Ученые показали, как выглядел мозг самого крупного хищного динозавра

Ученые показали, как выглядел мозг самого крупного хищного динозавра. Спинозавры вели преимущественно водный образ жизни, но их мозг был таким же, как у других хищников. Фото.

Недавно мой коллега Андрей Жуков рассказал о том, что жившие миллионы лет назад динозавры могли быть такими же умными, как современные обезьяны. Об этом стало известно после того, как ученые выяснили примерную плотность нейронов в головном мозге тираннозавра одного из самых известных хищников древних времен. Результаты исследования показали, что огромный зверь имел 3,3 миллиарда корковых нейронов, то есть плотность клеток мозга была выше, чем у обезьян павианов. Вывод был сделан на основе решения математического уравнения, поэтому к нему следует относиться с долей скептицизма. Но теперь ученые могут хотя бы предполагать, что динозавры были умными. Недавно ученые провели еще одну интересную работу и создали модель головного мозга спинозавра самого большого динозавра в истории, который питался мясом. Как им удалось создать копию мозга и что интересного они узнали о мышлении древнего существа?

Какими были спинозавры

Спинозавры это хищные динозавры, которые обитали на территории нынешней Северной Африки в меловом периоде (11293,5 млн лет назад). Впервые об этих созданиях стало известно в 1915 году, когда останки одной особи раскопал немецкий ученый Эрнст Штромер. Скелет древнего существа был привезен в Мюнхен, где он был неожиданно уничтожен в 1944 году во время бомбардировки хранившего его музея.

С тех пор ученые долго не могли найти другие останки спинозавра, но впоследствии поиски все равно дали плоды. По данным за октябрь 2021 года палеонтологи нашли 26 ископаемых образцов древнего хищника. Они были раскопаны в Марокко, Египте, Тунисе, Алжире, Бразилии, Кении и Нигере.

Какими были спинозавры. Полный скелет спинозавра. Фото.

Полный скелет спинозавра

Чем больше окаменелостей спинозавров находили ученые, тем сильнее менялось их мнение насчет внешнего вида древнего чудовища. На данный момент известно, что они вели преимущественно водный образ жизни. Спина хищников была оснащена неким подобием паруса предполагается, что он помогал им удерживаться в воде или был нужен для регуляции тепла в организме. Длина тела спинозавров достигала 16 метров, а масса некоторых особей могла составлять около 20 тонн. У ученых нет особых сомнений в том, что спинозавры были крупнейшими хищными динозаврами по сравнению с ними, тираннозавры были малютками (а может и нет).

Какими были спинозавры. Ученые считают, что спинозавры вели водный образ жизни. Фото.

Ученые считают, что спинозавры вели водный образ жизни

Судя по окаменелым останкам, спинозавры имели сильные передние конечности с острыми когтями. Вероятно, при помощи них они удерживали добычу. Зубы этих динозавров были многочисленными и острыми, но не подходили для откусывания кусков мяса. Поэтому палеонтологи считают, что спинозавры питались относительно небольшими животными и проглатывали их целиком. Возможно, основой рациона этих хищников служили рыбы.

Свежее научное открытие: Ученые рассказали, когда динозавры начали питаться млекопитающими

Особенности мозга хищных динозавров

Недавно ученые решили попробовать создать модель головного мозга спинозавра. Само собой разумеется, за всю историю исследований ни один палеонтолог не смог найти остатки мозга какого-либо древнего существа, потому что мягкие ткани очень быстро разлагаются. Однако современные технологии все же позволяют представить себе, как он выглядел.

Чтобы воссоздать мозг спинозавра, ученые провели его череп через компьютерный томограф. Изучив полученные снимки, исследователи смогли получить представление об эндокасте рельефе внутренней части головы. Прикинув, в какой части головы располагались ответственные за разные задачи области мозга, ученые получили представление об особенностях мышления спинозавров.

Особенности мозга хищных динозавров. Головной мозг спинозавра. Фото.

Головной мозг спинозавра

По словам доктора Даррена Нейша, головной мозг живших в воде спинозавров мало чем отличался от мозга сухопутных тираннозавров и других хищников. Руководитель исследования Крис Баркер подчеркнул, что они не получили ни одного намека на то, что водный образ жизни каким-то образом повлиял на мозг хищных динозавров.

Ответственные за обоняние области мозга спинозавров были развиты плохо. Слух хищных динозавров с парусом на спине был настроен на улавливание звуков с низкой частотой. В общем, мозг спинозавров никоим образом не был адаптирован на жизнь в воде. Чего нельзя сказать о его форме головы они обладали длинными как у крокодилов челюстями, которые могли помогать им ловить больше рыбы.

Особенности мозга хищных динозавров. Спинозавры действительно были частично похожи на крокодилов. Фото.

Спинозавры действительно были частично похожи на крокодилов

Что касается размеров, мозг любого динозавра был маленьким. На изображении мозга спинозавра видно, что он был чуть больше 5 сантиметров. И это при том, что длина их тела составляла десятки метров! Мозг людей в длину и ширину в среднем составляет 16-17,5 и 13,5-14,5 сантиметров соответственно.

Если хотите оставаться в курсе новостей науки и технологий, подпишитесь на наш Дзен-канал. А обсудить новости можно в нашем Telegram-чате!

Стоит отметить, что в 2020 году ученые уже создавали подробную модель мозга динозавра Buriolestes schultzi. Эта копия тоже была сделана на основе рельефа на внутренней стороне черепной коробки. Оказалось, что мозг динозавра был крайне примитивным и состоял из шести частей. Каких именно? Читайте в этой статье.

Опубликовано: 15.02.2023 02:03:14