11 июля 2022 года

Согласно прогнозам, к концу этого года, а именно 15 ноября 2022 года, численность населения Земли достигнет 8 миллиардов. Семьдесят лет назад, в 1952 году, она составляла 2,5 млрд; а спустя 70 лет, к 2092 году, она вырастет еще на 2,5 млрд по сравнению с нынешними показателями. На протяжении десятилетий рост населения планеты являлся ключевым демографическим показателем, и эта тенденция сохранит доминирующие позиции в течение многих лет. Однако за этой тенденцией скрывается возрастающее демографическое разнообразие. Необходимо адаптироваться к этому разнообразию, чтобы понять и решить все сильнее различающиеся проблемы стран, в которых происходят демографические сдвиги; мы также должны содействовать устойчивому и стабильному развитию.

За глобальными демографическими тенденциями скрывается огромное разнообразие

Ввиду широко распространившейся озабоченности ростом численности населения мировые лидеры собрались в 1994 году в Каире, Египет, на Международную конференцию по народонаселению и развитию (МКНР). Но сегодня озабоченность стран вызывает гораздо более широкий спектр демографических изменений. На протяжении минувших десятилетий во всех регионах мира наблюдалось заметное увеличение продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости; это объясняет повсеместное быстрое старение населения, однако между регионами существуют значительные различия. В настоящее время рост численности населения наблюдается, в основном, в беднейших странах мира, по-прежнему находящихся на относительно раннем этапе демографического перехода, в то время как в некоторых богатейших странах численность населения начинает сокращаться. Такое сокращение численности населения случалось и раньше – в основном, во время войн и голода, но сейчас складывается совершенно иная ситуация.

Сокращение численности населения на глобальном уровне обусловлено низкими и снижающимися уровнями рождаемости. В 2019 году более 40 процентов населения планеты проживало в странах, где коэффициент воспроизводства населения составлял 2,1 ребенка на одну женщину или ниже; в 2021 году этот показатель увеличился до 60 процентов. Например, чистая иммиграция позволила избежать снижения численности населения в некоторых странах Западной Европы, но высокая чистая эмиграция усугубила снижение численности населения в некоторых соседних странах Восточной Европы.

Рост обеспокоенности демографическими сдвигами

Из-за возрастающего демографического разнообразия начинают разниться причины обеспокоенности демографическими изменениями: некоторые беднейшие страны озабочены поиском возможностей для удовлетворения потребностей многочисленного и постоянно растущего населения, тогда как некоторые богатейшие страны волнуют возможности стимулирования рождаемости. Таким образом, в настоящее время страны все чаще проводят разнонаправленную демографическую политику, преследуя противоположные цели. Кроме того, со временем некоторые страны скорректировали свою демографическую политику в соответствии с новыми и новейшими демографическими реалиями. От политики, ориентированной на снижение уровня рождаемости, они перешли к явно пронаталистской политике, направленной на повышение уровня рождаемости. Эти изменения в политике мотивированы обеспокоенностью демографическими изменениями. Согласно господствующим опасениям, старение и убыль населения приводят к дефициту рабочей силы и навыков, ослабляют экономическую производительность и инновации, замедляют экономический рост и развитие, оказывают непосильное бюджетно-финансовое давление на правительства и население, ведут к культурным и этническим сдвигам в обществе, а также ослабляют политическую и военную мощь стран. Эта тревога по поводу демографической ситуации налицо не только в популистских СМИ, но и в политических дебатах, а также в научных исследованиях, где говорится о новых «демографических спадах».

Вне зависимости от того, оправдана ли эта тревога, преувеличена или ошибочна, демографические изменения в самом деле могут оказать далеко идущее воздействие на устойчивое развитие. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назвал демографические изменения одной из мегатенденций, оказывающих значительное влияние на прогресс в осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Целей в области устойчивого развития. Эти мегатенденции определяют задачи по обеспечению населения основными товарами и услугами, включая продовольствие, воду, энергию, жилье, инфраструктуру, здравоохранение, образование и социальную защиту, а также перспективы обеспечения полной занятости, повышения уровня жизни и снижения нагрузки на окружающую среду. Удовлетворение потребностей и повышение уровня жизни многочисленного и растущего населения планеты потребует повышения уровня производства и приведет к росту потребления. В свою очередь, повышение уровня производства и рост потребления усилят давление на естественную среду обитания, если не будут сопровождаться «зелеными» реформами в области энергетики, производства и транспорта, а также изменениями в поведении людей.

Демографической политике вновь уделяется особое внимание

На фоне обеспокоенности, внушаемой демографическими сдвигами, возникли сомнения в существовании идеальной численности населения, связанной с понятием стабильной численности населения, а также возродился интерес к демографической политике. Долгое время идеальным считался коэффициент рождаемости 2,1, но что это означает на самом деле? Доводы в поддержку коэффициента 2,1 в то время, когда численность мирового населения составляла 4 млрд человек, существенно отличаются от доводов в поддержку этого коэффициента сейчас, когда численность населения планеты достигла 8 млрд человек. Это можно объяснить только наличием чрезмерной заинтересованности в стабильной численности населения и страха перед любыми демографическими изменениями. Хотя многие могут считать существующее положение вещей оптимальным, нам необходимо признать нереалистичность самого понятия стабильной численности населения. Единственная постоянная величина – это перемены; безусловно, это верно и в отношении демографических сдвигов, и самое оптимальное – адаптироваться к таким изменениям.

Любая попытка определить идеальную численность населения и достичь этого показателя закончится провалом. Во-первых, мы не достигли согласия относительно набора критериев для определения идеальной численности населения. Какая численность населения потребуется нам для обеспечения платежеспособности пенсионных фондов и удовлетворения потребностей предприятий в рабочей силе, или для максимального сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду в настоящее время или в будущем?

Во-вторых, даже если мы договоримся об этих всеобъемлющих критериях, у нас нет инструментов для достижения идеальной численности населения. Меры по повышению рождаемости обычно обладают временным эффектом, но не приводят к устойчивому перелому.

Наконец, даже если бы мы знали, как повысить рождаемость, нам нужно было бы решить, проводить ли эту политику на временной или на постоянной основе. Временная политика позволяет всего лишь отсрочить решение проблем, связанных со старением и убылью населения; постоянная политика ведет к появлению целого ряда других проблем.

Ключевая роль репродуктивных прав и репродуктивного выбора

Из трех основных детерминант демографических изменений – рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни и чистой миграции – в большинстве демографических стратегий основное внимание уделяется рождаемости. Это связано с тем, что ожидаемая продолжительность жизни имеет только одно приемлемое направление изменения, а миграцию часто считают слишком деликатной или сложной проблемой для того, чтобы ее могли решать директивные органы. С определенной осторожностью разницу между желаемым и фактическим уровнем рождаемости можно рассматривать как пространство для принятия мер, опирающихся на права человека и направленных на то, чтобы помочь людям реализовать свои предпочтения в области рождаемости. В беднейших странах довольно многие женщины имеют больше детей, чем хотят: на сегодняшний день неудовлетворенные потребности в планировании семьи наблюдаются примерно у 222 млн женщин. В других странах быстро растет число женщин, которые хотят иметь больше детей. Несомненно, во всех регионах мира можно сделать еще больше, чтобы оказать женщинам и их партнерам поддержку в реализации их предпочтений в области рождаемости.

В этом году Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) уделил в своем основном докладе «Народонаселение мира в 2022 году» особое внимание вопросам незапланированной беременности. Согласно этому докладу, многие женщины рожают больше детей, чем хотят, а кроме того, многие из них не имеют возможности планировать беременности с желаемыми временными промежутками. По данным доклада, около половины всех беременностей в мире являются незапланированными, причем более половины незапланированных беременностей заканчиваются абортом, вне зависимости от правового контекста. Многие женщины лишены возможности распоряжаться своим телом и репродуктивными функциями, и это широко распространенное шокирующее явление свидетельствует о категорической неспособности общества обеспечить защиту одного из самых основных прав человека, а именно права на физическую неприкосновенность.

В конечном счете, политика, помогающая людям достичь желаемого уровня рождаемости, может быть вполне совместима с основными правами человека и способствовать их защите. Тем не менее, появляются свидетельства того, что на смену некоторым чрезвычайно сомнительным политическим стратегиям, направленным на контроль численности населения, постепенно приходят другие комплексные и сложные политические стратегии, направленные на увеличение численности населения. Опасаясь сокращения численности населения, некоторые страны начинают уделять меньше внимания вопросам обеспечения всеобщего доступа к планированию семьи; некоторые страны ограничивают право на аборт; некоторые страны запрещают включать в школьные программы вопросы полового воспитания; а некоторые страны пропагандируют гендерные стереотипы, препятствующие расширению прав и возможностей женщин и обеспечению гендерного равенства. Демографическая ситуация в стране не может служить оправданием демографической политики, подрывающей основные права человека.

В этих условиях возникают три возможных решения:

1.      Предварительное планирование с использованием данных о численности населения. Лишь немногие результаты в сфере социальных наук можно прогнозировать с такой высокой уверенностью, как демографические изменения. Да, существуют заметные различия в демографических прогнозах на 100 лет вперед, но эти различия крайне малы, когда речь идет о следующих 30 годах – о периоде, который имеет действительно большое значение для разработки политики. Страны должны принимать более систематические меры по сбору демографических данных, составлению демографических прогнозов и использованию этих прогнозов для разработки политики. Если бы они делали это в прошлом, то нынешняя ситуация в области старения и сокращения населения не стала бы неожиданностью и вряд ли рассматривалась бы как «демографический взрыв» с потенциально опасными последствиями. Страны должны систематически учитывать демографические изменения при разработке стратегий, политики и программ развития. Страны не смогут понять текущие и будущие потребности своего населения, не располагая информацией о том, сколько людей живет в мире, сколько им лет и где они проживают, а также о том, как будут изменяться численность, возрастная структура и пространственное распределение населения. Без демографического анализа политика, основанная на фактических данных и ориентированная на интересы населения, будет зависеть от случайных факторов, а не от заранее разработанного плана.

2.      Создание устойчивых институтов и устойчивого общества. Страны должны учитывать и планировать будущие демографические изменения и формировать институты и общество, которые будут устойчивы к этим демографическим изменениям и смогут успешно функционировать в их условиях. Например, странам следует создавать экономические системы, удовлетворяющие потребности населения, вместо того чтобы направлять свои усилия на изменение численности населения в интересах удовлетворения потребностей экономических систем.

3.      Проведение демографической политики, ориентированной на потребности населения. Странам следует проводить демографическую политику, ориентированную на потребности населения, вместо того, чтобы осуществлять демографическую политику, направленную сверху вниз и ориентированную на достижение плохо определенных и иллюзорных демографических целей. Ориентированная на потребности населения политика будет направлена на расширение прав и возможностей людей, позволяющих им осуществлять их репродуктивные устремления за счет обеспечения сексуального и репродуктивного здоровья и защиты сексуальных и репродуктивных прав, и будет поддерживать, а не подрывать основные права человека. Во многих беднейших странах подобная политика будет способствовать снижению уровня рождаемости и замедлению роста численности населения; в других странах эта политика будет способствовать повышению уровня рождаемости и остановке сокращения численности населения. Расширение прав и возможностей населения является единственным реальным и приемлемым способом определить направление демографических изменений.

Необходимо отказаться от взгляда на восьмимиллиардное население как на единое целое и расширять права и возможности отдельных людей, чтобы использовать потенциал этих 8 млрд человек. Однако эта задача усложнилась после начала пандемии COVID-19. Опираясь на исследования, проведенные Всемирным банком, организация «Оксфам» подсчитала, что в 2022 году число людей, живущих в условиях крайней бедности, окажется более чем на четверть миллиарда выше, чем могло бы быть в противном случае, и составит 860 млн человек. На сегодняшний день миллионы людей продолжают жить в бедности и страдать от голода, не имеют доступа к здравоохранению и социальной защите, не имеют достойной работы и не могут получить начальное и среднее образование. В частности, миллионы женщин не имеют доступа к равным возможностям. Мировое сообщество должно сплотиться и удвоить свои усилия по реализации Повестки дня на период до 2030 года и обеспечить прогресс в достижении ЦУР – только так можно реализовать потенциал 8 млрд человек.


«Хроника ООН» не является официальным документом. Для нас большая честь публиковать статьи высокопоставленных лиц Организации Объединённых Наций, а также видных государственных и общественных деятелей со всего мира. Выраженные в статьях взгляды и мнения принадлежат авторам и могут не совпадать с официальной позицией Организации Объединённых Наций. Подобным образом указанные в статьях, картах и приложениях границы, географические названия и обозначения могут отличаться от официально признанных Организацией.