Томмазо Кампанелла обладал удивительными познаниями в самых разных
областях. Он был настолько эрудирован, что его подозревали в ереси
и связи с дьяволом. После себя мыслитель оставил знаменитую работу
Город Солнца, которая была написана в тюрьме. Какие смыслы заложены
в этой книге? Рассказывает политолог Илья Локшин.История Томмазо
КампанеллыКогда молодой Томмазо Кампанелла оказался под следствием
по подозрению в ереси, на допросе ему сказали, что у человека не
может быть столь обширных знаний, какие есть у Томмазо. Наверняка
они от дьявола. На что Кампанелла ответил, что он сжег больше масла
в своих светильниках, чем они выпили вина.В этом маленьком эпизоде
отражаются некоторые общие мотивы и черты жизни и характера
Кампанеллы. Он действительно обладал колоссальными познаниями,
которые приводили его современников в ступор. Он был человеком
довольно острым на язык и свободного нрава. И наконец, важно то,
что сам этот разговор проходил именно во время допроса. Кампанелла
не понаслышке знал, что такое быть в тюрьмах: около тридцати лет из
семидесяти он провел в заключении. Мыслитель смог выйти из тюрьмы
незадолго до смерти, и сильные мира сего искали его компании.
Кампанелла умер в Париже известным на всю Европу.Сегодня прежде
всего он известен нам как автор Города Солнца диалога, который он
написал, будучи уже в тюрьме. Именно благодаря этому произведению
Кампанеллу обычно причисляют к так называемым
социалистам-утопистам. Сегодня мы поговорим об этом трактате:
во-первых, об общих аспектах, чертах устройства Города Солнца, а
во-вторых, о подходах к общей интерпретации этого диалога.Социализм
до социализмаКогда мы говорим о социализме применительно к
Кампанелле, мы опираемся на то, что в Городе Солнца нет частной
собственности, вся она находится в общем владении. Однако само
именование Кампанеллы социалистом можно считать некоторым
анахронизмом, потому что в те времена еще не было зрелой
социалистической традиции. И сам Кампанелла, когда писал об общей
собственности, говорил, что жители его города живут по-философски,
исповедуют философский образ жизни. Это была отсылка к Государству
Платона, потому что у того первые два сословия это стражи и
философы-правители, которые имеют все общее. Это важно, ведь таким
образом Кампанелла встраивается в особую интеллектуальную традицию,
не столько социалистическую, сколько идущую от Античности. Для него
справедливость, конечно, важна, но еще есть в этой общей
собственности некоторый другой компонент.Когда Платон пишет о том,
что общая собственность это некоторая правильная черта устройства
высших сословий в его государстве, он имеет в виду, что таким
образом те живут в достатке, при этом нет никаких излишков, они не
богачи. И Платон указывал на то, что именно это состояние - не
испытывать нужду, но и не иметь излишков это некоторое правильное
состояние с точки зрения этики, поскольку оно освобождает человека
от пороков, свойственных и богачам, и беднякам. Фактически они
являются средними людьми, выражаясь уже языком Аристотеля, у
которого продолжается развитие этой мысли. Пороки бедности это
униженность, озлобленность, ресентимент. Пороки богатства это
желание угнетать других и алчность. Таким образом, для Кампанеллы
один из очень важных смыслов общей собственности состоит именно в
этом. Среднее положение способствует культивации добродетелей здесь
он вновь следует античной традиции, считая, что добродетель есть
необходимая составляющая благой и прекрасной жизни.Кроме того, в
Городе Солнца непривычно по сравнению с европейским контекстом той
эпохи устроены трудовые отношения. С одной стороны, там уничтожена
праздность, с другой нет, выражаясь уже более современным языком,
пролетариев, которые угнетены однообразным трудом и обеспечивают
благосостояние богачей. Вместо этого все трудовые обязанности
распределены равным образом. Таким образом Город Солнца может
производить достаточное количество материальных благ и поддерживать
определенный уровень жизни, при этом каждый может трудиться всего
лишь по 4 часа в сутки. У жителей остается время на культивацию
добродетелей, а именно на развитие ума и тела. Здесь важно
подчеркнуть, что излишки времени солярии вкладывают не в
продуктивную экономическую деятельность для приобретения нового
излишка, а именно в самосовершенствование и в приятное
времяпрепровождение.Концепция благородства и связь с религиейТеперь
хотелось бы поговорить о некоторых общих подходах к интерпретации
Города Солнца, где существует две отдельных линии: первая касается
новой концепции благородства, вторая связана с отношениями
естественного закона и христианства.Что касается первого, нужно
понимать, что Кампанелла не был абсолютным новатором. Он опирался
на концепции философов-гуманистов, которые существовали до него.
При этом, Кампанелла сыграл заметную роль в поддержании и
продвижении этой традиции. Во-первых, это речь идет о критике
концепции, согласно которой благородство опирается на знатность.
Такая точка зрения главенствовала в феодальную эпоху. Вместо этого
Кампанелла утверждает, что благородство опирается на добродетель.
Примерно те же мотивы мы можем увидеть у Томаса Мора в его
Утопии.При этом, несколько иная концепция благородства, которая не
отрицала связь с добродетелью, может быть найдена у античных
авторов. Аристотель утверждал, что разные виды деятельности имеют
разное достоинство и отличаются между собой по следующему критерию:
насколько данный вид деятельности позволяет культивировать
добродетели ума и души. На основании этой иерархии Аристотель
утверждал, что некоторые виды деятельности недостойны свободного
человека, а другие достойны. Например, мыслитель не считал
полноправными гражданами идеального полиса так называемых людей
механического труда, которые лепят горшки или занимаются другой
похожей деятельностью. Кампанелла критикует эту позицию и
утверждает, что всякий труд достоин уважения. Важно, чтобы человек
был умелым в том, чем он занимается; важно, чтобы он хорошо делал
свою работу. В совокупности это позволяет Кампанелле, с одной
стороны, взять из античной традиции некоторые очень важный смыслы,
но преодолеть ограничения аристотелианской концепции. Кампанелла
остается сторонником этики добродетели, но предлагает более
демократическую концепцию. В Городе Солнца благодаря рационализации
трудовых отношений уже есть досуг, все способны находить время на
то, чтобы пестовать добродетели. Наконец, еще один подход к
интерпретации связан с отношениями естественного закона и
откровения. Дело в том, что в конце Города Солнца становится ясным,
что солярии, по сути, живут как хорошие христиане. По крайней мере,
это утверждается одним из персонажей. При этом, жители не имеют
христианских таинств и не пытаются сознательно следовать
христианским принципам жизни, они следуют естественному закону.
Получается, что для Кампанеллы естественный закон с одной стороны и
практические принципы христианской жизни не просто не противоречат
друг другу, а оказываются очень тесно переплетены, фактически
отождествляются автором. Это нетипичная точка зрения, ведь в
христианской традиции, которая доминировала в ту эпоху, считалось,
что благодать надстраивается над природой и открывает некий новый
горизонт для жизни.С другой стороны, оказывается, что само
исследование природы для Кампанеллы священно, ведь в этом процессе
могут быть найдены следы божественного замысла. Это важно, потому
что сам Кампанелла был участником научной революции: он очень ценил
Галилея, был сторонником выдающегося итальянского ученого
Бернардино Телезио. Он как и оба эти исследователя предполагал, что
нужно отказаться от схоластического способа познания мира и вместо
этого эмпирически исследовать природные явления. Кроме того, в те
времена была особенно влиятельной макиавеллистская традиция,
согласно которой религия это искусный инструмент, придуманный
хитроумными политиками для того, чтобы легитимировать свою власть и
манипулировать сознанием граждан. И когда Кампанелла утверждает,
что религиозное откровение связано с самим естественным законом,
укоренено в природе вещей, он отрицает макиавеллистский вывод и
подрывает критику религии.Работа Кампанеллы это не только
любопытный литературный памятник. Она содержит в себе множество
идей, которые неочевидны для современного читателя и потому могут
послужить интересной пищей для ума. Конечно же, сочинение
Кампанеллы имело большое влияние на последующее развитие традиции,
которая впоследствии была названа социалистической.