Вояджер-1 отправил на Землю четкий сигнал после четырех месяцев бессмыслицы

«Вояджер-1» отправил на Землю четкий сигнал после четырех месяцев бессмыслицы. «Вояджер-1» снова на связи. Изображение: wired.com. Фото.

«Вояджер-1» снова на связи. Изображение: wired.com

Легендарные космические аппараты NASA, зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2» были запущены в космос в 1977 году и с тех пор отдаляются от Земли. Поразительно, но за свое почти 50-летние космическое путешествие, «Вояджеры» передавали сигналы о своем местонахождении, позволяя инженерам и всему миру «наблюдать» за ними издалека. Время от времени связь с аппаратами обрывалась, а ученые напоминали рано или поздно зонды отправятся в одиночное плавание по космическим просторам. Так, летом 2023 года «Вояджеру-2» была отправлена неправильная команда, после которой зонд перестал выходить на связь, а осенью «Вояджер-1» внезапно начал передавать… бессмыслицу. Его обычная строка из единиц и нулей двоичный код, который в совокупности рассказывал о его путешествии в неизвестность внезапно превратился в тарабарщину. Более того, в таком состоянии зонд пребывал целых четыре месяца и лишь недавно «пришел в себя».

Легендарная миссия NASA

Зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2» одни из самых значимых космических аппаратов в истории исследования Солнечной системы. Запущенные NASA в 1977 году для изучения Сатурна, Юпитера, Урана и Нептуна, «Вояджеры» отправились дальше во внешнюю гелиосферу и межзвездное пространство. При этом зонды продолжают передавать данные о своем местонахождении на Землю. Со временем, однако, связь с аппаратами стала пропадать, что вызвало интерес как ученых, так и широкой общественности.

Напомним, что каждый зонд оснащен научными инструментами для изучения магнитосфер, атмосфер, спутников и колец планет. На борту «Вояджеров» также установлены знаменитые золотые пластины, на которых записана информация о человечестве, предназначенная для инопланетных цивилизаций.

Легендарная миссия NASA. Возможно, аппараты «Вояджер « лучшее, что сделали представители нашего вида. Изображение: New York Times. Фото.

В том, что «Вояджеры» являются одной из самых успешных космических миссий в истории человечества, сомневаться не приходится зонды бороздят межзвездное пространство без малого 47 лет. Стоит ли удивляться, что удаляясь все дальше от Земли, связь с аппаратами стала пропадать? Первые трудности возникли в начале XXI века из-за ограниченной мощности передатчиков, изношенного состояния приборов и нехватки энергии.

Хотите всегда быть в курсе новостей из мира науки и высоких технологий? Подписывайтесь на наш канал в Telegram так вы точно не пропустите ничего интересного!

Несмотря на потерю связи, данные, собранные зондами за все время миссии имеют огромную ценность для научных исследований. Даже после потери связи с Землей, «Вояджеры» продолжат свое путешествие во внешние области Солнечной системы, предоставляя уникальную возможность изучения межзвездного пространства.

Что случилось с «Вояджер-1»?

С ноября 2023 года у первого «Вояджера» наблюдаются проблемы с бортовым компьютером. И хотя аппарат все эти годы посылал постоянный радиосигнал на Землю, он не содержал никаких полезных данных, что озадачило ученых. К счастью, после четырех месяцев напряженной работы ученые из NASA наконец получили понятный сигнал от легендарного зонда.

Так, 1 марта, в рамках усилий по поиску решения проблем «Вояджер-1», NASA отправило команду, предписывающую зонду использовать различные последовательности в своем программном пакете, что фактически означало обход любых поврежденных данных.

Что случилось с «Вояджер-1»? Аппараты серии Вояджер это высокоавтономные роботы, оснащённые научными приборами для исследования внешних планет. Изображение: Insider.com. Фото.

Результат не разочаровал ученые получили новый сигнал от «Вояджера-1», который удалось расшифровать. Эксперты надеются, что полученная информация поможет им объяснить странные проблемы со связью.

Источник проблемы, по-видимому, связан с одним из трех бортовых компьютеров, подсистемой полетных данных (FDS), которая отвечает за упаковку научных и инженерных данных перед их отправкой на Землю, говорится в официальном сообщении NASA.

Отметим, что «Вояджер-1» находится на расстоянии более 24 миллиарда километров от Земли. Это означает, что любым радиосигналам, отправляемым с нашей планеты, требуется 22,5 часа, чтобы достичь космического аппарата, и столько же времени требуется для получения ответа антеннами на Земле.

Что случилось с «Вояджер-1»? Золотая пластина, установленная на борту «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Изображение: jpl.nasa.gov. Фото.

Больше по теме: Что произошло с Вояджер за последние 42 года в космосе?

Нечитаемые данные

Затем, 3 марта в «нечитаемом потоке данных», отправленных космическим аппаратом, удалось обнаружить ранее не наблюдаемую активность. Четыре дня спустя инженеры приступили к тяжелой задаче по расшифровке нового сигнала и к 10 марта обнаружили, что сигнал содержал инструкции по эксплуатации и работе системы, информацию о текущем положении и состоянии зонда, а также загружаемые научные или инженерные данные.

Нечитаемые данные. Космический зонд Вояджер-1 вышел в межзвездное в 2012 году, а «Вояджер-2» в 2018. Изображение: Sciencefocus.com. Фото.

Теперь исследователи «сравнивают последние сообщения зонда с теми, что были получены до возникновения проблемы» и будут искать несоответствия в коде и переменных, чтобы понять что именно произошло. Эксперты подчеркивают, что задача непростая и на ее решение требуется время.

Не пропустите: В работе зонда Вояджер-1 обнаружен сбой. Насколько это серьезно?

Однако, так как «Вояджер-1» на данный момент находится дальше от Земли, чем любой другой объект, созданный человеком, связь с аппаратом рано или поздно окончательно оборвется. Важно понимать, что потеря связи с обоими зондами важный момент в истории космических исследований, впрочем, как и поддержка связи с ними. В конечном итоге так далеко в космос человечество еще не заходило.

Опубликовано: 23.03.2024 16:03:08