Ученые объяснили странное поведение астероида Оумуамуа

Ученые объяснили странное поведение астероида Оумуамуа. Ученые нашли объяснение необычной траектории астероида Оумуамуа. Фото.

Ученые нашли объяснение необычной траектории астероида Оумуамуа

Астероид Оумуамуа стал удивлять ученых с момента его обнаружения 19 октября 2017 года. Изначально его вообще приняли за комету, но позже он был переквалифицирован в астероид. В первую очередь внимание исследователей привлекла очень странная сигарообразная форма объекта. Он имеет длину 400 метров и диаметр около 40 метров, что делает его абсолютно уникальным астероидом. Но еще больше ученых удивило то, что, не испуская газов как кометы, Оумуамуа летит по траектории, которую нельзя объяснить просто воздействием гравитации. Наблюдения показали, что он ускоряется. В результате были высказаны предположения даже о том, что астероид на самом деле является инопланетным космическим кораблем. Но, к сожалению (а может к счастью), никакого отношения к инопланетянам он не имеет. В недавнем исследовании ученые смогли установить причину странного поведения объекта.

Что представляет собой астероид Оумуамуа

Оумуамуа не похож ни на один другой астероид или комету, которую когда-либо видели ученые. Именно поэтому и возникло предположение о том, что объект был послан в Солнечную систему инопланетянами. Но, разумеется, далеко не все ученые согласились с этими выводами, и стали искать более рациональное объяснение его ускорениям.

Ранее мы рассказывали, что кометы, когда подлетают к Солнцу, выделяют газ, в результате чего возникает эффект реактивного двигаеля. Оумуамуа, фактически, ведет себя так же, как комета, однако ученые не обнаружили признаков выделения газа в достаточном количестве, чтобы придать ускорение объекту. Тогда возникло предположение о том, что астероид является космическим айсбергом.

Что представляет собой астероид Оумуамуа. Оумуамуа ведет себя как комета без видимых на то причин. Фото.

Оумуамуа ведет себя как комета без видимых на то причин

Оумуамуа мог отколоться от планетезималя, то есть маленькой планеты, которая находится в процессе формирования. Очевидно, она столкнулась с другим крупным объектом, в результате чего от нее откололся кусок, получивший впоследствии название Оумуамуа, и вызвавший столько споров среди ученых.

Надо сказать, что подобные столкновения не являются редкостью в формирующейся планетной системе. Когда-то подобное столкновение пережила и наша планета, в результате чего образовалась Луна. Но Оумуамуа, в отличие от Луны, был выброшен за пределы системы, в результате чего отправился в продолжительное космическое путешествие.

Что представляет собой астероид Оумуамуа. Астероид, возможно, представляет собой космический айсберг, то есть отколовшуюся часть от планетезимали. Фото.

Почему Оумуамуа ускоряется

Итак, предположим, что Оумуамуа действительно является частью отколовшейся планетезимали, но как это объясняет странное его поведение? Еще в 2020 году ученые предположили, что ускорение связано с сублимацией молекулярного водорода, то есть перехода из твердого состояния в газообразное. Почему же тогда этот процесс не заметили ученые?

Все дело в том, что водород очень сложно обнаружить в космосе. Он не отражает и не излучает свет. Поэтому облако водорода, вырывающееся из поверхности астероида, ученые просто не смогли увидеть. Однако у этой версии есть один недостаток крайне маловероятно, что астероид содержит молекулярный водород. Откуда ему там взяться?

Почему Оумуамуа ускоряется. На астероиде Оумуамуа мог образоваться водород под воздействием космического излучения. Фото.

Чтобы объяснить как появился водород внутри странного объекта, в новом исследовании ученые использовали компьютерное моделирование. Оно показало, что Оумуамуа действительно когда-то был частью ледяной планетезимали. При низких температурах объект облучался космическими лучами во время своего межзвездного путешествия, а затем нагревался по мере приближения к Солнцу.

Многие экспериментальные данные, полученные ранее, указывают на то, что обработка водяного льда ионизирующим облучением эффективно отделяет от него водород. Однако большая часть водорода остается в ледяной капсуле. Но когда лед нагревается, молекулярный водород вырывается наружу и улетучивается, создавая при этом дополнительную тягу для Оумуамуа. Об этом ученые сообщают в журнале Nature.

Если вы еще не подписаны на наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ, обязательно переходите по ссылке. Здесь вам ждет множество увлекательных материалов о науке, технике и высоких технологиях.

Надо сказать, что Оумуамуа уже находится очень далеко и движется с большой скоростью. Поэтому наблюдать за астероидом уже нет возможности. Однако проверить эту версию можно путем наблюдения за другими подобными объектами, которые ускоряются без видимых на то причин.

Опубликовано: 23.03.2023 20:03:12