Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Как Декарт начал во всем сомневаться и что из этого получилось

Утверждение Я мыслю, следовательно, существую, лежащее в основе философии рационализма, не появилось бы, если бы сформулировавший его французский философ Рене Декарт не засомневался в самом факте своего бытия. Начав свои рассуждения с осторожного сомнения, он пришел к выводам, в которых материализм уживался с верой, а методичность с расплывчатостью формулировок. Совместно сиздательством Альпина нон-фикшн мыпубликуем отрывок изкниги Энтони ГотлибаМечта оПросвещении. Рассвет философии Нового времени, рассказывающий о том, как Декарт разработал свойглавный принцип все ставить под сомнение, и что из этого получилось.Рене Декарт родился всостоятельной буржуазной семье 31марта 1596г. вдеревеньке, тогда называвшейся Ла-Э, вдолине Луары. Всегда бывший скрытным его кредо было Bene vixit, bene qui latuit (Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно), он неразрешал публиковать дату своего рождения при жизни, опасаясь, что кто-нибудь может вычислить его гороскоп. Жоаким Декарт надеялся, что его сын пойдет поотцовским стопам вмир юридической практики ипровинциального чиновничества иудачно женится. Наделе Рене расстроил династические амбиции своего отца, хотя его старший брат Пьер принял удар насебя, ив1668г. семья получила низший дворянский чин. Рене унаследовал несколько ферм отсемьи своей матери ивпоследствии продал их, чтобы поддерживать образ жизни ученого мужа. Отец философа говорил, что он единственный разочаровавший его сын, поскольку вечно ухитряется попасть всамый неожиданный переплет[tooltip word="[1]" text="РобеспьериРуссо:речьРобеспьеравКонвенте7мая1794г., цитируемая в Maurice Cranston, The Solitary Self: Jean-Jacques Rousseau in Exile and Adversity, University of Chicago Press, 1999, p. 189."].Мать Декарта умерла, когда ему было 14месяцев, иотец доверил воспитание сына родственникам. Ввозрасте десяти лет Рене отправили внедавно основанный иезуитский колледж вЛа-Флеш. В1614г. он оставил колледж ради изучения права вПуатье. Через два года Декарт завершил обучение ивозвратился ксемье. Чем он занимал себя, неизвестно, нов1618г. он начал свои путешествия, желая, как позже говорил сам, быть более зрителем, чем действующим лицом, вовсех разыгравшихся передо мною комедиях[tooltip word="[2]" text="Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. С. 7."]. Записавшись добровольцем (то есть без жалованья) вармию принца Морица Оранского, располагавшуюся уБреды, наперекрестье дорог между севером июгом Нидерландов, он изрядно скучал, развлекая себя рисованием, военной архитектурой иизучением фламандского. Благодаря случайной встрече наодной изулиц Бреды начала складываться научная карьера Декарта.Итак, 10 ноября 1618г. Декарт пытался прочесть надоске объявлений математическую головоломку нафламандском языке ипопросил прохожего, Исаака Бекмана, перевести написанное налатынь. Будучи старше Декарта насемь лет, Бекман только что получил степень помедицине, анажизнь зарабатывал инженерным делом исвечным ремеслом. Он интересовался приложением математики кмеханике, объяснением закономерностей физических явлений сточки зрения свойств ихсоставных частей это был распространенный подход кнауке вНидерландах конца XVIв. Между двумя мужчинами завязалась крепкая дружба, иДекарт, всущности, стал учеником Бекмана, используя свои математические способности (явно превосходившие способности Бекмана) для решения задач, поставленных учителем. Способствовалли Бекман тому, что, как утверждал Декарт, нанего ввозрасте 23лет, через год после первой встречи сБекманом, снизошло откровение, неясно. Случилось это так: отходя косну после дневных размышлений, Декарт открыл основы удивительной науки[tooltip word="[3]" text="Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. С. 3."], после чего его посетила череда ярких сновидений, изменивших, как он утверждал, его жизнь. Возможно, что вдействительности это было нервное истощение, анеинтеллектуальный прорыв, каким его позже изобразил Декарт. Влюбом случае втечение нескольких лет он, кажется, встал напуть познания, сосредоточившись наестественных науках иматематике.Декарт понимал трудности, скоторыми столкнется как новатор. Он справедливо опасался, особенно услышав отом, как инквизиция обошлась сГалилеем, что церкви иучебным заведениям некоторые его научные труды могут показаться неприемлемыми. Галилея порицали втом числе заповторение главной ошибки Коперника, аименно загелиоцентризм. Церковь по-прежнему настаивала, что Солнце вращается вокруг Земли иникак иначе. Вконце концов, как сказано вПсалмах, землю нельзя поколебать[tooltip word="[4]" text="Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 3. С. 910."]; вКниге Бытия говорится, что Земля была сотворена прежде Солнца[tooltip word="[5]" text="Rousseau,lettertoMmedEpinay,March1756,quotedinPeter Gay, The Party of Humanity, Norton, 1964, p. 222."]; аИисус Навин велел Солнцу иЛуне стоять, пока дети израилевы сражаются саморитянами[tooltip word="[6]" text="Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. // Там же. С. 229."], чего он несталбы делать, еслибы Солнце ибез того было неподвижно. Декарт знал, что Земля движется. Он писал своему старому другу Марену Мерсенну: если учение это ложно, толожны ивсе основоположения моей философии[tooltip word="[7]" text="Об общественном договоре. М.: ОГИЗ, 1938.С. 36."]. В1633г., когда вести обобвинении Галилея достигли Декарта, он отменил готовившуюся публикацию своего первого главного научного трактата Мир. Несмотря наточто ему врядли что-то могло грозить впротестантской части Нидерландов, где он тогда жил, или воФранции, где небыло инквизиции, аГалилею сочувствовали, Декарт делал все возможное, чтобы избежать ссоры сцерковью. Всоздавшейся ситуации его научные исследования визвестной мере подошли кконцу.Один изуроков суда над Галилеем заключался втом, что религия инаука немогут игнорировать друг друга. Если работу Декарта надлежало воспринимать так, будто он новый Аристотель, чего тот, несомненно, хотел, тогда ему следовало найти способ умиротворить богобоязненных людей.Ничего Декарт нежелал более, чем чтобы его научные труды использовались вкачестве учебных пособий втаких заведениях, как иезуитский колледж вЛа-Флеше. Вэтом одна изглавных причин, почему Декарт решил представить свои работы вконтексте более широкой философской системы. Еслибы он смог продемонстрировать нетолько то, что его наука основана нанеопровержимых принципах, нотакже ито, что сее помощью он сможет утвердить религиозные истины вобновленном иулучшенном виде, тогда Декарту былобы нечего опасаться. Именно это он попытался сделать в1637г., когда опубликовал водном томе четыре короткие книги: три научных очерка ипредваряющее ихРассуждение ометоде. Очерки должны были показать, чего можно достичь спомощью его подхода кнауке. Сгордостью писал Декарт другу: Сравни выводы, ккоторым япришел озрении, соли, ветрах, облаках, снеге, громе, радуге стеми, ккоторым пришли другие[tooltip word="[8]" text="Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проект, 2009. С. 822."]. Вводное Рассуждение должно было показать, помимо прочего, как моглибы обогатить друг друга религия инаука, еслибы шли рука обруку.Внаучных сочинениях, которые Декарт решил опубликовать вэтой подборке, он старательно обходил любые скользкие темы. Внее вошли его новаторская Геометрия, трактат Метеоры иДиоптрика, где преимущественно описывалось, какая форма линз улучшит результативность работы недавно изобретенного телескопа. Рассуждение включало также краткое изложение его общей физики, тщательно избегавшее всего, что моглобы привести кнепониманию или оскорблению чувств, вроде коперниканской теории солнечной системы или идеи обуподоблении человеческих тел машинам. Ноосновная идея Рассуждения излагается вформе интеллектуальной автобиографии. Она начинается сопыта сомнений, вчем только возможно, иприходит крассказу осовершенном Декартом открытии следующих предполагаемых истин.Поскольку я, тоесть Декарт, могу сомневаться всуществовании своего тела, нонемогу сомневаться всобственном существовании, изэтого следует, что янетоже, что мое тело. Я это мыслящая душа, некусок материи, иязнаю обэтой душе иее мыслях больше, чем олюбой другой материальной вещи. Поскольку японимаю, что мое знание одних предметов уступает моим познаниям вдругих, тояпонимаю, что мне недостичь совершенства. Таким образом, эта идея совершенства, скоторой ясопоставляю мое несовершенное состояние, примечательна, говорит Декарт. Как япришел кней? Янемог прийти кней сам, изаронить эту мысль вомне насамом деле мог лишь тот, кто сам совершенен, тоесть Бог. Следовательно, Бог существует (так утверждает Декарт; атакже приводит второе истольже неубедительное доказательство существования Бога).Что янесомненно знаю оБоге, продолжает Декарт, так это то, что он немошенник, поскольку лживость изъян, аБог совершенен. Изэтого следует, что Бог меня необманет инепозволит мне быть обманутым, покуда яприлагаю все свои усилия кпознанию истины. Поэтому ямогу быть уверен, что незайду слишком далеко вмоих попытках понять мир, при условии, что вэтих усилиях яосторожен. Вооруженный сей гарантией доброй воли Бога, ямогу теперь сполным основанием отказаться отрадикальных сомнений, кои яучитывал вначале моих поисков истины. Это значит, что ямогу отбросить вероятность полной неосведомленности офизическом мире всилу возможного сна или демонического наваждения.Таким образом, Рассуждение характеризует самого Декарта. Он пытается быть ввысшей степени осторожным иответственным, повозможности сомневаясь вовсем, прежде чем заявить окаком-либо знании. Очевидно, что при всем своем свиду материалистическом интересе кмеханистической философии Декарт рассматривает свою душу отдельно оттела, азначит, можно ожидать, что она переживет телесную смерть. Рассуждение показывает, что Бог существует, ионо демонстрирует это дважды. Более того, оно доказывает, что познать природу можно, лишь познав Бога. Богословие давало Декарту уверенность вдостижимости научного знания. Ведь еслибы Декарт неверил всуществование милостивого Господа, онбы немог исключить, что глубоко заблуждается относительно мира. Аесли это неисключено, тогда едвали он или кто-то вообще может быть вчем-либо уверен. Поэтому даже тот, чьи главные устремления связаны снаукой, должен признавать богословие первейшей издисциплин.Нет причин сомневаться вискренности этих утверждений. Действительно, Рассуждение отчасти написано как упражнение впропаганде, как рекомендация Декарта иего работ Церкви, но, похоже, это была такая пропаганда, которой сам Декарт полностью верил. Кто-то может задаться вопросом, насколько эти философствования раскрывают основу противоречивых научных идей Декарта. ВРассуждении Декарт постоянно ссылается наметод, который позволил ему получить новые иполезные знания внауке. Ксожалению, неясно, какой метод он имеет ввиду. Водном месте Декарт перечисляет четыре главных правила, которым, как он говорит, он следовал всвоих научных изысканиях; но, как позднее показал немецкий философ Лейбниц (16461716), эти правила настолько расплывчаты, что фактически ничего незначат. Первое: Непринимать заистинное что бы тонибыло, прежде чем непризнал это несомненно истинным включать всвои суждения только то, что представляется моему уму так ясно иотчетливо, что никоим образом несможет дать повод ксомнению[tooltip word="[9]" text="Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проект, 2009. С. 822."]. Второе: Делить каждую израссматриваемых мною трудностей настолько частей, насколько потребуется, чтобы лучше ихразрешить[tooltip word="[10]" text="Рассел Б. История западной философии. М.: Академический проект, 2009. С. 841."]. Третье: Руководить ходом своих мыслей, начиная спредметов простейших илегко познаваемых, ивосходить мало-помалу кпознанию наиболее сложных. Четвертое: Делать всюду настолько полные перечни итакие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего непропущено[tooltip word="[11]" text="Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках"]. Лейбниц был, безусловно, прав, когда его невпечатлили эти максимы. Еслибы мы использовали их, например, для приготовления идеального блюда, мы моглибы прийти ктакому, скажем, совету:Следуй только тому рецепту, который считаешь абсолютно правильным. Непытайся делать одновременно множество действий. Убедись, что совершаешь ихвправильном порядке. Незабудь ничего изингредиентов.Если вметоде Декарта ибыло заложено что-то более конкретное, товыразить это ему явно неудалось. Извсей книги, которую он так инесмог закончить, выделяют четыре правила, авнезавершенном виде она содержала неменее 21наставления отом, как направлять свой разум. Некоторые изэтих правил проливают свет наприемы, которые он использовал вматематике, нониодно изних неописывает отличительных особенностей его работы вцелом. Непохоже инато, что они показывают связь между его стилем внауке иболее общей философией. Где-то вРассуждении, однако, есть некоторые подсказки относительно связи между верой Декарта вмеханистическую философию иего размышлениями оБоге, душе ипределах уверенности. Декарт утверждал, что есть фундаментальная ошибка, поражающая мышление людей: Они никогда неподнимаются выше того, что может быть познано чувствами[tooltip word="[12]" text="Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках. С. 44."]. Вэтом исостоит особенность метода Декарта, если его можно так назвать. Именно решимость избегать того, вчем Декарт видел ограничения чувственного познания, направляла все рассуждения философа, включая размышления офизике. Как это выглядело напрактике, становится яснее издругого его труда, опубликованного в1641г.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 21.04.2020 22:13:57
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Жить долго

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru