В старых поездах отходы просто падали на рельсы, поэтому туалеты закрывали на станциях
Туалет в поезде это неотъемлемая и не самая приятная часть каждого путешествия. В старых вагонах он запоминается скрипучими дверями, шумом под колесами и вонью. А в современных составах туалет уже больше напоминает небольшую комнату с кнопками, антисептиками и даже некоторым намеком на комфорт. Каким бы ни был туалет, у вас наверняка возникал вопрос: куда девается его содержимое? Неужели падает прямо на рельсы?
Когда-то вопрос куда девается содержимое туалета в поездах имел простой и не самый приятный ответ: прямо на рельсы. В старых вагонах стоял обычный клапан, и все, что смывалось, оказывалось под колесами.
Поэтому на станциях такие туалеты всегда закрывали, ведь иначе на станциях стаяла бы вонь. Сегодня подобная практика считается пережитком прошлого и постепенно исчезает: во многих странах такие туалеты официально запретили, и поезда массово переоборудуют составы на современные системы.
Туалет в старом поезде. Источник фотографии: hdpic.club
Сейчас стандартом стали накопительные баки. Вакуумные или химические туалеты собирают все содержимое в герметичный резервуар под вагоном, и уже на депо его откачивают через специальные станции. Там отходы отправляются в городскую канализацию или на очистные сооружения. Такой вариант гигиеничнее, безопаснее для экологии и удобнее для пассажиров, потому что туалетом можно пользоваться даже на стоянках, а расход воды в десятки раз меньше, чем в старых системах.
Помимо вакуумных кабин существуют и рециркуляционные туалеты с синим раствором. В нем отходы сохраняются и частично обеззараживаются до момента откачки. Такие системы до сих пор встречаются, например, в Японии и США. Они просты, но постепенно уступают место более экономичным вакуумным технологиям.
Чаще всего туалет в поезде сегодня выглядит так. Источник фотографии: liter.kz
Есть и более необычные решения. На индийских железных дорогах широко внедрили туалеты с биореакторами, где бактерии прямо в пути разлагают содержимое в воду и газ.
В Европе экспериментируют с системами, которые не просто накапливают, а полностью очищают стоки на борту: вода после обработки идет на повторный смыв, а твердый остаток обезвоживается и утилизируется. Прямо как на МКС!
А что же происходит дальше? Все довольно прозаично.
В депо поезд подключают к специальному рукаву, насосы перекачивают содержимое баков в стационарные резервуары, а затем стоки отправляются туда же, куда и городские на очистные сооружения.
Многие привыкли к громкому всасыванию вакуумного туалета и считают это частью поездки
Процедура отлажена и занимает считанные минуты. Так что романтика железных дорог давно перестала ассоциироваться с дырами на рельсы. Сегодня это уже сложные технологии, которые работают тихо, быстро и максимально незаметно для пассажира.
Под конец вот ответы на несколько острых вопросов:
Если вам интересна тема поездов, настоятельно рекомендую почитать наши материалы Кладбище паровозов и как утилизируют старые поезда и Какая ширина железнодорожной колеи в России и почему за границей она другая. Вы узнаете много чего нового!











