Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Институт материнства

В начале 1980-х годов вышла книга Адриенны Рич Рожденная женщиной с подзаголовком Материнство как опыт и социальный институт. По мнению Рич, все плохое, что есть в материнстве, связано с тем, что общество жестко его регламентирует: какой именно матерью надо быть, сколько усилий в это вкладывать и, самое главное, матерью надо быть обязательно. Как трансформировался институт материнства на протяжении нескольких веков и к чему приводит интенсивное воспитание?Материнство и самореализацияС раннего возраста девочки начинают слышать: Ты же будущая мать, поэтому не надо лазить по деревьям. Будь спокойной, сдержанной и так далее происходит гендерная социализация. Потом возникают требования, связанные с замужеством и рождением детей. В некоторых культурах, например российской и поздней советской, важнее было родить детей, чем выйти замуж. Поколение конца 1980-х начала 1990-х еще провозглашало идею материнства как самореализации: каждая женщина должна родить хотя бы одного ребенка, чтобы полностью самореализоваться; более того, она не могла считаться настоящей женщиной, пока у нее не будет ребенка.Но родить ребенка и воспитывать его можно по-разному в наше время впрочем, не только сегодня, хотя раньше было меньше конкретных требований: до позднего Средневековья и Возрождения особые требования к женщине как к матери не транслировались, и основной ее задачей было послушание мужу. Именно он определял, сколько детей нужно в семье. В средневековых городах знатные семьи имели возможность отослать детей в деревню к кормилицам, и жена продолжала рожать и оказывать сексуальные услуги мужу, а также помогать ему, например, в лавке, и решения по поводу рождения детей принимала не она. Женщина могла только отказаться вступить в брак или уйти в монастырь, при этом семья продолжала на нее давить.В эпоху Возрождения, с осознанием того, что человек как личность значит очень многое и он не всегда что-то должен обществу и может развиваться, возникла идея, что мать может быть педагогом и влиять на то, каким ребенок вырастет. Стало ясно, что если на ребенка мать не оказывает такого положительного влияния, то это время, упущенное для его развития. И поскольку мать должна была быть воспитателем и педагогом, то, значит, и девочек тоже надо учить и воспитывать, чтобы они в будущем могли следить за образованием сыновей. Но это касалось только очень знатных, благополучных и образованных семей.Интенсивное материнствоВ конце XVIII века Жан-Жак Руссо предлагал женщинам уделять своим детям больше внимания. В каком-то смысле его можно считать первым человеком, который сказал, что материнство должно быть интенсивным, хотя сам термин интенсивное материнство был введен Шэрон Хейс, которая в середине 1990-х годов выпустила несколько книг на эту тему. Что предлагал Руссо? На тот момент в Париже, до Французской революции, почти не было маленьких детей: их всех отсылали кормилицам, поскольку считалось, что в городе детям делать нечего. Руссо же предлагал матерям начать кормить детей грудью, а также проводить с ними больше времени. Иными словами, он был приверженцем модной в те времена идеологии разделения сфер между мужчиной, которому отводилось публичное, и женщиной, которой отводилось частное: женщина только в семье, но ей есть чем заняться не только руководить хозяйством, но прежде всего воспитывать детей и заниматься их образованием. После Руссо эта идея стала достаточно популярной среди просвещенной части населения, дворян, и не только во Франции, но также в России и развитом мире.В конце XIX века возник фрейдизм, и во многих дневниках женщин той эпохи видны минусы предшествующей системы, когда властная мать сама решает за детей, что они будут учить и с какого возраста, кем они станут, а потом дети вырастают, не оправдывают ее надежд и оказываются изломанными. (Фрейд, например, вообще почти ничего не писал о матери, и фрейдисты акцентировали внимание на этом.)Возникла идея естественного материнства это уже XX век, постфрейдистское развитие в 19701980-е годы: женщины рожают на природе, в воду, и природа сама за нас решает, что должно происходить. Мы совсем не давим на наших детей и даже об их безопасности заботимся только в относительной степени. Ребенку уделяется столько внимания, сколько минимально возможно в эту историческую эпоху, хотя мы все-таки имеем в виду его потребности.Недостатки интенсивного материнстваА затем снова становится популярной идеология интенсивного материнства. Она в принципе говорила не совсем о тех же самых вещах, что и Руссо, но в чем-то очень похожих: мать всегда доступна ребенку, заботится о его развитии, отдает ему всю себя и так далее. Это не должно было привести к властной матери, поскольку включает в себя и естественный подход. Однако в реальной жизни это привело к тому же самому, распространилось практически на всех в развитом мире и спровоцировало родительскую фрустрацию: у работающих матерей просто не хватает теперь сил и времени, чтобы интенсивно заботиться о детях; как следствие, у них появляются психические и другие заболевания, и они выгорают. При этом на детей этот процесс оказывает такое же влияние, о котором писал Фрейд, хотя это пока не особо заметно. Но все они, когда вырастут, найдут что рассказать своему психотерапевту.Получается, что мать будет либо слишком мало заниматься воспитанием детей, либо, наоборот, слишком много, а кроме того, сложно понять, что нужнее ребенку в конкретном возрасте. Отправлять его в три года серьезно заниматься спортом либо музыкой или нет? Потому что, например, вставать на коньки в более позднем возрасте уже нет смысла, если речь идет о профессиональном спорте, а сейчас трехлетний ребенок сам не знает, чего хочет, но в будущем может упрекнуть родителей за то, что они заставили его пойти в фигурное катание или, напротив, не сделали этого.Сейчас интенсивное материнство с его недостатками модифицируется в распределенное, когда ответственность за воспитание детей лежит не только на одной матери, а распределяется между другими членами семьи, общественными институтами и так далее. Возникают вопросы к интенсивному материнству, поскольку видны его ограничения, которые связаны с тем, что люди стремятся максимально развивать ребенка, чтобы он добился наивысшего успеха. А в результате ребенок в детстве занят многими вещами например, футболом, играет на скрипке, да еще и отличник в школе, но, когда становится взрослым, выгорает и ничего уже не хочет, кроме как лежать на диване и не вставать. Фактически это уже депрессия.Сами матери тоже выгорают, и полностью посвятить себя детям может только неработающая женщина. Проблема в том, что очень многие даже не могут позволить себе не работать, потому что их мужья недостаточно зарабатывают. А многие женщины и хотят работать, потому что их тоже воспитывали интенсивно, и они не могут полностью уйти в материнство, поскольку тоже занимались, например, и гимнастикой, и музыкой, и всем на свете, а теперь им нужно не просто только воспитывать и обучать ребенка, но и самим реализоваться. При этом они могут быть настолько перфекционистами, что будут чувствовать себя очень плохо, если не вложат всю себя в ребенка и одновременно не самореализуются, а на все это просто не хватает человеческих сил. А с учетом того, что неолиберальное общество с точки зрения рынка труда тоже требует, чтобы каждый человек вкладывал себя в дело целиком и полностью, сочетать и высокоэффективную работу, и такое полноценное материнство крайне сложно.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 03.09.2020 16:05:19
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru