Термин когнитивное оценивание был введен Ричардом Лазарусом в
рамках психологии эмоций, в частности психологии совладания с
трудными ситуациями. Это процесс категоризации внешних воздействий
с учетом их благополучия или неблагополучия для человека, при
котором оцениваются также ресурсы для преодоления трудности,
подконтрольность условий и эффективность способов
копинга.Когнитивное оцениваниеКак познается эффективность способов
копинга интересный вопрос. Человек использует определенные
копинг-стратегии и в зависимости от того, как меняется ситуация в
соответствии с целями или вразрез с ними, корректирует
копинг-поведение. Когнитивное оценивание важный фактор динамики
копинга. Если мы представляем себе совладание с трудной ситуацией
как длительный процесс, то в зависимости от того, как мы
переосмысляем ситуацию, мы выбираем разные стратегии
действий.Восприятие ситуации как неподконтрольной повышает
вероятность проявления защитных стратегий, когда человек уходит от
решения проблемы: если ничего сделать нельзя, то зачем расходовать
усилия? Когда человек затрудняется выбрать адекватный вариант
решения проблемы, повышается вероятность обращения за поддержкой к
другим людям. Среди представителей коллективистических культур это
особенно развито: если принять решение самому сложно, человек
просит помощи у других людей.Прогнозируемость ситуации связана с
целенаправленным активным копинг-поведением: чем лучше и увереннее
мы прогнозируем ситуацию, тем выше вероятность, что мы будем
преодолевать ее планомерно. Причем здесь важна даже не столько
точность прогноза, сколько уверенность в нем. Очень хорошо это
иллюстрирует ситуация, которую приводит Карл Вейк. Группа солдат
заблудилась в горной местности во время маневров, из-за снегопада
ухудшились погодные условия, и связь с этой группой прервалась. С
каждым днем надежда на то, что они вернутся, уменьшалась. Каково же
было удивление, когда солдаты вернулись! Их стали расспрашивать:
Как вы вообще нашли дорогу, ведь погодные условия в горах были
ужасными? Они ответили: А у нас была карта. Стали ее рассматривать,
и оказалось, что это карта не той местности. Но само наличие этого
предмета придавало людям уверенность, и они действовали. Точно так
же в жизненных ситуациях очень часто мы не можем точно знать, что
произойдет, вероятность того, что прогноз сбудется, всегда выше или
ниже. Но если мы уверены в том, как прогнозируем ситуацию, это
придает нам уверенности действовать и выстраивать свою коммуникацию
с другими людьми и условиями.Критерии когнитивного оценивания
ситуацииКак человек понимает, что он находится в трудной ситуации?
Исследования, проводимые на протяжении многих лет, позволяют
утверждать, что есть несколько критериев, по которым можно это
определить. Они общие для всех людей и разного типа ситуаций:
трудности бывают и в профессионально-учебной сфере, и в
межличностных коммуникациях, а также внутриличностные (когда,
например, человеку не хватает силы воли) и трудности глобального
характера, как в случае с пандемией, которую многие люди переживают
как свою собственную трудную ситуацию.Первый критерий значимость:
человек определил для себя условия ситуации как важные, например
необходимость затратить ресурсы и приложить усилия. Трудная
жизненная ситуация всегда предполагает, что мы будем расходовать
некие ресурсы. Они могут быть психологическими, физическими,
финансовыми, временными, и эти траты всегда большие, если это
трудная ситуация, и предельно высокие, если это экстремальная
ситуация.Следующие шесть критериев зависят от особенностей либо
ситуации, либо самого человека (поскольку у каждого из нас могут
быть предпочитаемые оценки ситуации). Очень важным является
контроль над ситуацией. В трудной ситуации каждый боится потерять
контроль над ней, потому что это будет означать, что он
несостоятелен относительно условий и не управляет самим собой:
когда человек теряет контроль над эмоциями, это повышает
вероятность потери контроля над ситуацией. Неподконтрольность
проявляется, когда ситуация не зависит от действий человека и он
никак не влияет на ее развитие.Когда мы начали собирать данные о
критериях восприятия трудности ситуации и задавали людям вопрос,
как они понимают, что находятся в трудной ситуации, то они чаще
всего говорили о неподконтрольности. Но как только мы предлагали
оценить актуальную жизненную ситуацию по разным критериям,
оказывалось, что неподконтрольность в таком случае очень редко
бывает настолько значимой. Есть также люди, которые находятся в
объективно безвыходной ситуации, то есть их цель недостижима, но
тем не менее они описывают свою ситуацию как подконтрольную, находя
те варианты интерпретации ситуации, которые подтверждают, что
ситуация все-таки ими контролируется.Третий критерий непонятность
ситуации: для человека не очевидны решения проблемы, которые могут
быть, и ему сложно ориентироваться в ситуации. Здесь тоже была
обнаружена интересная закономерность. Оказалось, что часто
ситуация, которая в жизни человека происходит с той или иной
периодичностью, остается для него непонятной. Это парадоксально:
ведь если что-то происходит много раз, то предполагается, что для
человека эта ситуация не новая и он в ней разобрался. С позиции
научной психологии этот факт объясняется сложно: человеку
свойственно разбираться в том, что с ним происходит, а здесь вдруг
часто повторяющаяся ситуация все равно остается непознанной. Но
если обратиться к практической психологии, в частности к теории
жизненных сценариев Эрика Берна, получается, что есть некие
ситуации неудачи, которые запрограммированы в сценарии, и человек,
каждый раз попадая в них, не может их осознать, потому что в таких
ситуациях включаются механизмы психологической защиты.Четвертый
критерий необходимость быстрого реагирования. Это достаточно
хороший вариант оценки, потому что он прогнозирует наше активное
участие в преодолении трудностей. Предполагается, что ситуация
динамично развивается и человек ощущает необходимость быстро
подстраиваться под нее, принимать решения и активно действовать в
этих условиях.Пятый критерий затруднения в принятии решения, когда
в трудной ситуации из двух зол сложно выбрать меньшее либо есть
множество альтернатив и непонятно, какая из них приведет к нужному
результату. Кроме того, для определенного типа людей любой вариант
подобной дилеммы, когда нужно принять решение, это уже трудная
ситуация.Шестой критерий трудности прогнозирования. Выделяют
несколько стадий: прогноз возникновения ситуации, прогноз ее
развития и прогноз исхода. В каждой из них могут быть разные
варианты прогноза. Допустим, известно, что ситуация возникнет, но
как она будет развиваться непонятно, и это может вызывать
трудности. Или неясно, как ситуация завершится. Важным индикатором
здесь являются сильные эмоции: мы понимаем, что находимся в трудной
ситуации, когда переживаем стресс, напряжение, панику, обиду. У
каждого человека свой репертуар отрицательных эмоций. Он
вырабатывается в детстве и воспроизводится в течение жизни: в одних
семьях трудные задачи решаются паникой, в других обидой, а для
кого-то характерен мощный контроль эмоций. Чем сильнее эмоции, тем
меньше возможностей рационально действовать, поэтому для того,
чтобы эффективно решать трудные задачи, нужно поработать с эмоциями
и научиться их контролировать.Наконец, седьмой критерий перспектива
будущего. Трудная ситуация познается по значимости ее последствий:
если для человека они в масштабе жизни глобальны, то ситуация будет
восприниматься как очень значимая и трудная.Как критерии
когнитивного оценивания помогают психологу при работе с людьми,
переживающими трудные жизненные ситуации? Благодаря полученным
эмпирическим данным мы знаем, что сочетание неподконтрольности,
непонятности ситуации, сильных эмоций и избегающих способов копинга
приводит к тому, что человек переживает свою ситуацию как
безвыходную. Динамика подобной ситуации будет включать усиление
негативных состояний, чувство тупика, застревание и зацикленность.
В безвыходной ситуации подобная зацикленность является динамической
основой переживания.На вероятность успешного преодоления трудной
ситуации указывает уверенность человека, что он собственными силами
справится с задачей (самоэффективность), а также его знание и
понимание способов и средств достижения цели и фокусирование на
позитивных аспектах. Даже если мы переживаем тревогу или
беспокойство, но, помимо этих эмоций, есть еще амбивалентное
чувство вроде предвкушения победы и успеха, а еще любопытство и
интерес к ситуации, то получается очень хороший прогноз
относительно того, как мы эту ситуацию будем активно преодолевать.
Важным фактором успеха является и социальная поддержка, потому что,
когда мы запрашиваем ресурс от других людей, мы при этом сами
прирастаем в собственных ресурсах.