Смелый план: восстановить геном Леонардо да Винчи

Илья Хель

Международная группа ученых представила планы превратить в науку прах Леонардо да Винчи, гениального художника, изобретателя, визионера, который подарил нам Мону Лизу и предвидел футуристические технологии вроде вертолетов и танков еще 500 лет назад. Цели «Проекта Леонардо» включают восстановление останков знаменитой фигуры Ренессанса и восстановление его генетического кода.

Да Винчи

«Проект Леонардо» объединяет генетиков, специалистов по генеалогии, археологов и историков искусств из Италии, Испании, Франции, США и остального мира. «Это невероятный междисциплинарный проект», говорит Рхонда Роби, генетик из Института Крейга Вентера в Калифорнии, который будет заниматься реконструкцией генома да Винчи.

Изучив все, от картин и записей до ДНК живых родственников, ученые надеются почерпнуть новые сведения о жизни Леонардо, о его питании, внешности, генетической предрасположенности. Если повезет, ученые реконструируют большую часть генома Леонардо.

И если всего этого недостаточно, чтобы заставить вас пересмотреть свои жизненные цели, команда ученых планирует завершить «Проект Леонардо» всего за три года к 500-й годовщине со дня смерти художника. Дорожная карта проекта была опубликована в журнале Human Evolution.

Десять лет назад идея получения хотя бы клочка ДНК у человека, который умер в эпоху Возрождения, показалась бы абсурдной. Но серьезные прорывы в области геномики позволили реконструировать геномы шерстистого мамонта и неандертальца из фрагментов древнего материала. В то же время судмедэксперты адаптировали эти инструменты для восстановления следов ДНК из волос, капель крови, слюны и даже отпечатков пальцев.

«Все больше и больше методов разрабатываются для восстановления ДНК по вещам, которые трогают люди, — говорит Роби, ссылаясь на многочисленные дневники Леонардо как на возможный источник материала для извлечения генетических отпечатков. — Думаю, есть также возможность получить биологический материал внутри картин. Труднее будет получить этот материал, не повредив произведения искусства».

Да Винчи

Помимо прочего, проект включает определение и изучение живых потомков Леонардо. Алессандро Веццоси, директор музея Леонардо да Винчи, уже провел тщательную реконструкцию отцовской линии Леонардо и в настоящее время изучает древо да Винчи по матери.

Как объясняет Рой, эти две стороны семейного древа могут дать разную информацию. Так как сыновья всегда наследуют Y-хромосому отца, отцовская линия может привести нас к людям, которые имеют точную копию собственной Y Леонардо (или приблизительную — за 25 поколений может быть несколько мутаций). Между тем, митохондриальная ДНК передается через мать. Изучая материнскую родословную, мы можем найти потомков, которые унаследовали эту часть. ДНК современных родственников можно сравнить с древними образцами и тем самым подтвердить их идентичность.

Есть миллион вариантов, как ДНК Леонардо может пролить свет на его жизнь. Цвет глаз, цвет волос, вес, рост, предрасположенность к заболеваниям и даже прославленная острота зрения изобретателя — все это ученые надеются выяснить, реконструировав его геном.

«Бывают, конечно, люди с исключительными чувствами, — говорит Джесси Ойсубель, директор Программы по проблемам окружающей среды человека в Университете Рокфеллера и спонсор «Проекта Леонардо». — Люди с исключительным зрением и слухом, например. Думаю, эти качества среди тех генетических характеристик, которыми мы все интересуемся».

Еще одна цель состоит в том, чтобы точно определить и изучить останки Леонардо. Считается, что он похоронен в часовне Сен-Юбер в замке Амбуаз, Франция, но точное место захоронения неизвестно. «Даже если бы у нас были кости из этой могилы, нам потребовалось бы определять их идентичность, сверяя их с костями его отца, возможно, через ДНК на каком-нибудь его труде, — говорит Ойсубель. — Но одного источника доказательств недостаточно».

Несмотря на то, что проект имеет длинный список академических партнеров, его цели зависят от сотрудничества с правительствами, частными музеями и частными лицами. Билл Гейтс, например, владеет Лестерским кодексом — оригинальным собранием научных трудов Леонардо. Судебные ученые должны будут обращаться к нему, чтобы получить возможность собрать пыль с книги стоимостью в 30 миллионов долларов. Генетикам также придется убедить живых родственников принять участие в исследованиях ДНК. Также проекту придется договариваться с французским правительством, чтобы получить доступ к исторической часовне Сен-Юбер.

Так послушать, так вроде сложно, но Ойсубель и его коллеги надеются, что общественность признает огромный научный и культурный потенциал их деятельности. Помимо того, чтобы пролить свет на жизнь Леонардо, проект может послужить испытательным полигоном для новых технологий, которые можно будет применить к знаменитым историческим фигурам и артефактам.

«Леонардо сам любил головоломки, — говорит Ойсубель. — Он любил криптологию. Я думаю, часть волнения и удовольствия от этого проекта состоит в том, что это своего рода вызов, который он и сам мог бы изобрести».