В земной коре произошла странная деформация, и теперь известна ее причина

В земной коре произошла странная деформация, и теперь известна ее причина. Восточно-Африканский разлом самый крупный континентальный разлом на Земле. Фото.

Восточно-Африканский разлом самый крупный континентальный разлом на Земле

Восточно-Африканский разлом (EAR), или рифтовая долина, является самым крупным континентальным разломом не Земле. Ранее мы рассказывали, что части Африки расходятся, и когда-то между ними образуется океан. Однако этот участок долгое время был серьезной загадкой для геологов. Дело в том, что рифты, то есть крупные тектонические разломы, образуются в результате удаления двух тектонических плит друг от друга. Это приводит к разрыву земной коры и даже верхней части мантии. Однако в случае с Восточно-Африканским разломом все происходит иначе. Деформация земной коры происходит не только параллельно движению плит, но и перпендикулярно. Возникает впечатление, что разлом возник сразу в нескольких направлениях. В недавнем исследовании ученым наконец удалось выяснить причину, и она наверняка вас удивит.

Что происходит в Африке

Как мы уже рассказывали, разлом в Африке хорошо виден на поверхности, и постоянно увеличивается. В настоящее время его длина достигает 6400 км. Чтобы выяснить причины такой аномалии, исследователи собрали все имеющиеся данные со спутников, а также полученную информацию на основе предыдущих исследований, и составили на их основе трехмерные модели.

Согласно результатам этой работы, дополнительная деформация вызвана вырывающейся к поверхности земли магмой, так называемым Африканским суперлюмом. Он не только оказывает давление на земную кору, но и переносит тепло из недр планеты ближе к поверхности, что вызывает термическую деформацию. Устойчивый подъем мантии простирается с юго-запада на северо-восток Африки, и постепенно становится все более обширным.

Расплавленный поток пород вызывает деформации земной коры к северу Африки. Предыдущие исследования указывали на то, что более легкие участки литосферных плит выталкиваются на поверхность за счет своей плавучести и небольшой плотности. Но, согласно последним данным, на литосферные плиты действуют более глубинные процессы в мантии Земли. Именно они являются причиной необъяснимых деформаций перпендикулярно разлому. Об этом исследователи сообщают в журнале Journal of Geophysical Research: Solid Earth.

Что происходит в Африке. Участки подъема магмы на карте. Фото.

Участки подъема магмы на карте

Как отмечают ученые, им удалось подтвердить версию о том, что разлом вызван плавучестью атмосферных плит. Но вместе с тем выявлена новая сила, которая ранее геологами не учитывалась.

Что будут происходить с Африкой в ближайшее время

Литосферные плиты движутся очень медленно. Ранее мы рассказывали, что они даже во время столкновений постепенно наращивают давление в течение многих лет. И лишь когда это давление превышает их прочность, края начинают ломаться и они вновь приходят в движение. Это вызывает землетрясения подобные тем, которые случились в Турции в 2023 году.

Поэтому каких-то серьезных изменений в ближайшее время ожидать не стоит бездна резко не возникнет и новый вулкан не образуется. Конечно, разлом будет постепенно расти. Но не только. Некоторые другие явления будут, скорее всего, тоже ощутимы уже в самое ближайшее время.

Что будут происходить с Африкой в ближайшее время. В Восточной Африке в ближайшее время могут участиться в ближайшее время. Фото.

В Восточной Африке в ближайшее время могут участиться в ближайшее время

Как сообщают исследователи, по мере того, как литосфера будет становиться тоньше, она начнет сильнее деформироваться. Это приведет к тому, что сейсмическая активность начнет возрастать. Что это значит? Увеличится количество землетрясений, а также возможны разрушения горных пород на пути разлома. Однако, следует учитывать, что предсказание геологических процессов является очень сложной задачей.

Ученые сравнивают эти процессы со жвачкой. Если вы возьмете ее и резко потяните в стороны, она с треском порвется. Но если начнете медленно растягивать в разные стороны, она будет тянуться. Вполне возможно, что тоже самое будет происходить и с земной корой. Конечно, бесконечно она растягиваться не сможет, и рано или поздно в любом случае части Африки распрощаются друг с другом и разойдутся в разные стороны, но без разрушительных процессов на поверхности.

Переходите по ссылке на наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов посвященных науке.

Напоследок напомним, что в истории нашей планеты континенты неоднократно расходились и затем снова сходились, образуя один суперконтинент. В настоящее время они продолжают находиться в движении. К примеру, Европа удаляется от Америки. Но в какой-то момент времени, скорее всего, они снова сойдутся и образуют суперконтинент, подобный Пангее и, соответственно, суперокеан, который будет его омывать.

Опубликовано: 17.06.2023 02:11:39