В США обнаружена новая, более опасная разновидность коровьего бешенства

В США обнаружена новая, более опасная разновидность коровьего бешенства. Губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота (ГЭКРС) крайне редко встречается в США. Однако в мае органы здравоохранения страны выявили атипичный случай заболевания у одной коровы на бойне в Южной Каролине. Фото.

Недавно глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сообщил об угрозе новой пандемии, еще более смертоносной чем COVID-19. На форуме в Женеве эксперты призвали ученых обратить пристальное внимание на ряд заболеваний, обладающих пандемичным потенциалом. В их числе лихорадка Зика, вирус Эбола и атипичная пневмония, однако число новых, ранее неизвестных заболеваний, постоянно растет. Так, мутация одного из вариантов птичьего гриппа уже привела к смерти зараженного мужчины в Китае, а в США и вовсе обнаружили новую разновидность болезни Крейтцфельдта-Якоба, более известную как «коровье бешенство». Возбудителем заболевания являются прионы аномальные по своей структуре белки, которые буквально превращают мозг зараженных животных и людей в губку. Прионы считаются самыми опасными инфекционными агентами в мире, так как чрезвычайно заразны, а лечения не существует. Рассказываем что известно о нетипичном случае «коровьего бешенства» и почему он вызывает беспокойство ученых.

Губчатые трансмиссивные энцефалопатии группа нейродегенеративных заболеваний c образованием губчатой энцефалопатии, которая характеризуется поражением центральной нервной системы, мышечной, лимфатической и других систем со 100% летальным исходом.

Прионы необычные белки

Среди множества известных науке заболеваний, трансмиссивные губчатые энцефалопатии болезни, вызываемые прионами, занимают особое место. Эти аномальные белки, во-первых, не содержат генетического материала, а во-вторых, обладают 100% летальностью. Интересно, что до открытия прионов Стэнли Прузинером в 1982 году многие нейродегенеративные заболевания считались вирусными.

По сути, прионы это крошечные белковые соединения, которые сворачиваются особым образом и повреждают здоровые клетки мозга. В результати их деятельности у зараженных быстро прогрессирует деменция, а смерть является мучительной. При этом момент заражения определить невозможно из-за длительного инкубационного периода, а после проявления симптомов спасения уже нет.

Прионы необычные белки. Прионные заболевания превращают мозг в губчатую ткань и являются самыми страшными в мире. Фото.

Прионный белок устойчив к радиации, воздействию химических веществ и высоких температур, а его функции по-прежнему неизвестны.

Исследователи впервые столкнулись с прионами в 1950 году, изучая странную болезнь, которая поражала женщин и детей в племенах Папуа-Новой Гвинеи. Проанализировав образцы мозга погибших, ученые обнаружили, что мозговая ткань выглядела как губка на месте клеток находились отверстия.

Подобное состояние указывало на уменьшение количества клеток мозга, что характерно для энцефалопатии (такая же картина наблюдалась у погибших от болезни Крейтцфельдта-Якоба (CJD/БКЯ) людей и животных).

Причиной болезни оказался особый ритуальный процесс когда кто-то из племени умирал, его мозг извлекали и употребляли в пищу. И так как мозг считался полезным деликатесом, то чаще всего доставался женщинам и детям. Симптомы болезни, сегодня известной как куру, включали тремор, потерю координации движений и слабоумие. Большинство зараженных погибали в течение 24 месяцев, постепенно прекращая говорить и реагировать на окружающих.

Прионы необычные белки. Впервые эпидемическая инфекционная болезнь под названием куру была выявлена в 1950-х годах в племени Форе Папуа-Новой Гвинеи. Фото.

К счастью, тотальный запрет на ритуальный каннибализм практически истребил эту таинственную болезнь.

Губчатые энцефалопатии и COVID-19

Несмотря на то, что прионные заболевания встречаются редко, они настолько опасны, что привели к трехмесячному мораторию на дальнейшее изучение прионов во Франции после того, как двое сотрудников INRAE заразились коровьим бешенством. Как именно это произошло на данный момент неизвестно. Впрочем, как и точные причины развития нейродегенеративных заболеваний.

Считается, что заражение прионными агентами чаще всего происходит при употреблении зараженного мяса в пищу либо при попадании инфекции непосредственно в мозг, кожу и мышечную ткань. Что же до болезни Крейтцфельдта-Якоба (CJD), то все ее формы, как правило, передаются при близком контакте с инфицированным мозговым веществом.

Прионы также являются возбудителем заболеваний у широкого спектра животных, включая шимпанзе и оленей. Подробнее о гибели оленей в США, Канаде и Европе от Хронической изнуряющей болезни мы рассказывали в этой статье, не пропустите!

Губчатые энцефалопатии и COVID-19. Ученые из разных стран все чаще сообщают о росте случаев прионных заболеваний. Фото.

Ученые из разных стран все чаще сообщают о росте случаев прионных заболеваний.

Беспокойство ученых, однако, вызывают не только зарегистрированные «классические» случаи. Дело в том, что о прионах заговорили во время пандемии COVID-19: результаты проведенных исследований показали, что прионные заболевания являются одним из осложнений коронавирусной инфекции. Некоторые эксперты и вовсе считают, что ковид грозит человечеству прионной пандемией.

Странная связь коровьего бешенства (наиболее распространенного прионного заболевания в мире) и коронавируса объясняется тем, что когда шиповидный S-белок попадает в клетки, то приводит к каскаду системных медиаторов воспаления и провоцирует организм на производство белков с аномальной структурой.

Так, в 2021 году исследователи из США сообщили о первом случае одновременного течения болезни Крейтцфельдта-Якоба и COVID-19, а врачи из Санкт-Петербурга отчитались о росте случаев прионных заболеваний на фоне пандемии. К счастью, таких больных в мире пока что немного, но в будущем ситуация может измениться.

Губчатые энцефалопатии и COVID-19. Изменения в головном мозге во время БКЯ. Фото.

Изменения в головном мозге во время БКЯ

Хотите всегда быть в курсе последних новостей из мира науки и технологий? Подписывайтесь на наш канал в Telegram так вы точно не пропустите ничего интересного!

Болезнь Крейтцфельдта-Якоба

Так как коровье бешенство является наиболее распространенной прионной болезнью на Земле, ее течение и патогенез изучен достаточно хорошо. Так, зараженные БКЯ животные и люди отказываются от пищи, теряют контроль над телом и не могут ориентироваться в пространстве (что, впрочем, неудивительно, ведь прионы превращают мозговую ткань в губку).

Чаще всего БКЯ диагностируют у крупного рогатого скота на фермах, а первый случай коровьего бешенства был зарегистрирован в Великобритании в середине 1990-х годов. Тогда от вспышки прионной болезни пострадали тысячи коров. Отметим, что больные животные испытывают трудности при ходьбе и могут вести себя агрессивно. Гибель наступает в течение двух недель или шести месяцев, при этом для появления клинических признаков инфекции может потребоваться от трех до шести лет.