Ученые установили причину самого массового вымирания на Земле

Ученые установили причину самого массового вымирания на Земле. Причиной самого страшного на Земле вымирания, скорее всего, были вулканы. Фото.

Причиной самого страшного на Земле вымирания, скорее всего, были вулканы

На нашей планете уже было пять массовых вымираний, хотя в последнее время ученые находят следы шестого вымирания. Но, в любом случае, самое массовое произошло в пермско-триасовый период приблизительно 251,9 млн лет назад. Оно привело к гибели более 90% морских видов и более 70% наземных позвоночных, поэтому его еще называют «Великим вымиранием». Но почему оно возникло? Крупных кратеров от астероида, возникшего в этот период времени, обнаружено не было. А значит вымирание не было связано с «атакой» из космоса. Его вызвали процессы, происходящие на самой земле. По одной из версий, большую часть жизни на планете уничтожили вулканы, расположенные в Сибири. Недавно ученым удалось найти этому очередное подтверждение.

Вымирание на Земле произошло из-за вулканов?

Надо сказать, что ранее ученые находили косвенные доказательства того, что более 250 миллионов лет назад на нашей планете возникла аномальная вулканическая активность, которая убила большую часть жизни. В частности, исследователи обнаружили изменения в химическом составе океана, которое могло быть связано с массовым вулканизмом. Свое внимание они обратили на цинк и никель. Однако по этим химическим элементам нельзя делать окончательные выводы, так как они могли попасть в океан с поверхности Земли.

Кроме того, исследования проводились исключительно в Северном полушарии, где, собственно, и находились вулканы, вызвавшие массовую гибель животных. Но как на счет Южного полушария? Могли ли сибирские вулканы оказать губительное влияние и на эту часть территории? До последнего момента ответа на этот вопрос не было.

Вымирание на Земле произошло из-за вулканов? В Сибири более 250 миллионов лет назад начали массово извергаться вулканы. Фото.

В Сибири более 250 миллионов лет назад начали массово извергаться вулканы

Ученые из Китайского университета геонаук решили исправить ситуацию, и получить более точные данные относительно вымирания в триасово-пермский период. Для этого авторы стали искать изотопы ртути, которые могли остаться после вулканических выбросов в горных породах на территории центральной Африки и восточного побережья Австралии. Эти изотопы могли оказаться в горных породах исключительно в результате выбросов вулканов.

Напомним, что в этот период на Земле существовал один суперконтинент и один суперокеан. Сейчас бассейны, которые исследовали ученые, находятся друг от друга на расстоянии порядка 10000 км, а 250 миллионов лет назад они находились близко друг от друга. Как сообщают ученые в издании Nature Communications, в обоих бассейнах им удалось обнаружить одинаковые особенности — всплеск изотопов ртути приходился на конец пермского периода. Причем, как отмечают исследователи, вулканические выбросы ртути обладают очень необычным изотопным составом.

По мнению исследователей, полученные результаты говорят о том, что ртуть вначале поднялась на поверхность земли в результате выбросов в Северном полушарии, а затем распространилась по всей территории планеты. Соответственно, последствия выбросов охватили оба полушария Земли.

Вымирание на Земле произошло из-за вулканов? Пермско-триасовое вымирание длилось сотни тысяч лет. Фото.

Пермско-триасовое вымирание длилось сотни тысяч лет

Как происходило Великое вымирание

В последнее время появляется все больше свидетельств того, что Великое вымирание не было каким-либо единичным событием в отличие, от вымирания, произошедшего 65 миллионов лет назад. Напомним, что тогда на Землю упал астероид, вызвавший ряд природных катастроф и даже ядерную зиму, в результате чего погибли динозавры. Но в пермско-триасовый период вымирание происходило постепенно в несколько эпизодов в течение сотен тысяч лет.

Нынешнее исследование является очередным тому подтверждением. Зная возраст отложений, в которых обнаружены изотопы ртути, можно довольно точно связать время вымирания с массивным извержением вулканов в Сибири. Полученные результаты оказались похожими на результаты прошлых исследований, согласно которым массовое вымирание началось более чем за полмиллиона лет до того, как вымерла морская жизнь. Эту же информацию подтвердило исследование изотопов серы.

Как происходило Великое вымирание. Позвоночные на суше начали вымирать гораздо раньше, чем морские существа. Фото.

Позвоночные на суше начали вымирать гораздо раньше, чем морские существа

Ученые предполагают, что кроме вулканов в Сибири, свою роль в массовом вымирании также сыграли вулканы, расположенные на юге Китая. Однако пока неизвестно какие именно процессы, связанные с извержением вулканов, привели к гибели животных. Единственное, нет сомнений в том, что на планете стали происходить массовые землетрясения, и вызванные ими цунами. Сами выбросы, скорее всего, вызвали каскад изменений в атмосфере Земли и океанах, что в конечном итоге погубило большую часть жизни.

Не забудьте подписаться на наш Пульс Mail.ru, где вы найдете больше увлекательных и интересных материалов.

По словам авторов, данное исследование в очередной раз показывает насколько хрупкой является жизнь на нашей планете. Глобальное потепление климата, вулканическая активность и землетрясения в любой момент могут вновь поставить ее под угрозу.

Опубликовано: 07.02.2023 22:09:12