Самый опасный вулкан Европы проснулся и готовится к извержению

Самый опасный вулкан Европы проснулся и готовится к извержению. На Юге Италии может начать извергаться супервулкан. Фото.

На Юге Италии может начать извергаться супервулкан

Супервулкан Кампи Флегреи, расположенный на юге Италии возле Неаполя, последний раз извергался 500 лет назад. С тех пор он находился в спящем состоянии и особого беспокойства ученых не вызывал. Однако последнее исследование указывает на то, что Кампи Флегреи снова готов к извержению. Кора в его кальдере становится все более тонкой и хрупкой, причем на отдельных участках уже достигла критического уровня. Извержение этого вулкана может стать катастрофой планетарного масштаба. Только в первые моменты выброса от него пострадают миллионы человек, проживающих на территории кальдеры и в непосредственной близости. Спустя некоторое время последствия этого события ощутят абсолютно все люди.

Извержение Вулкана Кампи Флегреи вызовет ядерную зиму

Название Кампи Флегреи переводится как горящие поля или огненные поля. Кальдера вулкана диаметром порядка 11 километров образовалась при извержении вулкана 39 тысяч лет назад. Она содержит сеть из 24 кратеров, многие из которых в настоящее время затоплены Средиземным морем.

Одно из исследований показало, что во время самого крупного извержения этого вулкана, на поверхность было выброшено 285 кубических километров вулканического материала. Пепел, поднявшийся в атмосферу, блокировал солнечный свет на протяжении многих лет. Это привело к снижению температуры в Европе на 5-10 градусов.

К слову, извержение этого вулкана называют одной из причин вымирания неандертальцев. Хотя, напомним, что есть и другие версии вымирания этих людей. Интересно, что извержение Кампи Флегреи происходило практически синхронно с извержением вулкана Казбек на Кавказе и Святая Анна в Южных Карпатах.

Извержение Вулкана Кампи Флегреи вызовет ядерную зиму. Из кратеров вулкана стали подниматься серые клубы дыма. Фото.

Из кратеров вулкана стали подниматься серые клубы дыма

Также известно, что мощное извержение Кампи Флегреи произошло 200 тысяч лет назад. Исследование, проведенное в 2010 году, показало, что в атмосферу было выброшено 3,7 триллиона литров вулканической породы. Это также привело к возникновению вулканической зимы. Последнее же извержение вулкана произошло в 1538 году, но оно не было таким мощным, как 39 тысяч лет назад.

Последствия извержения вулкана Кампи Флегреи

Гибель огромного количества людей и вулканическая зима это далеко не единственные последствия, с которыми столкнется человечество в случае извержения вулкана. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале Communications Earth & Environment, шлейфы серы и токсичного пепла распространятся на большие территории. Одновременно с этим возникнет цунами высотой более 30 метров.

Ядерная зима и токсичные осадки приведут гибели урожая и массовому голоду, в результате чего погибнет еще большее количество людей, чем в момент извержения, а также начнется массовое вымирание. Подробнее о том, что происходит с жизнью на планете в момент «ядерной зимы», мы рассказывали на примере падения метеорита Чиксулуб. Однако все эти апокалиптические последствия произойдут только в том случае, если извержение будет мощным, подобным тем, которые случались тысячи лет назад. Далеко не обязательно предстоящее (возможное) извержение будет именно таким.

Последствия извержения вулкана Кампи Флегреи. На снимке со спутника можно заметить кратеры Кампи Флегрей. Фото.

На снимке со спутника можно заметить кратеры Кампи Флегрей

Что происходит с вулканом Кампи Флегреи

Супервулкан начал проявлять активность не сейчас, а еще в середине прошлого века. Наиболее сильные всплески активности были зафиксированы в 50-х,70-х и 80-х года, после чего он на какое-то время затих. Однако в последнее десятилетие Кампи Флегреи снова начал проявлять активность, причем она продолжается по сей день.

Земля под городом Поццуоли, построенном прямо над вулканом, с 50-х годов начала подниматься. За это время изменение высоты составило порядка 4 метров. Кроме того, здесь регулярно отмечаются землетрясения. К примеру, только в апреле нынешнего года эксперты зафиксировали более 600 землетрясений, что стало абсолютным рекордом за всю историю наблюдений.

Что происходит с вулканом Кампи Флегреи. Газ из недр просачивается на поверхность под высоким давлением, что может стать причиной извержения. Фото.

По мнению экспертов, причина активности заключается в вулканическом газе, который просачивается в кору. Она впитывает его словно губка, в результате чего растягивается и деформируется. В какой-то момент из-за давления и высокой температуры газ может вытолкнуть породы за пределы кратера как пробку из бутылки с шампанским, открыв выход наружу магме, которая вырывается на поверхность вслед за газом.

Переходите по ссылке на наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов посвященных науке.

Недавняя модель ученых показала, что кора над вулканом не просто деформируется, но становится более тонкой и ломается. Это означает, что пробка из пород в какой-то момент может не выдержать давления и разрушиться. Однако это еще не значит, что извержение вулкана неизбежно. Все зависит от того, насколько интенсивно вулканические газы будут подниматься на поверхность. Поэтому наблюдения за вулканом продолжаются.

Опубликовано: 13.06.2023 02:20:10