Ученые изобрели необычный антибиотик для борьбы с супербактериями

Ученые изобрели необычный антибиотик для борьбы с супербактериями. Ученые разработали бактерии, которые эффективны против супербактерий, таких как энтероккоки. Фото.

Супербактерии, то есть бактерии, устойчивые к существующим антибиотикам, представляют собой серьезную угрозу для человечества. Ежегодно от них умирает порядка 700 тысяч человек в год, причем эта цифра будет постоянно расти, пока ученые не изобретут новый надежный способ бороться с ними. Если этого не произойдет, по оценкам специалистов уже к 2050 году супербактерии будут ежегодно убивать около 10 миллионов человек. Однако недавнее исследование американских ученых внушает оптимизи. В нем говорится о новом антибиотике, который способен перестраивать свои атомы, что позволяет ему убивать многие опасные супербактерии.

Антибиотик на основе клик-химии

Для создания антибиотика нового типа ученые использовали высокоэффективные химические реакции, или клик-химию. Как говорят они сами, эти реакции позволяют скрепить разные химические строительные блоки подобно тому, как защелкиваются две половинки пряжки ремня. Надо сказать, что авторы использовали клик-химию для разработки своего препарата под руководством Карла Барри Шарплесса, получившего Нобелевскую премию за развитие этого направления химии.

Собственно говоря, Барри Шарплесс и придумал термин клик-химия в 2001 году. Данное понятие подразумевает химические реакции, способные быстрого создавать химические вещества в результате соединения между собой отдельных элементов.

Антибиотик на основе клик-химии. Ученый-химик Карл Барри Шарплесс, получивший нобелевскую премию за развитие клик-химии. Фото.

Новый антибиотик представляет собой комбинацию существующего антибиотика, известного как ванкомицин, и молекулы буллвалена. Атомы этой молекулы способны меняться местами, образуя более миллиона различных конфигураций. Ученые же прикрепили к этим ядрам действующее вещество боеголовки ванкомицина.

Как действует новый антибиотик

Ванкомицин это мощный антибиотик, предназначенный для лечения инфекций, вызванных бактериями, которые имеют клеточную стенку определенного типа (грамположительные бактерии). Препарат связывается со стенкой микроба и повреждает ее, в результате чего бактерия погибает, так как все ее содержимое оказывается снаружи.

Некоторые виды бактерий со временем выработали резистентность к данному антибиотику. К ним относятся энтерококки (VRE), которые только в США стали причиной госпитализации более 50 тысяч пациентов в 2017 году. Более 5 тысяч человек из них медикам не удалось спасти.

Как действует новый антибиотик. Ученые протестировали новый антибиотик на личинках восковой моли. Фото.

Ученые протестировали новый антибиотик на личинках восковой моли

В своем исследовании ученые заразили энтерококками личинки восковой моли (Galleria mellonella), в результате чего погибло порядка 90% личинок. Когда им давали ванкомицин, выживаемость возросла с 10 до 40%. То есть антибиотик действовал на некоторые личинки, но смертность все равно оставалась очень высокой. Когда же ученые дали разработанный ими препарат, выживаемость увеличилась до 70%.

По сравнению с обычным антибиотиком новый препарат имеет больше «орудий» для уничтожения бактерий. К примеру, соединения, изменяющие форму, взаимодействуют с ключевым ферментом MurJ, который отвечает за транспортировку строительных материалов клетки от центра к клеточной мембране, чем помогает бактериям размножаться. Обычный же ванкомицин не способен так взаимодействовать с бактериями. Об этом исследователи сообщают в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Учитывая эти особенности нового препарата, он может быть более перспективным чем, к примеру, фаготерапия, которая тоже показывает эффективность против супербактерий, однако пока не может массово применяться в медицине, так как имеет ряд недостатков, которые пока еще не удалось устранить.

Как действует новый антибиотик. Вскоре может появиться антибиотик, к которому не появляется устойчивость. Фото.

Вскоре может появиться антибиотик, к которому не появляется устойчивость

К новому антибиотику нет устойчивости

Главным недостатком всех антибиотиков, которые существовали до этого момента, было то, что они подталкивали бактерии к выработке новых стратегий устойчивости к ним. Таким образом бактерии обеспечивают свою выживаемость, в результате чего для их уничтожения необходимо постоянно создавать новые виды антибиотиков.

Однако, как показало исследование, у энтерококков не начала вырабатываться устойчивость к новому препарату. Связано это с тем, что препарат постоянно меняет форму и находит новые конфигурации, чтобы связаться со стенкой микроба и разрушить ее.

Переходите по ссылке на наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов посвященных науке.

Правда, пока все выводы сделаны только в ходе исследования препарата на насекомых. То есть он находится на самом раннем этапе тестирования. Сами авторы говорят, что в процессе испытаний антибиотика на млекопитающих может возникнуть много сюрпризов. Но даже если он успешно пройдет все испытания, появится в продаже не скоро. Правда, процесс с тестирования препарата может ускориться, если для этого будет привлечен искусственный интеллект. Но надежды на это пока не много.

Опубликовано: 23.04.2023 18:16:20