Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Утопия Томаса Мора

Томас Мор автор Утопии и родоначальник одноименного термина. На первый взгляд кажется, что в этой работе он показал свое понимание наилучшей системы общественного устройства. На поверку становится ясно, что все гораздо сложнее. О судьбе и идеях Томаса Мора рассказывает политолог Илья Локшин.Жизнь и гибельТомас Мор был выдающимся философом-гуманистом, также очень склонным к интенсивной духовной жизни, к христианской духовности. Когда он был еще молодым человеком, то несколько лет жил близ картезианского монастыря и участвовал в духовных упражнениях монахов. Но вместе с этим Томас Мор также занимался мирскими делами, был выдающимся юристом и уже под конец своей жизни стал лордом-канцлером Англии. Фактически Томас Мор был вторым человеком в государстве после короля Генриха VIII. Как раз в конфликте с ним решилась его судьба, потому что Томас Мор настаивал на некоторых принципах, которые были неприемлемы для короля. В итоге Томас Мор отдал свою жизнь за эти принципы, связанные с католической доктриной: его казнили.Так Томас Мор был одновременно выдающимся политиком, блистательным философом-гуманистом и стал католическим святым. Это весьма редкое сочетание, которое показывает, насколько неординарной фигурой он был. На многослойность его натуры указывает и то, что Мор под изящным одеждами вельможи и царедворца носил на протяжении почти всей своей жизни вретище для умерщвления плоти. КаламбурЧто касается самой Утопии, мы понимаем, что утопия это некоторая несбыточная мечта, идеал, который не имеет отношения к действительности. По инерции мы можем накладывать эти смыслы на произведение самого Мора: в конце концов, именно от названия его диалога пошло это слово, он его придумал. При этом словарное истолкование Утопии было весьма опрометчивым, поскольку перед нами многослойный текст, к которому нужно подходить с большой осторожностью. Само это слово наталкивает на некоторые трудности, ведь утопия переводится с греческого как место, которого нет. Здесь очевидна некоторая ирония.При этом можно пойти дальше и увидеть, что Мор очень много играет с именами и названиями в своем тексте: например, главный рассказчик в его диалоге называется Рафаэлем Гитлодеем. Рафаэль это имя, которое отсылает к иудео-христианской традиции: архангел Рафаил исцелитель, покровитель путников. Но фамилия Гитлодей имеет совершенно другой смысл торговец чепухой. То есть имя отсылает нас к очень возвышенным религиозным смыслам, а фамилия смешна и нелепа. При этом Гитлодей разговаривает об Утопии с человеком по имени Морус это сам Мор. На латыни Морус это не только фамилия Томаса Мора, но еще и слово, которое означает глупый. Получается, что знаток чепухи (или торговец чепухой) разговаривает с глупцом о месте, которого нет.Так текст Утопии как бы говорит о том, что к нему не стоит относиться серьезно. И это должно стимулировать читателя на понимание, какие еще смыслы скрываются за всем этим. В первой книге речь идет о современной Мору Европе и Англии. Там Рафаэль Гитлодей обрушивает всю силу своей риторики на английское и в целом европейское общество, указывая, что те погрязли в пороках, в них царит несправедливость, они очень далеки от морального совершенства. И здесь мы действительно встречаем очень серьезные обличающие смыслы. Уже на этом уровне возникает проблема, как соотносить между собой две книги: в первой обличение европейских обществ, во-второй изображение Утопии, которая заслуживает похвалы и подражания.Еще одна деталь состоит в том, что Утопия Мора написана в рамках литературной традиции, имеющей название serio ludere, что означает играть серьезно. Это литературная традиция, которая основывается на том, что нужно совмещать удовольствие с поучением, то есть не только поучать, но и делать это остроумно и забавно. В этом смысле Утопия совмещает в себе удовольствие с поучением и, подобно образу самого Мора, таит в себе античное изящество с одной стороны и христианскую серьезность с другой.ИнтерпретацииПоговорим про сложности, которые связаны с интерпретацией Утопии. Во-первых, текст пронизан иронией и как бы отрицает свои собственные смыслы. Во-вторых, как было замечено, сложны в сопоставлении первая и вторая книги: они очень разные по характеру, между ними не совсем прослеживается связь. Но есть еще одна сложность: мы привыкли думать об Утопии как некотором идеале, но сам Мор не мог считать Утопию таковой. Мор был глубоко верующим католиком, а утопийцы практикуют эвтаназию и кремацию. Есть и другие настораживающие примеры: утопийцы посылают в первые ряды в бою наемников заполетов, к которым они очень плохо относятся.Выходит, что Утопия, конечно, во многих отношениях выигрывает у европейских обществ, потому что устроена более справедливо, у ее жителей меньше пороков (в частности, здесь искоренен порок гордости, который особенно важен в христианском миросозерцании). С другой стороны, некоторые правила жизни утопийцев идут вразрез с тем, что одобрил бы Мор. Но зачем рисовать образ общества, который является близким к идеалу, но все-таки не доходящим до него? Это сложный вопрос, который до сих пор вызывает у исследователей некоторый дискомфорт в интерпретациях.Самая распространенная интерпретация такая: утопийцы в своем мировоззрении придерживаются примерно тех же принципов, что и античные мыслители, то есть живут как бы по-философски. Внутри христианского восприятия античных философов важно то, что последние полагаются только на естественный разум, который движется собственной силой. Античные философы ничего не знают о христианском откровении по понятным причинам. Получается, что философы и утопийцы могли открыть лишь часть истины, ведь им не хватало откровения. Возможно, именно поэтому утопийцы не понимают бесконечную ценность человеческой жизни: они не знают, что человек создан по образу и подобию Бога. Отсюда становятся возможными эвтаназия, кремация и так далее.Так мы получаем некоторую новую перспективу на весь текст: утопийцы смогли создать общество более совершенное и справедливое, чем европейцы, полагаясь только на естественный разум. Тем временем Европе известны не только достижения естественного разума, но также и откровение. С этой точки зрения получается, что Утопия Мора не столько текст, который восхваляет якобы идеальное общество утопийцев, сколько текст, который с необычайной силой обличает европейские общества. Имея в своем распоряжении все средства для достижения подлинной справедливости и благоденствия, те все-таки оказываются бесконечно далеки и от того и от другого.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 14.02.2023 14:03:13
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru