Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Город солнца Томмазо Кампанеллы

Томмазо Кампанелла обладал удивительными познаниями в самых разных областях. Он был настолько эрудирован, что его подозревали в ереси и связи с дьяволом. После себя мыслитель оставил знаменитую работу Город Солнца, которая была написана в тюрьме. Какие смыслы заложены в этой книге? Рассказывает политолог Илья Локшин.История Томмазо КампанеллыКогда молодой Томмазо Кампанелла оказался под следствием по подозрению в ереси, на допросе ему сказали, что у человека не может быть столь обширных знаний, какие есть у Томмазо. Наверняка они от дьявола. На что Кампанелла ответил, что он сжег больше масла в своих светильниках, чем они выпили вина.В этом маленьком эпизоде отражаются некоторые общие мотивы и черты жизни и характера Кампанеллы. Он действительно обладал колоссальными познаниями, которые приводили его современников в ступор. Он был человеком довольно острым на язык и свободного нрава. И наконец, важно то, что сам этот разговор проходил именно во время допроса. Кампанелла не понаслышке знал, что такое быть в тюрьмах: около тридцати лет из семидесяти он провел в заключении. Мыслитель смог выйти из тюрьмы незадолго до смерти, и сильные мира сего искали его компании. Кампанелла умер в Париже известным на всю Европу.Сегодня прежде всего он известен нам как автор Города Солнца диалога, который он написал, будучи уже в тюрьме. Именно благодаря этому произведению Кампанеллу обычно причисляют к так называемым социалистам-утопистам. Сегодня мы поговорим об этом трактате: во-первых, об общих аспектах, чертах устройства Города Солнца, а во-вторых, о подходах к общей интерпретации этого диалога.Социализм до социализмаКогда мы говорим о социализме применительно к Кампанелле, мы опираемся на то, что в Городе Солнца нет частной собственности, вся она находится в общем владении. Однако само именование Кампанеллы социалистом можно считать некоторым анахронизмом, потому что в те времена еще не было зрелой социалистической традиции. И сам Кампанелла, когда писал об общей собственности, говорил, что жители его города живут по-философски, исповедуют философский образ жизни. Это была отсылка к Государству Платона, потому что у того первые два сословия это стражи и философы-правители, которые имеют все общее. Это важно, ведь таким образом Кампанелла встраивается в особую интеллектуальную традицию, не столько социалистическую, сколько идущую от Античности. Для него справедливость, конечно, важна, но еще есть в этой общей собственности некоторый другой компонент.Когда Платон пишет о том, что общая собственность это некоторая правильная черта устройства высших сословий в его государстве, он имеет в виду, что таким образом те живут в достатке, при этом нет никаких излишков, они не богачи. И Платон указывал на то, что именно это состояние - не испытывать нужду, но и не иметь излишков это некоторое правильное состояние с точки зрения этики, поскольку оно освобождает человека от пороков, свойственных и богачам, и беднякам. Фактически они являются средними людьми, выражаясь уже языком Аристотеля, у которого продолжается развитие этой мысли. Пороки бедности это униженность, озлобленность, ресентимент. Пороки богатства это желание угнетать других и алчность. Таким образом, для Кампанеллы один из очень важных смыслов общей собственности состоит именно в этом. Среднее положение способствует культивации добродетелей здесь он вновь следует античной традиции, считая, что добродетель есть необходимая составляющая благой и прекрасной жизни.Кроме того, в Городе Солнца непривычно по сравнению с европейским контекстом той эпохи устроены трудовые отношения. С одной стороны, там уничтожена праздность, с другой нет, выражаясь уже более современным языком, пролетариев, которые угнетены однообразным трудом и обеспечивают благосостояние богачей. Вместо этого все трудовые обязанности распределены равным образом. Таким образом Город Солнца может производить достаточное количество материальных благ и поддерживать определенный уровень жизни, при этом каждый может трудиться всего лишь по 4 часа в сутки. У жителей остается время на культивацию добродетелей, а именно на развитие ума и тела. Здесь важно подчеркнуть, что излишки времени солярии вкладывают не в продуктивную экономическую деятельность для приобретения нового излишка, а именно в самосовершенствование и в приятное времяпрепровождение.Концепция благородства и связь с религиейТеперь хотелось бы поговорить о некоторых общих подходах к интерпретации Города Солнца, где существует две отдельных линии: первая касается новой концепции благородства, вторая связана с отношениями естественного закона и христианства.Что касается первого, нужно понимать, что Кампанелла не был абсолютным новатором. Он опирался на концепции философов-гуманистов, которые существовали до него. При этом, Кампанелла сыграл заметную роль в поддержании и продвижении этой традиции. Во-первых, это речь идет о критике концепции, согласно которой благородство опирается на знатность. Такая точка зрения главенствовала в феодальную эпоху. Вместо этого Кампанелла утверждает, что благородство опирается на добродетель. Примерно те же мотивы мы можем увидеть у Томаса Мора в его Утопии.При этом, несколько иная концепция благородства, которая не отрицала связь с добродетелью, может быть найдена у античных авторов. Аристотель утверждал, что разные виды деятельности имеют разное достоинство и отличаются между собой по следующему критерию: насколько данный вид деятельности позволяет культивировать добродетели ума и души. На основании этой иерархии Аристотель утверждал, что некоторые виды деятельности недостойны свободного человека, а другие достойны. Например, мыслитель не считал полноправными гражданами идеального полиса так называемых людей механического труда, которые лепят горшки или занимаются другой похожей деятельностью. Кампанелла критикует эту позицию и утверждает, что всякий труд достоин уважения. Важно, чтобы человек был умелым в том, чем он занимается; важно, чтобы он хорошо делал свою работу. В совокупности это позволяет Кампанелле, с одной стороны, взять из античной традиции некоторые очень важный смыслы, но преодолеть ограничения аристотелианской концепции. Кампанелла остается сторонником этики добродетели, но предлагает более демократическую концепцию. В Городе Солнца благодаря рационализации трудовых отношений уже есть досуг, все способны находить время на то, чтобы пестовать добродетели. Наконец, еще один подход к интерпретации связан с отношениями естественного закона и откровения. Дело в том, что в конце Города Солнца становится ясным, что солярии, по сути, живут как хорошие христиане. По крайней мере, это утверждается одним из персонажей. При этом, жители не имеют христианских таинств и не пытаются сознательно следовать христианским принципам жизни, они следуют естественному закону. Получается, что для Кампанеллы естественный закон с одной стороны и практические принципы христианской жизни не просто не противоречат друг другу, а оказываются очень тесно переплетены, фактически отождествляются автором. Это нетипичная точка зрения, ведь в христианской традиции, которая доминировала в ту эпоху, считалось, что благодать надстраивается над природой и открывает некий новый горизонт для жизни.С другой стороны, оказывается, что само исследование природы для Кампанеллы священно, ведь в этом процессе могут быть найдены следы божественного замысла. Это важно, потому что сам Кампанелла был участником научной революции: он очень ценил Галилея, был сторонником выдающегося итальянского ученого Бернардино Телезио. Он как и оба эти исследователя предполагал, что нужно отказаться от схоластического способа познания мира и вместо этого эмпирически исследовать природные явления. Кроме того, в те времена была особенно влиятельной макиавеллистская традиция, согласно которой религия это искусный инструмент, придуманный хитроумными политиками для того, чтобы легитимировать свою власть и манипулировать сознанием граждан. И когда Кампанелла утверждает, что религиозное откровение связано с самим естественным законом, укоренено в природе вещей, он отрицает макиавеллистский вывод и подрывает критику религии.Работа Кампанеллы это не только любопытный литературный памятник. Она содержит в себе множество идей, которые неочевидны для современного читателя и потому могут послужить интересной пищей для ума. Конечно же, сочинение Кампанеллы имело большое влияние на последующее развитие традиции, которая впоследствии была названа социалистической.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 24.02.2023 14:10:59
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru