Астероиды могут разогревать Землю до 2370 градусов и создавать новые минералы

Рамис Ганиев

В 2011 году, во время работ в окрестностях кратера Мистастин, ученые нашли кусок черного стекла размером с кулак. Анализ показал, что он образовался из циркона — чрезвычайно прочного минерала, который кристаллизуется под воздействием высоких температур. Действительно, структура минерала показала, что материал образовался при 2370 градусах Цельсия, что горячее земной мантии. Ученые сразу же смекнули, что настолько высокая температура возникла при падении на нашу планету древнего астероида, в результате которого и образовался огромный кратер. Открытие было сенсационным, но заявлять о нем официально ученые не спешили, потому что для большей убедительности нужно было найти дополнительные образцы черного стекла. На днях стало известно, что они наконец-то нашлись — это значит, что миллионы лет назад астероид действительно разогрел Землю до рекордных температур.

Астероиды могут разогревать Землю до 2370 градусов и создавать новые минералы. Во время изучения кратеров ученые совершают интересные открытия. Фото.

Во время изучения кратеров ученые совершают интересные открытия

Особенности кратера Мистастин

Расположенный на территории Канады ударный кратер Мистастин образовался около 36 миллионов лет назад. Его диаметр равен 28 километрам и ближе к его центру, в течение многих лет, образовалось одноименное озеро размером 16 километров в поперечнике и глубиной около 338 метров. По своей структуре и другим особенностям кратер Мистастин очень похож на те, которые имеются на Луне. Поэтому руководство Канадского космического агентства (CSA) регулярно отправляет туда сотрудников для проведения различных исследований. Считается, что собранные в ходе научных работ данные будут полезны в дальнейшем исследовании Луны и других космических объектов.

Особенности кратера Мистастин. Кратер Мистастин. Фото.

Кратер Мистастин

Читайте также: Ученые нашли самый большой земной кратер за последние 100 000 лет

Последствия падения астероида

Во время очередных работ на территории кратера, исследователь Майкл Занетти (Michael Zanetti) нашел стеклянный камень. Как и говорилось в начале статьи, этот кусок породы имел в себе множество фрагментов минерала циркона, образующегося только при высоких температурах. Недавно другой исследователь, Гэвин Толометти (Gavin Tolometti), обнаружил на территории кратера еще несколько фрагментов породы с содержанием циркона. Более того, фрагменты образовались в ходе разных процессов: они сформировались непосредственно во время удара космического объекта, другие — образовались из породы, которая расплавилась и снова затвердела.

Последствия падения астероида. Карта кристаллов в обнаруженных образцах породы. Фото.

Карта кристаллов в обнаруженных образцах породы

По данным научного журнала Earth and Planetary Science Letters, большая часть новых образцов породы тоже образовалась при температуре 2370 градусов Цельсия. Были и фрагменты, образовавшиеся при 1673 градусах Цельсия. Используя обнаруженную разницу в температурах, ученые хотят найти место, в котором образовалась самая высокая температура.

Мы поняли, что если мы хотим найти доказательства возникновения настолько высоких температур при падении астероида, нам нужно изучать конкретные области, а не выбирать точки случайным образом по всему кратеру, — объяснил автор научной работы Гэвин Толометти.

Изучение кратеров Земли

У ученых еще много работы, потому что помимо циркона, они обнаружили минерал рейдит. Известно, что рейдиты образуются, когда цирконы подвергаются высокому давлению. Поэтому ученые хотят рассчитать давление, которое испытали породы при падении космического объекта. Полученные в ходе исследования данные помогут ученым изучить другие кратеры на поверхности Земли. Напомню, что на данный момент науке известно о существовании более 200 кратеров, причем 20 из них находятся на территории России. Размеры кратеров составляют от 10 метров до 300 километров, так что ученым явно есть где разгуляться.

Изучение кратеров Земли. На Земле, как и на других планетах, очень много кратеров. Фото.

На Земле, как и на других планетах, очень много кратеров

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!

Если упавший миллионы лет назад астероид настолько сильно разогрел поверхность Земли и оставил почти 30-километровый кратер, значит, он обладал внушительными размерами. Столкновения с космическими объектами действительно имеют серьезные последствия. Например, упавший около 65-66 миллионов лет назад астероид стал причиной ужасной катастрофы — после него по планете пронеслись цунами высотой в полтора километра, начались лесные пожары и наступила двухлетняя «ядерная зима». Подробнее обо всем этом писал мой коллега Андрей Жуков. В своей статье он делился новыми открытиями ученых на эту тему, поэтому настоятельно рекомендую к прочтению.