Психология дорожного движения интересное, относительно новое и
тесно связанное с реальностью направление. Оно показывает, в
частности, как научные данные могут находить быстрое и жизненно
важное применение. Исследования из этой области становятся толчком
к изменению транспортных политик по всему миру, к выстраиванию
умных дорожных инфраструктур учебных программ. Как это работает и
что ученые знают о водителях? Об этом ПостНаука поговорила с
кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии
управления факультета социальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ Татьяной
Кочетовой.Что такое психология дорожного движения и как ученые
получают какие-либо данные в этом направлении?Это самостоятельное
направление прикладных исследований, связанное с изучением
психических состояний и процессов в условиях трафика. Участники
трафика это и водители, и пассажиры транспорта, и пешеходы. При
этом трафик может быть связан не только с движением людей из точки
А в точку В, но и, к примеру, с отправлением грузов в какой-либо
пункт назначения. То есть это направление изучает человеческий
фактор в условиях какого-либо перемещения.Исследования в психологии
дорожного движения можно поделить на три группы. Первая группа
оторвана непосредственно от трафика, она проводится с помощью
стандартных диагностических инструментов, например опросников.
Вторая группа самая обширная это исследования экспериментального
характера, которые проводятся с помощью симуляторов дорожного
трафика. Такой метод позволяет моделировать любые ситуации без
рисков для испытуемых и при этом получать довольно надежные данные.
Сегодня, в частности, такие исследования активно развиваются за
счет VR- и AR-технологий. Наконец, третья группа это полевые
исследования в реальных условиях.Могут ли ученые однозначно
ответить на вопрос, какие водители самые аккуратные?В исследованиях
мы действительно можем находить корреляции между стилем вождения и
особенностями личности. Например, склонные к экстраверсии водители
могут больше отвлекаться на внешние факторы и стимулы внешней среды
и в этом отношении представляют большую опасность. В свою очередь,
люди, которым требуется большее количество психических ресурсов,
для того чтобы справиться с тревогой, будут вести себя осторожнее в
условиях трафика. Вместе с тем есть и обратная сторона: та же
характеристика интроверсии за счет высокого уровня тревожности
приводит к чрезмерной осторожности. Для таких водителей характерен
крадущийся тип вождения, что будет влиять на общее тревожное
поведение всех участников трафика.Между тем в 19701980-х годах у
исследователей возникал вопрос о том, кто может или не может
управлять транспортным средством, и проводились исследования,
которые были связаны с психофизиологическими особенностями людей.
Дальше, на рубеже 19902000-х годов, возникла дискуссия: что делать,
если эти особенности оказались действительно плохо совместимы с
вождением? Стоит ли внедрять какие-либо рестрикции в реальную
жизнь? В результате был создан документ, декларирующий права на
мобильность для граждан. В зарубежной практике возникло логичное
представление о том, что одни запреты не решат проблему аварийности
на дорогах и именно поэтому нужны специальные программы для
водителей с особенностями например, с нарушениями аутистического
спектра или водителей пожилого возраста.Можно ли изменить
собственный поведенческий шаблон вождения?С одной стороны, то, что
базируется на свойствах нашей нервной системы, очень устойчиво и
практически не поддается изменениям. При этом, помимо нервной
деятельности, есть и наши навыки, знания и компетенции, а здесь
может быть развито осознанное отношение к опасности и рискам.
Существует большое количество тренингов, которое направлено именно
на развитие такого осознания. И при должных усилиях даже водители с
длительным стажем и устоявшимися паттернами могут менять стиль
вождения. Такие тренинги особенно важны для профессиональных
водителей.Влияют ли те или иные типы автомобилей на ситуацию,
которая складывается на дороге?Вождение это многофакторный процесс.
Современные автомобили с автоматической коробкой передач и
различными встроенными системами упрощают процесс вождения. С
другой стороны, в таком транспорте теряется ощущение скорости, то
есть водитель оказывается в иллюзорной капсуле безопасности, и
такой психологический эффект мешает безопасному вождению. Более
старые модели автомобилей могли быть сложнее в управлении, но
давали большую связь с дорогой в этом отношении скорость водителем
чувствовалась лучше.Как все эти знания помогают решать реальные
задачи?Результаты всех этих исследований широко используются,
особенно в первых экономиках мира, где направление более развито. В
частности, с учетом исследовательских данных организуется дорожное
движение, тем или иным образом проектируются элементы
инфраструктуры. Эти исследования используются и в программах
обучения водителей и пешеходов.