Между мозгом кальмара и человека обнаружено сходство

Между мозгом кальмара и человека обнаружено сходство. Ученые выяснили возможную причину высокого интеллекта головоногих моллюсков. Фото.

Ученые выяснили возможную причину высокого интеллекта головоногих моллюсков

Кальмары хотя и уступают интеллектом своим собратьям осьминогам, все же обладают сравнительно высокими когнитивными способностями, как, собственно, и все остальные головоногие моллюски. Но с чем связан их высокий интеллект? Недавно мы рассказывали об исследовании, в котором ученые обнаружили что в геноме осьминогов, как и у людей, большое количество прыгающих генов. В основном они находятся в спящем состоянии, однако гены LINE, которые важны для обучения и формирования памяти, активны. В новом исследовании ученые обнаружили еще одно сходство между мозгом людей и головоногих моллюсков. Оказывается он развивался по одному и тому же эволюционному плану, несмотря на то, что разница во времени составляла 500 миллионов лет.

Головоногие моллюски умнее многих других морских животных

Головоногие моллюски это класс морских животных, к которым относятся кальмары, каракатицы и осьминоги. Интересная особенность этих моллюсков заключается в том, что их мозг заключен в хрящевую коробку, по сути, череп. Их когнитивные способности давно вызывают восхищение у биологов.

В отличие от других беспозвоночных, головоногие моллюски обладают отличной памятью. Более того, они даже способны использовать инструменты для решения своих задач. Многочисленные исследования показали, что эти существа могут испытывать любопытство и скуку. А еще они способны видеть сновидения, подобно животным, о чем говорит рябь на их теле когда они спят. Правда, способность видеть сны, возможно, характерна и для других существ, таких как пауки.

Головоногие моллюски умнее многих других морских животных. Осьминоги самые умные головоногие моллюски. Фото.

Осьминоги самые умные головоногие моллюски

Вообще способности этих существ можно перечислять долго. Однако ученых интересует в чем секрет их умственных способностей и почему так получилось, что их интеллект выше чем у большинства других морских животных?

Мозг кальмаров развивался так же, как и мозг людей

Чтобы выяснить как развивается мозг эмбрионов кальмара, исследователи воспользовались флуоресцентными красителями, которые позволили обозначить определенный тип стволовых клеток, которые называются нервными клетками-предшественниками.

После того, как эти клетки были маркированы, ученые стали внимательно следить за их развитием при помощи микроскопа с высоким разрешением. Особое внимание они уделили сетчатке, где находится примерно две трети нервной ткани кальмара. Как выяснилось, процессе развития стволовые клетки образовывали псевдомногослойный эпителий, который представляет собой длинную, плотную структуру. Эта структура является ключевым шагом в формировании больших сложных тканей.

Мозг кальмаров развивался так же, как и мозг людей. Ученые выяснили как формируется мозг у эмбрионов кальмаров. Фото.

Ученые выяснили как формируется мозг у эмбрионов кальмаров

При этом ученые обнаружили, что размер, организация и движение ядра структуры были удивительно похожи на те же нервные эпителии у позвоночных. Проще говоря, мозг эмбриона кальмара развивается точно так же, как и мозг эмбрионов позвоночных животных, в том числе людей. Об этом ученые сообщают в журнале журнале Current Biology. Поясним, что раньше эта особенность считалась уникальной для позвоночных. Считается, что именно благодаря ей позвоночные обладают сложным мозгом и глазами.

Напомним, что развитие эмбриона во многом отражает эволюционное развитие вида. В статье, посвященной развитию мозга современного человека и неандертальца, мы рассказывали, что у эмбриона человека в какой-то момент развития даже появляются жаберные щели. То есть нынешнее исследование говорит о том, что мозг головоногих и позвоночных животных эволюционировал одинаково.

Надо сказать, что это не первый случай, когда ученые обнаруживают у головоногих общие с нами неврологические схемы. К примеру, у осьминогов и кальмаров, как и у людей, имеется большое разнообразие микроРНК, то есть маленьких молекул, контролирующих экспрессию генов, которые исследователи обнаружили внутри нервной ткани.

Мозг кальмаров развивался так же, как и мозг людей. У головоногих моллюсков, как и у людей в клетках нервных тканей содержится много микроРНК, контролирующих экспрессию генов. Фото.

Теперь ученые собираются исследовать развитие остальных клеток по мере роста тканей у эмбрионов, чтобы сравнить этот процесс с эмбрионами позвоночных. Вполне возможно, что остальной план роста тоже схожий.

Не забудьте подписаться на ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ, где мы подготовили для вас поистине захватывающие и увлекательные материалы.

Напоследок напомним, что в последнее время ученые обнаруживают много новых интересных фактов о кальмарах, которые касаются не только их развития. Не так давно мы рассказывали о том, что самцы этих существ, вопреки предыдущим представлениям, оказались хорошими отцами.

Опубликовано: 20.01.2023 00:20:31