Эволюция помогла неандертальцам не чувствовать запах своего тела

Эволюция помогла неандертальцам не чувствовать запах своего тела. Мутация ДНК помогла неандертальцам не чувствовать неприятный запах своего тела. Фото.

Мутация ДНК помогла неандертальцам не чувствовать неприятный запах своего тела

Обоняние сложный механизм восприятия запахов, который развился у наших предков в ходе эволюции, и играл важную роль в их жизнедеятельности. Способность ощущать запахи помогала им в ориентации, поиске и выборе места обитания, коммуникации, а также поиске пищи. Даже сейчас обоняние имеет для нас большое значение оно защищает нас от инфекций, позволяет отличать свежие продукты от несвежих, и даже предупреждает об опасности, к примеру, когда мы слышим запах дыма или бытового газа. Самое интересное, что обоняние подстраивается под потребности и среду обитания организма. Благодаря этому, узнав об обонянии того или иного существа, можно сделать много выводов относительно его образа жизни. Таким образом ученым удалось выяснить новые интересные факты о вымерших людях денисовцах и неандертальцах.

Люди по разному чувствуют запахи

В ходе эволюции люди научились ощущать широкий спектр запахов. По мнению ученых, это помогало нашим предкам, когда они расселялись по земному шару. Благодаря обонянию они определяли какие незнакомые им продукты можно съесть, а также чувствовали по запаху хищников.

Несмотря на то, что обоняние у всех людей устроено одинаково, одни и те же запахи мы можем ощущать по разному. Одним людям какой-либо запах может показаться приятным, другим незаметным, а третьи скажут, что он чересчур сильный. Связано это с генетическими особенностями, которые влияют на работу рецепторов. Подробно о том, как работают рецепторы обоняния, мы рассказывали в статье о восприятии сильных запахов.

Люди по разному чувствуют запахи. Одни и те же запахи люди ощущают по разному из-за генетических особенностей. Фото.

Одни и те же запахи люди ощущают по разному из-за генетических особенностей

Но как вообще развивалось наше обоняние? Существует мнение, что у современных людей оно ослабло в ходе эволюции, так как уже не имеет для нас такое важное значение, как это было раньше. В доказательство этой версии, обоняние людей часто сравнивают с обонянием животных, таких как собаки. Однако такие сравнения не совсем верны. Гораздо правильнее было бы сравнивать наше обоняние с обонянием наших предков или, по крайней мере, вымерших древних родственников.

Именно так и решили поступить исследователи из Университета Аляски в Фэрбенксе, а также Университета Париж-Сакле. Для этого они реконструировали рецепторы обоняния неандертальцев и одного денисовца из из сохранившихся их геномов. Проще говоря, ученые решили воссоздать «носы» ископаемых людей, чтобы сравнить их с возможностями нашего обоняния.

Как чувствовали запахи неандертальцы и денисовцы

На основе анализа ДНК ученым удалось обнаружить одиннадцать уникальных обонятельных рецепторов у древних людей, которых нет у нас. Затем исследователи отредактировали ДНК наших рецепторов, чтобы они мутировали и стали соответствовать рецепторам неандертальцев и денисовцев. То есть создали таким образом рецепторы древних людей.

Как чувствовали запахи неандертальцы и денисовцы. Денисовцы и неандертальцы имели 11 уникальных рецепторов, которых нет у современных людей. Фото.

Затем, когда рецепторы были готовы, их подвергли воздействию сотен различных запахов. Таким образом исследователи смогли определить как они реагируют на различные летучие молекулы, а также насколько быстрой и интенсивной является их реакция.

Как сообщают исследователи в журнале iScience, обладателями лучших носов были денисовцы. Их обоняние не улавливало более широкий спектр запахов, по сравнению с нашим, но зато было более чувствительным. Особенно это касалось сладких ароматов, к примеру, они отлично чувствовали запах меда. У неандертальцев же обоняние было даже менее чувствительным чем у современных людей. Поэтому называть нас аутсайдерами в плане способности улавливать запахи совсем неправильно.

Как особенности обоняния помогали выживать вымершим людям

Особенно интересным оказалось обоняние у неандертальцев. У них возникла мутация, которая делала их нечувствительными к некоторым неприятным запахам. В частности, они не чувствовали запаха андростадиенона, химического вещества, связанного с запахами мочи и пота. Исследователи предполагают, что это помогало ископаемым людям комфортно жить в пещерах в непосредственной близости с другими неандертальцами.

Как особенности обоняния помогали выживать вымершим людям. Нечувствительность к собственному запаху помогала неандертальцам комфортно жить в пещерах большими группами. Фото.

Отсюда можно предположить, что неандертальца имели весьма неприятный запах и жили большими группами. К слову, совсем недавно мы рассказывали о другом свидетельстве того, что неандертальцы жили большими группами.

Что касается денисовцев, то они, судя по всему, были более чистоплотными, поэтому хорошо ощущали все запахи. И, скорее всего, они любили сладкие, высококалорийные продукты. Возможно острый нюх помогал им находить деревья с дуплом, наполненным сладким лакомством.

Еще больше интересных материалов вы найдете на нашем ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛЕ. Подписывайтесь скорее, чтобы не пропустить самое интересное!

Правда, делать выводы обо всей популяции на основе ДНК нескольких особей не совсем верно. Как мы сказали выше, обоняние может сильно различаться у представителей одного и того же вида. Однако теперь мы хотя бы можем иметь представление о том, как чувствовали запахи наши вымершие родственники.

Опубликовано: 08.02.2023 18:02:07