52 миллиона лет назад в теплой Арктике жили приматы размером с лемура

52 миллиона лет назад в теплой Арктике жили приматы размером с лемура. 52 миллиона лет назад в Арктике жили приматы размером с лемура. Фото.

52 миллиона лет назад в Арктике жили приматы размером с лемура

На нашей планете периодически возникали периоды глобального потепления и глобального похолодания (ледниковые периоды). В моменты потепления средняя температура на планете была гораздо выше, чем сейчас. К примеру, два миллиона лет назад Гренландия обладала богатой экосистемой, на острове даже жили мастодонты, родственники современных слонов. Но один из самых теплых периодов на Земле был в период эоцена, который длился с 56 до 33,9 миллиона лет назад. Арктика тогда была тоже теплой, в основном имела болотистую местность с густыми лесами. В этот период на острове Элсмир, который в настоящее время принадлежит Канаде, жили два небольших примата, о которых ученым стало известно благодаря недавнему исследованию их окаменелостей.

Какой был климат в Арктике в эпоху Эоцена

На период эоцена пришлось наиболее активное планетарное потепление. В то время полюса не были покрыты льдами. На арктическом острове Элсмир, который находится к северу от Баффинова залива возле Гренландии, был теплый и влажный климат, похожий на климат в современной Джорджии в США. Однако экосистема не была похожа ни на одну из существующих на Земле в настоящее время.

Какой был климат в Арктике в эпоху Эоцена. Остров Элсмир находится рядом с Гренландией. Фото.

Остров Элсмир находится рядом с Гренландией

Экосистема Арктики была разнообразной, она включала в себя множество необычных животных, таких как ранние тапироподобные копытные, древние крокодилы, змеи, саламандры и пр. Однако, несмотря на то, что эти животные не сталкивались с экстремально низкими температурами, им все же приходилось выживать в достаточно суровых условиях.

Независимо от температуры, полярная ночь в Арктике была всегда, то есть полгода животным приходилось жить в полной темноте. Но проблемой для них была не сама по себе длительная ночь, а нехватка пищи в этот период. Растительность в зимнее время была очень скудной, ведь растениям необходим солнечный свет. Кроме того, Арктика хоть и была теплой, ее климат был все же гораздо холоднее экваториальных зон. Поэтому животным приходилось приспосабливаться к выживанию в такой среде.

Какой был климат в Арктике в эпоху Эоцена. В период Эоцена в Арктике была богатая экосистема. Фото.

В период Эоцена в Арктике была богатая экосистема

Древние приматы эпохи эоцена

На вышеупомянутом острове Элсмир палеонтологи обнаружили окаменелости необычных животных это были челюсти с зубами, принадлежавшие млекопитающим. Исследование показало, что их возраст составляет около 52 миллионов лет. Как выяснилось, ученым удалось обнаружить останки неизвестным ранее видам небольших приматов, которым дали название I. dawsonae и I. mckennai. Оба этих вида относились к одному и тому же роду Ignacius, известному науке уже давно.

I. dawsonae и I. mckennai являются самыми древними приматами, известными науке, которые жили в Арктике. Как сообщают исследователи в журнале PLOS One, вес каждого животного составлял около двух килограмм. В наше время кажется, что эти приматы были очень маленькими, однако, по сравнению со своими южными собратьями, которые жили в этот же период, они были настоящими гигантами.

Древние приматы эпохи эоцена. I. dawsonae и I. mckennai имели мощные челюсти, которые позволяли им пережевывать твердую арктическую растительность. Фото.

Но это не единственная ихняя особенность. Исследование показало, что скулы этих животных выступают дальше от черепа, чем у южных приматов. Это может говорить о том, что их челюстные мышцы тоже выпирали вперед и были сильно развиты. Скорее всего, это позволяло животным пережевывать твердую растительность, которая была им доступна в период арктической зимы.

Как древние животные адаптировались к северным условиям

По мнению исследователей, ископаемые северные приматы рода Ignaceous питались труднопережевываемой пищей, такой как кора деревьев, орехи и семена. Поэтому мощные челюсти им были необходимы для выживания, как минимум. в зимнюю пору.

Относительно большой размер тела, по сравнению с южными сородичами, которые были размером с современного бурундука, тоже связан с адаптацией животных к северным условиям. Согласно правилу Бергена, чем дальше от экватоа проживают животные, тем они, как правило, более крупные. Большой размер необходим, чтобы минимизировать потери тепла.

Как древние животные адаптировались к северным условиям. Потепление климата в Арктике приведет к новой миграции животных на север. Фото.

Потепление климата в Арктике приведет к новой миграции животных на север

По словам ученых, в период эоценового потепления многие виды стали смещать свои среды обитания на север. Обнаруженные два вида приматом являются ярким примером того, как южные животные изменялись по мере продвижения на север, и образовывали новые виды. К слову, именно миграция и способность приспосабливаться к условиям окружающей среды помогла млекопитающим выжить после катастрофы, уничтожившей динозавров.

Еще больше интересных материалов вы найдете на нашем ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛЕ. Подписывайтесь скорее, чтобы не пропустить самое интересное!

Теперь экологи наблюдают тот же самый процесс в наше время. Скорее всего, по мере потепления климата многие животные тоже начнут заселять Арктику, и рано или поздно превратятся в новые виды, как это было с древними животными. Ранее мы рассказывали, что по мнению ученых в результате глобального потепления климата Арктика в ближайшее время может стать дождливым регионом с менее суровым климатом.

Опубликовано: 30.01.2023 00:12:14