Ученые обнаружили шестое массовое вымирание в древнем прошлом Земли

Ученые обнаружили шестое массовое вымирание в древнем прошлом Земли. Окаменелость существа, вымершего 550 миллионов лет назад. Фото.

Окаменелость существа, вымершего 550 миллионов лет назад

На нашей планете периодически возникают вымирания, то есть большое количество видов животных и растений вымирают в течение короткого по геологическим масштабам времени. Возникали они по разным причинам. К примеру, последнее вымирание произошло из-за падения метеорита Чиксулуб 65 миллионов лет назад и привело к вымиранию 70-75% всех земных видов, среди которых были все нептичьи динозавры. Долгое время считалось, что в истории нашей планеты было только пять массовых вымираний, а в настоящее время, судя по всему, началось шестое вымирание. Однако недавнее исследование показало, что на самом деле их было больше, как минимум, на одно. Шестое вымирание, неизвестное ранее науке, произошло 550 миллионов лет назад, то есть в самый расцвет жизни в океане. Но почему оно возникло и к каким последствиям привело?

Было ли шестое вымирание

Самое древнее вымирание, известное науке, произошло 440 миллионов лет назад. Оно называется ордовикско-силурийским. Затем последовало девонское вымирания 365 миллионов лет назад. В результате этих двух вымираний исчезли многие морские организмы. После него было Великое вымирание, или пермско-триасовое, произошедшее 250 миллионов лет назад. Далее последовало триасово-юрское вымирание 201 миллион лет назад, о котором мы рассказывали ранее.

Самое последнее вымирание произошло, как мы сказали выше, 65 миллионов лет назад, и коснулось динозавров. Нужно ли к этому списку вымираний добавлять еще одно? Данный вопрос оставался открытым долгое время. Дело в том, что ученые давно фиксировали резкое сокращение биоразнообразия 550 миллионов лет назад. Однако доказательств массовому вымиранию не было.

Было ли шестое вымирание. В истории Земли было пять массовых вымираний. Фото.

В истории Земли было пять массовых вымираний

Сокращение биоразнообразия можно объяснить разными процессами, к примеру, древняя фауна могла погибнуть по той причине, что она начала конкурировать в одной среде обитания с морскими панцирными членистоногими. А может быть эдиакарская фауна вообще не вымерла, просто в тот момент не было условий для возникновения окаменелостей. Как мы рассказывали ранее, окаменение сложный процесс, который возникает довольно редко и требует определенных условий.

Почему произошло массовое вымирание

Если подытожить все вышесказанное, ученым известно, что 550 миллионов лет назад с фауной что-то произошло, но что именно неизвестно. Чтобы выяснить это, ученые составили базу данных эдиакарских окаменелостей, описанных ранее в научной литературе. Причем все окаменелости они классифицировали по нескольким признакам география обитания, особенности питания, и размер тела.

Почему произошло массовое вымирание. Вымершие эдиакарские животные сильно отличаются от современных. Фото.

Вымершие эдиакарские животные сильно отличаются от современных

В итоге команда внесла в каталог 70 видов животных, существовавших до предполагаемого вымирания. Из них спустя 10 миллионов лет вымерло 56 видов. Однако ученые не заметили изменения условий, влиявших на образование окаменелостей. Кроме того, они не обнаружили различий в способах питания между исчезнувшими существами и теми, которые продолжали жить 10 миллионов лет спустя. Это значит, что эдиакарские животные вымерли не из-за конкуренции с существами, появившимися позже.

Тогда ученые внимательнее исследовали выживших существ, и обнаружили у них одну общую черту, о которой они сообщили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Строение тела всех выживших видов указывало на то, что они могли жить в условиях недостатка кислорода. В сочетании с геохимическими данными об уменьшении содержания кислорода, это говорит о том, что эдиакарский период окончился массовым вымиранием, вызванным сниженем уровня кислорода воде.

Почему произошло массовое вымирание. Шестое (первое) вымирание было вызвано снижением уровня кислорода в океане. Фото.

Шестое (первое) вымирание было вызвано снижением уровня кислорода в океане

Шестое вымирание почему о нем важно знать

Чем было вызвано снижение уровня кислорода? Ученые не могут дать ответ на этот вопрос. Причин может быть много извержение вулканов, движения тектонических плит, падение астероидов на Землю, и т.д. Единственное, с уверенностью можно говорить, что массовое вымирание повлияло на последующую эволюцию, как и все другие вымирания.

Не забудьте подписаться на наш Пульс Mail.ru, где вы найдете больше увлекательных и интересных материалов.

По мнению исследователей, данная работа помогает понять экологические и геологические последствия недостатка кислорода в воде. Дело в том, что деятельность человека приводит к увеличению водорослей, понижающих уровень кислорода. Уже сейчас есть отдельные участки, где кислорода недостаточно для поддержания жизни. Со временем это может создать серьезные проблемы для современных животных.

Опубликовано: 18.11.2022 20:11:31