Ученые обнаружили еще одну причину потери зрения это микрофлора кишечника

Ученые обнаружили еще одну причину потери зрения — это микрофлора кишечника. Ученые обнаружили взаимосвязь между зрением и кишечными бактериями. Фото.

Ученые обнаружили взаимосвязь между зрением и кишечными бактериями

Существует множество различных причин потери зрения, например, это может произойти из-за инфекций, таких как конъюнктивит или кератит, недостаточного кровообращения, утраты чувствительности зрительного нерва, изменения формы глазного яблока и т.д. Недавнее исследование ученых из Китая и Великобритании показало еще одну, весьма неочевидную причину потери зрения это бактерии кишечника. Они могут ухудшить периферическое и ночное зрение, а также способны вызывать полную слепоту. Причем бактерии вызывают нарушения зрения в раннем возрасте, правда, это становится возможным только при наличии мутации в одном из генов.

Как кишечные бактерии связаны со зрением

Команда ученых проводила исследование на мышах, в ходе которого обнаружила бактерии из кишечника в поврежденных участках глаз. Однако эти бактерии присутствовали только у грызунов, имевших мутации в гене (CRB1). Следует отметить, что мутации в этом же гене являются основной причиной наследственных заболеваний глаз у людей.

Заболеваниях глаз, связанных с данной мутацией, возникают в раннем возрасте из-за нарушений в сетчатке глаза. Напомним, что сетчаткой называется ткань в задней части наших глаз, которая преобразует волны света в определенные сигналы, поступающие в мозг. Там эти сигналы преобразуются в картину (зрение). Из-за повреждений, связанных с мутацией гена, сетчатка становится аномально толстой, в результате чего менее эффективно справляется со своей задачей.

Как кишечные бактерии связаны со зрением. Кишечные бактерии, предположительно, повреждают сетчатку глаза. Фото.

Кишечные бактерии, предположительно, повреждают сетчатку глаза

Однако наличие бактерий в поврежденных участках глаза еще не говорит о том, что именно они становятся причиной нарушений. Чтобы выяснить, вызывают ли бактерии нарушения зрения, ученые уменьшили их популяцию в глазу некоторых грызунов. Как сообщается, после этого у них не наблюдалось значительное повреждение сетчатки глаза, как у остальных мышей с мутацией гена. Кроме того, когда они восстановили экспрессию белка Crb1, который кодируется геном CRB1, у мышей уменьшились повреждения сетчатки. Об этом авторы исследования сообщают в журнале Cell. Как выяснилось, этот белок непосредственно влияет на присутствие бактерий в глазу.

Почему кишечные бактерии вызывают потерю зрения

Большинство кишечных бактерий полезны, и играют важную роль для здоровья человека. Однако мутация CRB1, по мнению ученых, позволяет кишечным бактериям достигать глаз, где они вызывают потерю зрения.

Ранее считалось, что упомянутый выше белок Crb1 присутствует только в пигментном эпителии головного мозга и сетчатке (RPE), то есть внешнем барьере между кровью и сетчаткой. Однако исследователи также обнаружили, что белок экспрессируется еще и стенкой кишечника. Там он обеспечивает жизненно важный барьер между кишечником и остальным телом.

Почему кишечные бактерии вызывают потерю зрения. Из-за мутации в генах кишечные бактерии могут попадать в кровоток. Фото.

Из-за мутации в генах кишечные бактерии могут попадать в кровоток

Мутировавший же ген CBR1 не экспрессирует достаточное количество белка Crb1, в результате чего барьер становится менее эффективным, что позволяет бактериям распространяться по организму. В частности, через кровоток они попадают в сетчатку глаза, и это приводит к ее повреждению.

Теперь ученым осталось выяснить главное действительно ли этот механизм является причиной слепоты у людей, и могут ли методы лечения, нацеленные на устранение бактерий из глаза, предотвратить слепоту. Поэтому команда собираются в ближайшее время провести клинические исследования.

Генная терапия глазных заболеваний

Исследование показало возможную причину связи между заболеваниями глаз и мутацией одного гена. Однако существует еще около сотни других генов, которые тоже влияют на светочувствительные фоторецепторные клетки сетчатки. Они могут вызывать самые разные заболевания, такие как пигментный ретинит. Еще как минимум 28 генов связаны с врожденным амаврозом Лебера.

Генная терапия глазных заболеваний. Генная терапия — перспективное направление офтальмологии. Фото.

Генная терапия — перспективное направление офтальмологии

Поэтому генная терапия является многообещающим направлением в офтальмологии. Поэтому ученые надеются, что дальнейшие исследования позволят разработать новые способы лечения многих заболеваний, которые в настоящее время считаются неизлечимыми.

Переходите по ссылке на наш ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов, посвященных науке.

Напоследок напомним, что бактерии кишечника влияют на многие другие функции организма. Например, ранее ученые связали нарушения в кишечной микрофлоре с хронической усталостью. Также ряд исследований показали, что бактерии влияют на работу мозга и от них даже может зависеть подвижность.

Опубликовано: 04.03.2024 02:19:01