участники эксперимента играли уже в другую игру якобы
на интуицию. Им надо было определить по фотографии, насколько тот
или иной человек склонен к преступлению. Выяснилось, что, не
отдавая себе в этом отчета, люди чаще выбирали в качестве
потенциальных преступников тех, чьи фотографии надо было стереть.
При этом сами они не могли объяснить своего выбора [3].Другими
словами, наша психика не видит смысла хранить на биологическом
носителе то, что уже скопировано на внешний:флешку, телефон,
ноутбук. Гораздо важнее запомнить адрес, по которому при
необходимости можно восстановить сведения: забыл, сколько весит
мозг кенгуру, но это точно лежит в папке Data.Затормозить
технический прогресс невозможно. При этом только мы решаем, как
пользоваться его плодами. Гаджеты, с одной стороны, этопрекрасный
инструмент для работы и обучения, с другой поставщик тонны ненужной
информации. Память, как и мышцы, слабеет без работы, поэтому не
забывайте еетренировать и нагружать новыми знаниями.photo by Jonas
Leupe on unsplashЛитератураStorm, B. C., Stone, S. M., &
Benjamin, A. S. (2017). Using the Internet to access information
inflates future use of the Internet to access other information.
Memory, 25(6), 717-723Sparrow, B., Liu, J., & Wegner, D. M.
(2011). Google effects on memory: Cognitive consequences of having
information at our fingertips. Science, 333, 776-778.Ласьков
(Взорин) Г. Д., Букинич А. М., Нуркова В. В. Мнемический google
ЭФФЕКТ в условиях игровой имитации деятельности детектива //
Цифровое общество в культурно-исторической парадигме (сборник
тезисов по итогам международной научной конференции). РГГУ М, 2018.
С. 216220.