Люди рождаются, не умея говорить и понимать сказанное, но за первые
3,5 года осваивают язык настолько, что могут рассказать о себе, а
затем за тот же срок увеличивают словарный запас до 10 тысяч слов.
Но если ребенок не говорит,он просто молчун или у него нарушено
развитие речи? Как понять, что что-то пошло не так, и что можно
исправить? Рассказывает врач-невролог Леонид Чутко.Для ребенка речь
важнейшее средство связи с окружающим миром, взаимодействия,
развития мышления; источник информации. Развитие языка и речи
является неотъемлемой частью психического развития. Дети, у которых
в раннем возрасте отмечались речевые нарушения, в
будущемсталкивались с трудностями при чтении и изложении
прочитанного материала13. А у взрослых людей, имеющих в анамнезе
нарушения речи, отмечается низкий уровень самоэффективности (веры в
эффективность собственных действий и ожидания успеха от их
реализации)14.Если речь появляется с опозданием, в предшкольном
возрасте и в начальной школе словарный запас все равно бедный. Дети
испытывают трудности при описании порядка событий во времени,
совершают ошибки при согласовании частей речи в падеже, числе и
роде. Могут сокращать слова, опуская или неправильно используя
аффиксы101.
Как формируется речь в нормеВ возрасте 02месяцев у ребенка
возникают ранние младенческие вокализации, рефлекторный
младенческий крик. Ониактивизируют деятельность речевого аппарата.В
23месяца крик-плач становится более модулированным и отражает
негативные эмоции. В этот же период появляется гуление: сначала
гласные звуки ([а], [э], [у], [о]), при дальнейшем развитии органов
артикуляции согласные. Причем если крик-плач отмечается в связи с
потребностью в пище и отрицательным эмоциональным состоянием, то
гуление с ними не связано. Любопытно, что у разных народов гуление
одинаково с точки зрения фонетического описания.В 1012недель у
ребенка появляется хныканье, обозначающее недовольство. Хныканье
прерывисто, и в этом его отличие от крика.В полгода ребенок
начинает лепетать:учится сочетать согласные звуки с гласными.
Произносит первые слоги, чаще всего это ба-ба-ба, ма-ма-ма. При
этом вначале во время лепета включается аутоэхолалический
(самопроизвольный) механизм:ребенок слушает звуки, которые у него
получается произнести, и пытается их повторять. Общаясь со
взрослыми, он пробует подражать ритму их речи, темпу и интонациям.
Развитие подражания связывают с деятельностью зеркальных нейронов,
играющих ключевую роль в процессах имитации.Ближе к году, в
1012месяцев, ребенок уже может произнести свои первые осмысленные
слова. Обычно они состоят из пары одинаковых слогов: мама, папа и
так далее.Словарный запас годовалого ребенка 510 слов. Его первые
слова являются законченными по смыслу предложениями.Это характерно
для всего второго года жизни ребенка: он использует в роли
предложений лишь отдельные слова, выражающие желания, впечатления,
потребности. Дети активно пользуются интонацией и жестами. Основная
часть слов существительные, обозначающие названия предметов и лиц.
К 1518месяцам словарный запас ребенка увеличивается в 2 раза
примерно до 20слов. Он понимает простые инструкции, не
сопровождаемые жестами, умеет показать и назвать части тела. После
полуторалет наблюдается рост активного словаря, появляются первые
предложения, состоящие из целых слов. К концу второго года жизни
ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, а затем
трислова, то естьпоявляются словосочетания как начало фразовой
речи, при этом грамматический строй речи еще не сформирован.После
двух лет ребенок в несколько раз увеличивает свой словарный запас.
Знает названия многих вещей из ближайшего окружения, начинает чаще
употреблять глаголы.Ближе к трем годам словарный запас ребенка
состоит из 300800 слов. Он может использовать небольшие фразы из 34
слов и уже владеет множественным числом. Характерным признаком
данного возраста является активное образование неологизмов (феномен
детского словотворчества). К. И. Чуковский писал, что начиная с
двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным
лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность
утрачивает.К четыремгодам дети употребляют развернутые предложения,
включающие все части речи.Как понять, что развитие речи нарушеноКак
среди родителей, так и среди специалистов до сих пор бытуют мифы о
том, что мальчики могут не говорить до трех лет и только с этого
возраста возможны занятия, касающиеся речевой функции. Однако
своевременное выявление речевых проблем и раннее начало
коррекционной работы необходимо для гармоничного развития личности
ребенка.Назовем красные флажки, которые должны обеспокоить
родителей. Наличие хотя бы одного из них повод обратиться к врачу.1
год: ребенок почти не лепечет.1,5 года: не реагирует на
элементарные просьбы (дай, возьми и так далее), не понимает своего
имени, названий предметов вокруг себя и других простых слов.2 года:
говорит лишь несколько отдельных простых слов,например мама. Не
предпринимает попыток повторять слова.2,5 года: не понимает, когда
называют предмет из ближайшего окружения и части тела. Не указывает
на знакомую вещь, когда его об этом просят. Не может составить
фразу из пары слов, например: Дай чашку.3 года: использует лишь
отдельные, не связанные друг с другом слова. Не произносит простых
предложений.Дети с нарушениями речи не в состоянии вовремя овладеть
грамматикой языка, его звуками и словами, не могут найти нужный
порядок звуков в слове. Словарный запас у них растет не так быстро,
как у детей без нарушений. В раннем возрасте важно обратить
внимание на ограничение или вообще отсутствие лепета. Такие дети
поздно произносят первые слова и фразы. Как правило, родители и
ближайшие родственники называют их просто молчаливыми, считают, что
они все понимают, но говорить не хотят.У таких детей вместо речи
развиты жесты и мимика. Нередко они неловки, неуклюжи, заторможенны
или, наоборот, гиперактивны.Причины нарушения развития речиДетские
речевые нарушения можно разделить на несколько групп в зависимости
от причины их возникновения3. Первая нарушения, наступившие в
результате органического поражения ЦНС. Так, алалия системное
недоразвитие или отсутствие речи, причиной которого являются
повреждения речевых зон, полученные в доречевой период жизни.
Дизартрия расстройство речи, связанное со звукопроизносительным
аспектом речи и произошедшее по причине недостаточности иннервации
речедвигательного аппарата. Афазия утрата всех составляющих речи
вследствие нарушения работы корковых речевых зон (этот вид
нарушений возникает после того, как ребенок овладел речью; афазии
встречаются у детей при некоторых видах эпилепсии, после тяжелых
черепно-мозговых травм).Вторая группа речевые нарушения,
произошедшие в связи с функциональными расстройствами ЦНС (здесь мы
в первую очередь говорим о заикании). Третья группа нарушения,
связанные с повреждениями артикуляционного аппарата (например,
ринолалия гнусавость в речи, то есть искаженное произношение звуков
и изменение тембра голоса). Кроме того, выделяются речевые
нарушения иного происхождения при аутизме, ДЦП, снижении слуха,
заболеваниях внутренних органов и так далее.Алалия один из самых
частых видов задержек речевого развития. В зависимости от того,
какие речевые зоны у человека повреждены, выделяются несколько
видов: моторная (экспрессивная) алалия, при которой речь у пациента
недоразвита, хотя понимание чужой речи частично сохранено, и
сенсорная (импрессивная) алалия, характеризующаяся главным образом
нарушением понимания речи. Часто встречается смешанная алалия
сенсомоторная.Понятие алалия чаще используют логопеды, врачи же
применяют термины специфические расстройства развития речи (СРРР;
англ. specific language impairment), дисфазия развития4. Это
заболевание отличается первичными нарушениями развития речи при
выполнении условий: интеллект ребенка соответствует его возрасту;у
ребенка нет проблем со слухом;ребенку обеспечены нормальные условия
для развития речи;повреждение или задержка дают о себе знать без
периода нормального развития, предшествовавшего заболеванию.По
данным D. Bonneau и соавторов (2004), данной патологией страдает
510% дошкольников5.Значительную роль в этиологии данного
заболевания играют наследственные факторы. Проведенные нами
исследования показали, что 30% родителей детей с алалиями в детстве
также страдали от задержки развития речи. Сегодня зарубежные
исследователи определили несколько хромосом и локусов, отвечающих
за детские нарушения речи102.В ряде случаев причиной расстройства
является хроническая внутриутробная гипоксия плода, острые
гипоксические состояния во время родов1011.Современные
нейровизуализационные методы показывают невыраженные изменения в
различных областях головного мозга, свидетельствующие не столько о
структурных нарушениях речевых зон, сколько о возможности
межсистемных нарушений, приводящих к расстройствам речевого
развития12.Необходимо отметить, что вероятность возникновения этой
патологии возрастает при увеличении количества языков, используемых
в домашнем окружении.Как лечат задержки речевого
развитияЛечениелюбых задержек речевого развития обязанобыть
комплексным. В нем должны участвовать врачи-неврологи, логопеды,
психологи. Со стороны взрослых требуется поддержка и поощрение
ребенка за его речь. Важно, чтобы он не боялся говорить.В ходе
логопедических занятий систематически осуществляется развитие всех
форм и компонентов речи: произношение, словарь, грамматика и так
далее. Для этого родители и воспитатели логопедических групп
детского сада должны учить ребенка разговаривать во время игр,
рисования, лепки. Полезно звуковое подражание животным, музыкальным
инструментам и пр.В коррекции речевых нарушений активно
используются методы нейропсихологической коррекции. Их применение
способствует образованию новых нейронных связей между корой и
подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание,
пространственные представления, улучшает реакцию. Кроме того,
возможно применение кинезиологических упражнений, позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие.У родителей а иногда и
у специалистов бытует ошибочное мнение о ведущей роли травмы
шейного отдела позвоночника, нестабильности шейного отдела
позвоночника в происхождении речевой патологии. В связи с этим
возникают неоправданные назначения: массаж шеи, мануальная терапия,
электрофорез воротниковой зоны и так далее.Чтобы избавить ребенка
от задержки развития речи, используются препараты, улучшающие
память и процесс обучения. В нашей стране традиционно применяют
ноотропные средства, под которыми понимаются лекарственные
препараты, основное действие которых направлено на оказание
положительного эффекта на высшие интегративные функции мозга.
Конкретный препарат для лечения ребенка порекомендует
врач-невролог.Метод транскраниальной микрополяризацииВ Центре
поведенческой неврологии Института мозга человека разработан способ
лечения речевых патологий с помощью метода транскраниальной
микрополяризации (ТКМП), в основе которого лежитлечебное применение
постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного
мозга.Метод был разработан в Ленинграде в 1980-е годы под
руководством академикаГ. А. Вартаняна.Основным лечебным механизмом
данного метода является направленная активация неспецифических
активирующих систем головного мозга, приводящая к активации
нейронов, и интенсификации процессов морфофункционального развития
незрелых элементов коры вследствие нормализации нейродинамики. С
середины 1990-х годов данный метод активно используется в детской
неврологии.Проведенные в Институте мозга человека исследования
показали, чтоположительная динамика после курса ТКМП у детей с
речевыми нарушениями отмечалась почти в 65% случаев. После курса
регистрировалось увеличение объема активного словаря, увеличение
количества слов во фразе, улучшение лексико-грамматического строя
речи, понимания обращенной речи1. В последнее десятилетие в
европейских странах появились работы по клиническому применению
аналога данного метода в детском возрасте (под названием
transcranial Direct Current Stimulation)1516. При этом хочется с
гордостью отметить, что пальма первенства все же находится у
российских ученых.Дополнительные материалы1. Речевые нарушения у
детей. Под ред. Чутко Л.С., Елецкой О.В. М., 2019. 448 с.2.
Калашникова Т.П., Анисимов Г.В., Кравцов Ю.И. Нарушения речи у
детей. Пермь: Книжный формат, 2017. 217с.3. Бадалян Л.О.
Невропатология. М.: Академия, 2000. 384с.4. Ньокиктьен Ч. Детская
поведенческая неврология. М., 2010. Т.2. 334с.5. Bonneau D.l.,
Verny C., Uze J. Genetics of specific language impairments.
Arch.Pediatr.2004;11(10):1213-12166. Bartlett C.W., Flax J.F.,
Logue M.W. et al. A major susceptibility locus for specific
language impairment is located on 13q21// Am. J. Hum. Genet. 2002.
Vol.71(1). P.4555.7. SLI Consortium. A genome wide scan identifies
two novel loci involved in specific language impairment// Am. J.
Hum. Genet. 2002. Vol.70. Р.384398.8. Deriziotis P., Fisher S.E.
Speech and Language: Translating the Genome// Trends Genet. 2017.
Vol.33(9). P.642656.9. Morgan A., Fisher S.E., Scheffer I.,
Hildebrand M. FOXP2-Related Speech and Language Disorders / In:
GeneReviews [Internet]. M.P.Adam, H.H.Ardinger, R.A.Pagon (Eds).
Seattle (WA): University of Washington, Seattle, 19932018. 2016,
Jun 23 [updated 2017 Feb 2].10. Stanton-Chapman T.L., Chapman D.A.,
Bainbridge N.L., ScottK.G. Identification of early risk factors for
language impairment// Res. Dev. Disabil. 2002. Vol.23(6).
Р.390405.11. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста:
клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380с.12.
Vydrova R., Komarek V., Sanda J. et al. Structural alterations of
the language connectome in children with specific language
impairment// Brain Lang. 2015. Vol.151. P.3541.13.Miniscalco C.,
Dahlgren Sandberg A. Basic reading skills in Swedish children with
late developing language and with or without autism spectrum
disorder or ADHD. Research in Developmental Disabilities.
2010;31(5):1054-106114. BottingN, Jones A, Marshall C, Denmark T,
Atkinson J, Morgan G. Nonverbal Executive Function is Mediated by
Language: A Study of Deaf and Hearing Children. Child Dev. 2017;
88(5):1689-1700. doi: 10.1111/cdev.12659.15. Thomson JM, Doruk D,
Mascio B, Fregni F, Cerruti C. Transcranial direct current
stimulation modulates efficiency of reading processes. Front Hum
Neurosci. 2015;9:114.16. Palm U, Segmiller FM, Epple AN, et al.
Transcranial direct current stimulation in children and
adolescents: a comprehensive review. J Neural Transm (Vienna).
2016;123(10):12191234Графики: Андрей Носков