Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Модели креативности

Представьте: вы идете по картинной галерее и рассматриваете полотна, которые висят на стенах. Одни вам нравятся, а у других вы даже не останавливаетесь, но что вы скажете, если вас попросят оценить креативность этих работ? Какую шкалу использовать? Какие факторы учитывать? Насколько вы сами творческая личность, чтобы оценивать чужое творчество? На эти вопросы отвечает психолог Анатолий Хархурин, который занимается изучением креативности.В современном мире слово креативность стало очень модным. Мы говорим о креативности, но что это такое никто не знает. Существует много определений креативности. В этой лекции я расскажу о современном взгляде на это понятие. Феномен креативности важно изучать в контексте разговоров о продуктах творческой деятельности. Нужно уметь определять, действительно это творческий продукт или это фикция, измерять креативность.От божественного творения к решению задач: история исследований креативностиЛюди рассуждали о креативности на протяжении всей истории, хотя древние греки не считали художника творцом. Когда Плдатона диалогеГосударство спросили, что делает художник, он сказал: Художник просто имитирует. Слово креативность имеет латинский корень creare создание, творение. Поэтому понятие относится к христианской традиции и через нее пришло в западную цивилизацию. Человек, создавая что-то, имитирует акт божественного творения. Создать (англ. to create) значит сотворить что-то новое, отличное от того, что было до этого.В современной психологии божественная природа креативности уже не рассматривается. Сейчас предпочитают индивидуальный подход. Когнитивные процессы, которые лежат в основе повседневной человеческой деятельности и доведены до высокого состояния, приводят к творческой деятельности. В психоаналитической традиции креативность рассматривалась как компенсация комплексов.Исследования креативности начались около 100 лет назад. Одну из первых моделей креативности предложил Грэм Уоллес в 1926 году. Он рассматривает четыре фазы креативной деятельности: подготовка, инкубация, озарение и проверка. На фазе подготовки мы формулируем задачу для нашей креативной деятельности. На фазе инкубации мы отходим в сторону от этой задачи и даем возможность бессознательным процессам прийти к решению этой задачи. Решение задачи приходит на третьей фазе фазе озарения. Когда решение пришло, мы его проверяем на четвертой фазе.Активно исследовать психологические аспекты творчества ученые начали с 1950 года, когда Джой Пол Гилфорд, ведущий ученый в области креативности, стал президентом Американской психологической ассоциации (англ. American Psychological Association) это ведущая и самая большая ассоциация психологов. В своем обращении к ассоциации Гилфорд призвал ученых активно исследовать когнитивные механизмы, лежащие в основе креативной деятельности. С этого момента исследований на эту тему стало больше.Критерии креативностиУченые придумывали разные тесты креативной деятельности. На сегодняшний день наиболее популярный тест творческих способностей тест Пола Торренса. Он состоит из трех заданий, каждое задание занимает 3 минуты. Этот тест дает возможность оценивать как вербальную, так и невербальную креативность. Оценочная шкала теста Торренса включает четыре компонента: беглость, гибкость, разработанность и оригинальность.Современные исследователи креативности определяют это явление по двум шкалам: новизна и утилитарность. Продукт креативной деятельности должен создавать что-то новое, что может быть использовано.У определения креативности по новизне и полезности есть один недостаток: эти показатели применимы к продукту креативной деятельности в западном мире, а в восточном мировоззрении эти факторы не являются основополагающими. Например, в традиционных восточных странах новизна часто сопровождается выскакиванием за пределы традиции. В этих странах человек, создающий новое, рискует показаться человеком, который не хочет соблюдать традиции, поэтому люди в восточных культурах не рассматривают новизну как важный критерий креативности.Я пришел к этому выводу в своих исследованиях, которые проводились на Ближнем Востоке. Когда я сравнил показатели креативности упредставителейзападных культур и восточных культур, я заметил, что представителей восточной культуры не интересует аспект новизны. Для них важнее создавать новое, которое не выходит за рамки традиционного восприятия явлений. В результате этих исследований я пришел к выводу, что восприятие креативности через новизну и полезность, свойственное западному человеку, не описывает весь спектр этого явления. Поэтому в одной из своих моделей я предложил дополнить новизну и полезность двумя другими критериями: эстетикой и аутентичностью.Если соединить западный и восточный взгляд на креативность, то мы получим модель, которая состоит из четырех шкал: новизны, утилитарности (полезности), эстетики и аутентичности.Подходы к измерению креативностиВ современных исследованиях креативности существует от четырех до семи подходов. Эта модель называется 4P+2P+1P. P английская буква, с которой начинаются все слова, которые характеризуют этот подход.Первый подход это person (личность). С точки зрения этого подхода рассматриваются личностные качества человека, вовлеченного в креативную деятельность.Второй подход это process, то есть процессы, которые лежат в основе креативной деятельности. Здесь изучаются разные когнитивные процессы и механизмы, ведущие к творческому мышлению.Третий подход называется press нажимать, но прямой перевод здесь не связан с подходом: это слово использовали для красивой буквы p. В рамках этого подхода рассматривается контекст, в котором происходит креативная деятельность. Этот аспект важен, потому что в зависимости от популярности творчества в обществе, от поддержки общества творческого развития в образовательной системе можно различить разные уровни креативной деятельности.Следующий подход это product, продукт человеческой деятельности. В соответствии с этим подходом оценивают не процессы, лежащие в основе креативной деятельности, не личностные качества творческого человека, а итоговый продукт. Это четыре основных подхода.Первый из двух дополнительных подходов это persuasion: насколько человек, вовлеченный в творческую деятельность, способен убедить окружающих, что это действительно творческий продукт.Последний подход предложил Марк Ранко, известный ученый в области креативности. Он предложил подход, в котором творческая деятельность рассматривается с точки зрения потенциала. Все обладают потенциалом к творческой деятельности, но то, насколько мы реализуем этот потенциал, зависит от целого ряда факторов. В рамках этого подхода акцент делается на творческое образование: какие педагогические практики используются в системе образования для развития творческих способностей человека.Недавно со своими коллегами мы разработали еще один подход к изучению креативности. Он тоже начинается на букву p креативная перцепция. Люди, занимающиеся творческой деятельностью, с уверенностью скажут, что любой творческий акт начинается с восприятия окружающего мира. Отличие творческих людей от нетворческих состоит в том, что творческие люди в окружающей среде видят вещи, которые не замечают люди нетворческие. Поэтому подход креативнойперцепции (креативного восприятия) выглядит перспективным.Креативность и мультилингвизмИсследования, которые мы провели за последние несколько лет, показали, что творческие люди предпочитают более сложные структуры в окружающем мире. В итоге на основе исследований мы пришли к выводу, что явление мультилингвизма, которое включает сложность лингвистических и социально-культурных конструкций, может привести к развитию творческих способностей. Исследования, которые мы сейчас проводим в нашей лаборатории, направлены на определение когнитивных функций, личностных качеств и личностных черт, которые лучше развиваются в результате многоязычной практики и положительно влияют на креативные способности.На сегодняшний день мы определили несколько когнитивных механизмов и личностных качеств, которые способствуют творческому мышлению: выборочное внимание, переключение кодов и способность активизировать концептуальные репрезентации через другой язык. Эти три когнитивные функции развиваются в результате мультилингвальной практики и одновременно положительно влияют на дивергентное и конвергентное мышление, которые являются важными составляющими творческого мышления.В дополнение к этим когнитивным механизмам у мультилингвов также развиты личностные качества, напримероткрытость к новому опыту и терпимость к неизведанному эти качества тоже определяют творческое мышление. У мультилингвов такие качества развиты, потому что они одновременно живут в нескольких лингвистических и культурных системах. Знание нескольких языков приводит к тому, что человек должен находиться в ситуации, в которой лингвистические составляющие одной и другой языковой системы противоречат друг другу. Похожая ситуация с культурными контекстами, поскольку некоторые культурные паттерны имеют противоположные значения в разных культурах. Для творческой деятельности это важно по схожим причинам. Генерируя новуюидею,мы находимся в ситуации, когда несколько одинаково хороших и интересных вариантов для решения творческой задачи рассматриваются одновременно.Современная наука дает нам много интересных определений и подходов к феномену креативности. Наука дает нам программу развития креативных способностей в образовательной системе. В этом видится перспектива развития научной деятельности в области креативности и креативного образования.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 20.04.2020 22:19:34
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Краткая история будущего

Категории

Последние комментарии

© 2006-2020, umnikizdes.ru