«Камаз» назвал стоимость экспериментальных беспилотников

Они обойдутся почти в два раза дороже обычного тягача
Экономическая эффективность БЛК под вопросом/ Евгений Разумный / Ведомости

Минимальная цена высокоавтоматизированного транспортного средства (ВАТС) – грузовика «Камаз» для эксперимента по беспилотной перевозке грузов на трассе М11 Москва – Петербург составит 14,5 млн руб. Об этом говорится в презентации беспилотного логистического коридора (БЛК) на М11, которую подготовил Минтранс. «Ведомости» ознакомились с документом.

Данные по стоимости беспилотных грузовиков Минтранс приводит со ссылкой на «Камаз». Автомобиль последнего поколения К5 (модель 54901) будет поставляться с дизельным двигателем, полуприцепом и классом автономности 3+. Это означает наличие системы адаптивного круиз-контроля: она требует присутствия водителя и не позволит ему убирать руки с руля, пояснил «Ведомостям» представитель «Камаза». Первые четыре машины компания готова поставить в 2022 г., сообщается в презентации и подтверждает представитель автоконцерна. В 2024 г. «Камаз» поставит еще 30 таких тягачей.

При этом обычный тягач «Камаз-54901» без опций беспилотности, но с трехлетним контрактом на обслуживание обойдется с 1 января 2022 г. в 7,98 млн руб., отмечает представитель компании.

Следующая беспилотная модель, «Камаз-54907», должна появиться в 2025 г., говорится в презентации. Она будет также предлагаться с полуприцепом, но уже с двигателем на сжиженном газе и с классом автономности 4. Это означает, что автомобиль может передвигаться без водителя за рабочим местом, но с инженером-испытателем в кабине. Стоить модель будет уже 19 млн руб. Небеспилотного аналога не предполагается, говорит представитель «Камаза». По его словам, у компании есть и полностью беспилотные разработки, но инфраструктура для них на дорогах России пока не готова.

БЛК на трассе М11 «Нева» предполагает оснащение автодороги инфраструктурой для беспилотного транспорта. Проект предполагается реализовать в экспериментальном правовом режиме (пока движение беспилотников по дорогам общего пользования в России запрещено). Оператор БЛК – госкомпания «Автодор». Объем капитальных вложений составляет 7,97 млрд руб., 2,14 млрд из которых потребуется на хабы для приема и отправления беспилотников в Подмосковье и Ленобласти. Первые тестовые заезды на участках БЛК должны состояться в 2022 г., запуск беспилотников по всей длине коридора намечен на III квартал 2023 г.

Сколько можно выпустить беспилотников

Заявленные производителями объемы выпуска беспилотных грузовиков расходятся с данными Минпромторга (все эти данные приводятся в презентации Минтранса). В 2023 г. ни один из производителей не готов выпустить хоть один беспилотник. Но Минпромторг рассчитывает, что Volvo произведет 300 ВАТС, «Камаз» – 50. В 2024 г., по оценкам ведомства, будет выпущено 495 грузовиков, к объемам Volvo и «Камаза» добавится Evocargo. Данные производителей на 2024 г. скромнее – всего 175 беспилотников. Производство ВАТС зависит от подтверждения спроса со стороны перевозчиков и операторов, а также от утверждения нормативно-правовых актов, указывает Минтранс.

Логистические компании готовы начать перевозки по БЛК в 2023–2024 гг., следует из презентации. Globaltruck в 2023 г. нужно для этого 10 беспилотников, «Деловым линиям» – 20. Но автоконцерны готовы начать массовое производство ВАТС лишь с 2027 г., говорится в документе. В 2022–2023 гг. поставлять беспилотники будет только «Камаз». В 2024 г. должно быть поставлено 175 беспилотников (110 – полностью беспилотные Evocargo, 35 – совместная разработка Ozon и Volvo, еще 30 – «Камазы»).

Потребность перевозчиков в ВАТС на 2024 г. оценивается уже в 189 единиц. Предполагается, что Evocargo и Ozon они нужны для собственной логистики. Еще 25 машин потребуется «Почте России», семь – X5 Retail Group, 12 – «Деловым линиям». Таким образом, потребность в беспилотниках «Камаза» для БЛК в 2024 г. может составить 44 грузовика, которые обойдутся перевозчикам в 638 млн руб. По словам представителя компании, перевозчики интересуются беспилотниками, но подтвержденных заказов пока нет.

«Деловые линии» от комментариев отказались. Globaltruck и Ozon не ответили на вопросы «Ведомостей». Представитель X5 лишь отметил, что компания готова рассматривать различных партнеров в рамках тестирования беспилотных технологий, главное – чтобы это было экономически эффективно и соблюдались требования по безопасности перевозок.

Экономическая эффективность БЛК действительно под вопросом. Рост стоимости перевозки с переходом на беспилотники на М11 в 2024 г. составит 6,78 руб. на километр пути, или 16% от текущей стоимости. Это усредненная оценка компаний, которую приводит Минтранс. При учете прохождения в 2024 г. грузовиками-беспилотниками 59 млн км по М11 рост затрат перевозчиков составит 364 млн руб., в 2025 г. – 470 млн руб. на 69 млн км, следует из презентации. Снижение затрат на беспилотных участках съедает их рост на первой и последней миле, когда грузовик движется с водителем до точки погрузки-разгрузки, объясняет Минтранс. Ведомство предлагает субсидировать разницу на этапе запуска БЛК, говорится в презентации.

«Почта России» уже просила у государства субсидии на 1,34 млрд руб. для участия в проекте, писали «Ведомости». Перевозки почты по БЛК выйдут на окупаемость лишь в 2035 г. и для компенсации убытков от перехода на беспилотные грузовики нужна поддержка, говорил источник газеты, знакомый с предложениями «Почты». Большинство остальных участников БЛК также рассчитывают на господдержку, следует из предложений компаний.

Эксперимент с БЛК имеет коммерческий смысл только в том случае, если зарплата дальнобойщика, управляющего грузовиком, составляет 40 000 евро и более в год, говорил «Ведомостям» директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. А поскольку водители в России столько не получают, данный проект интересен исключительно с точки зрения эксперимента, пояснял он.