Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Придворная жизнь при Петре I

Петр реформировал не только российскую армию, административную систему и церковь, но и собственный двор при нем приказ Большого дворца заменяют созданные по европейским образцам Главная дворцовая канцелярия и Кабинет его императорского величества. Придворные чины вносят в Табель о рангах наравне с военными и гражданскими должностями. Но не все церемонии, которые проводились при дворе Петра, были исключительно европейскими и рациональными. Вместе со своими ближайшим окружением он устраивал Всешутейшие соборы специфические игрища, которым до сих пор пытаются найти объяснение историки. О том, как изменилась придворная жизнь при Петре I, рассказывает кандидат исторических наук Сергей Польской.Этот материал часть гида Эпоха Петра, приуроченного к 350-летию со дня рождения Петра I.Необходимо сначала определиться с терминологией. Если мы обратимся к историографии, то станет понятно, что под двором понимаются два разные явления, которые тем не менее часто путают. Во-первых, двор это административно-хозяйственный институт, который должен обеспечить жизнь царя и его семьи. Царю, как и всем людям, нужно есть, одеваться, выезжать из дома и так далее. В Московском государстве до Петра таким институтом, который занимался царской повседневностью, был Приказ Большого дворца.С другой стороны, двор это придворное общество. Это тоже институт, но институт не государственный или хозяйственный, а социальный люди, объединенные вокруг монарха, его окружение, которое постоянно сопровождает жизнь царской семьи и выполняет важные поручения, это те, на кого непосредственно опирается царь в своей политике. В Московском государстве до Петра существовал термин, который хорошо описывал этот социум, приближенных царя называли Государев двор.Придворные управляющие государствомГосударев двор это формально все государевы служилые люди, которые несли свою службу при царском дворе. Они могли нести военную службу, их могли отправить управлять приказом, назначить судьями или воеводами. Для современного человека это, собственно, и есть люди, которые несут государственную службу. Но для жителя Московского государства XVIXVII веков это были именно придворные царя. Все они носили придворные чины: бояре, окольничие, стольники, спальники, стряпчии, жильцы и так далее. Для нас сейчас странно, что стольник, который служил в царских покоях, мог быть назначен управлять городом или вести в поход войско. Но для средневекового человека это было естественно: придворные монарха это его верные слуги, поэтому он назначает их на ответственные должности в государстве.В Московском государстве допетровской эпохи назначения на все важные должности осуществлялись по принципу местничества. В чем его суть? Места в служебной иерархии определялись древностью службы рода московским правителям. Кандидат, чьи предки поступили на службу Ивану III, при назначении имел преимущество перед тем, чей род начал служить Ивану IV. К примеру, в начале XVII века возник спор, кого поставить во главе войска князя Трубецкого или князя Пожарского. Пожарский был более даровитым полководцем, но назначили Трубецкого, потому что его предки дольше служили московским государям.К концу XVII века московская элита начала понимать, что местничество устарело, оно плохо работает. К этому приходят не из соображений государственной пользы дело в том, что все, кто служили московским государям, оказались примерно в одинаковом положении. Местнические споры стали неуместными. В результате местничество отменяют еще до Петра это сделал его старший брат царь Федор Алексеевич в 1682 году, накануне своей смерти.Кабинет его императорского величестваПриказ Большого дворца, управлявший не только двором, но и многочисленными царскими имениями, просуществовал как хозяйственный орган до 1720-х годов, когда его заменила Главная дворцовая канцелярия. Придворные чины, занимавшие должности стольников, спальников, царедворцев, постепенно вымирают, царь перестает их жаловать к 1710-м годам, а старый Государев двор теряет свое былое значение.Петр создает в 1704 году новый орган Кабинет его царского величества1, который руководит личными делами царя и ведает его распоряжениями.В отличие от московских государей, у Петра не было роскошного двора, расходы на его содержание были сравнительно небольшими. Петру были нужны только слуги, которые помогали обеспечивать его повседневные потребности. У него, как у любого военного того времени, были денщики они прислуживали, отвозили письма, помогали царю одеться и раздеться, приносили нужные вещи и так далее. В Кабинете его императорского величества (его возглавлял Алексей Васильевич Макаров) служил всего десяток человек в отличие от Приказа большого дворца, где были задействованы сотни придворных служителей. Таким образом, Петр отказывается от роскошного двора, который ранее обслуживал церемониальную жизнь московского монарха.Двор по европейскому образцуС другой стороны, меняется и сам порядок службы. Петр, как говорилось выше, постепенно ликвидирует старый Государев двор вместо него создается новая, заимствованная из Европы система. В России появляются новые военные чины (генерал, полковник, бригадир, штаб-офицеры и обер-офицеры), система статских чинов (сенаторы, президенты, секретари, асессоры и так далее). После долгой подготовительной работы, в 1722 году, Петр сводит их все в единый документ Табель о рангах. В Табели было три столбца: военные, гражданские (статские) и придворные чины. Кажется, что в Табели были указаны новые придворные чины таких названий не было при московском дворе. Но по сути московский кравчий стал теперь обер-шенком, дворецкий обер-маршалом, постельничий обер-камергером, ловчий обер-егермейстером и т.д. И эти обер-гофмейстеры, камергеры, камер-юнкеры существовали вплоть до революции 1917 года.Но у самого Петра этих придворных фактически не было. Они появляются у его второй жены Екатерины I, вокруг которой формируется двор по немецкому образцу с камергерами, камер-юнкерами, статс-дамами, фрейлинами.Такой двор демонстрирует, во-первых, дистанцию между правящей особой и остальными подданными. А во-вторых, выполняет конкретные функции: камергер и камер-юнкер присутствует (дежурят) в царских палатах (отсюда немецкое слово Kammer (палата) в названии этих должностей) во время повседневных церемоний. Камер-фрау дама, которая помогает царице раздеться и одеться, фрейлина сопровождает государыню во время выходов и приемов, и т.д. Но штаты двора не были утверждены и детально описаны до времени Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, при которых выходят документы, регламентирующие жизнь двора, и вводятся точные инструкции для каждой придворной должности.Политическое богословиеДругой важный вопрос что находится в центре придворной культуры петровской эпохи. Конечно, придворных объединяет идея служения монарху. Для людей позднего Средневековья и раннего Нового времени монарх это само олицетворение государства3. Поэтому все указы и до Петра, и уже в петровское время издаются от имени государя, даже если исходят не от него самого. В этом смысле монарх центр своего двора.Но важно и то, на какие идеи ориентируется монарх, вокруг каких политических смыслов он выстраивает свое правление4. Историки в последнее время все чаще используют термин политическое богословие это представления, организующие политическую мысль монархического режима, которые во многом построены на религиозных принципах.В случае с Петром исследователи обнаруживают, что у него ярко представлена концепция собственной богоизбранности. По-гречески харизма это божественный дар, предполагающий личную избранность. Петр обосновывает свои действия тем, что его ведет рука Провидения, сам Бог проводит его через опасности, чтобы он смог достичь великой цели, для которой предназначен. Богоизбранничество основа легитимности правления Петра. Он утверждал, что сам Бог спасал его, начиная от бунта стрельцов в 1682 году и заканчивая многочисленными сражениями Северной войны, из которых Петр выходил невредимым (при Полтаве шведские пули попали в шляпу и седло царя, но Петр не был ранен). Он считал, что Бог проводит его через все опасности, чтобы он смог достичь великой цели, для которой он предназначен.
Концепция харизмы ведет к тому, что в окружении Петра были люди (вспомним, например, Александра Меншикова или Павла Ягужинского), которые не обладали ни происхождением, ни чинами, необходимыми в иерархии московского Государева двора это люди, лично преданные Петру и его харизме. И как Христос избирает апостолов, призывая сборщика налогов (мытаря), учителя, рыбака людей, которые не обладают ни знатностью, ни привилегиями, так и Петр сам выбирает свое окружение, которое должно помочь ему реализовать цели, на которые его направляет Провидение. Богоизбранность Петра фактически освящает и окружающих его людей, озаряет их исходящим от него божественным светом.Всешутейший соборВокруг Петра возникает организация, существование которой сложно объяснить, если не понимать концепцию политического богословия. В 169192 годах Петр создает так называемый Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор. В него вошло ближайшее окружение Петра, люди, которые или уже занимали высочайшие должности в государстве, или вскоре их займут. Например, князь Федор Ромодановский, глава Преображенского приказа, иначе говоря наводящего ужас тайного сыска. Другие члены собора главы приказов (руководитель Посольского приказа и канцлер Гаврила Головкин), приближенные царя и его родственники (например, боярин Матвей Нарышкин, который был первым патриархом собора).Во Всешутейшем соборе раздают особые должности и нецензурные прозвища, его участники находятся в определенной церковной иерархии, есть глава собора патриарх, он же князь-папа (после смерти Нарышкина эту должность занимает генерал-президент ближней канцелярии Никита Зотов), князь-кесарь (Ромодановский), ключари, диаконы, посошники, лампадники и так далее. Сам Петр занимал должность святейшего протодиакона.Что происходит на Всешутейшем соборе? Это были праздники Бахуса, шутовские игрища, которые устраивались, как правило, на святки, масленичную неделю, первую неделю Великого поста, а иногда и в дни государственных праздников. Вместе с Петром участники собора принимали участие в маскарадных шествиях, шутовских свадьбах и пиршествах. Как правило, они заканчивались службой Бахусу все напивались до жуткого состояния, веселились и танцевали (а это первоначально только мужчины, в составе Собора позже появляется княгиня-игуменья Дарья Ржевская, а с ней и жены членов собора). При этом они должны облачаться в костюмы это своеобразная игра, в ней присутствует карнавальный элемент. Весь этот маскарад происходит на глазах у иностранных посланников, других членов двора, а иногда и у жителей Москвы, поскольку шествия собора проходили и по городским улицам.Для чего все это нужно было Петру? В историографии существует множество точек зрения. Некоторые историки пытаются не замечать Всешутейшего собора и говорят, что это юношеские забавы Петра. Но странно, что эти юношеские игрища продолжались с 1691-го по 1725 год год смерти Петра. Другие ученые утверждают, что это священная пародия Петр высмеивает с помощью Всешутейшего и всепьянейшего собора русскую православную церковь. Как мне кажется, лучшее предположение сделал американский историк Эрнест Зицер. Он говорит, что это сообщество, скорее, напоминает некий орден преданных Петру рыцарей, которых он собирает вместе. Собутыльники царя оказываются преданными Петру людьми, которые объединены вокруг него не родственными связями или обязанностями, а личной верностью. Люди, которые участвуют в этом соборе, связаны вместе верой в личную харизму Петра. Петр специально культивирует эти странные праздники, проводит их каждый год, чтобы объединять и сплачивать своих сторонников. Поэтому можно сказать, что Всешутейший и всепьянейший собор это в какой-то степени и есть личный двор Петра, близкие к нему люди, которые помогают ему проводить его преобразования.Знаковыми для петровского двора были и торжественные пиршества, на которых Петр нарушал старый порядок местничества и служебной иерархии. Приглашенные уравнивались перед царем, и, например, должны были гулять на шутовской свадьбе царского карлы. Таким образом, Петр часто травестировал старые московские церемонии, придавая им новые смыслы.
Триумфы и придворные церемонииПри Петре меняются и собственно придворные церемонии. В чем разница между церемониями московского двора и церемониями, которые появляются в петровскую эпоху5? Во-первых, центральное место при московском дворе занимали религиозные ритуалы, церковные праздники. Хорошее сравнение приводит американский исследователь Ричард Уортман: он пишет, что жизнь московского двора напоминала жизнь мужского монастыря. Все праздники там праздники религиозные, в них принимают участие только мужчины. Петр впервые допускает ко двору женщин, они становятся важными участниками празднеств.Петр любил празднества и часто их устраивал. Но это, в основном, государственные светские праздники высокоторжественные дни. При нем появляется абсолютно новый вид торжества триумфальное шествие после военных побед. В Москве строят триумфальные арки6, через них Петр вместе с войсками вступает в город как римский триумфатор. Первый триумф прошел после взятия Азова в 1696 году. Но самый яркий московский триумф состоялся в декабре 1709 года, когда русская армия возвращается в столицу после Полтавской баталии.
Во время этих триумфов демонстрируется новая образность, новая символика: важно, что изображено на триумфальных воротах. Для разъяснения часто печатают описания этих изображений так, было специально напечатано панегирическое описание триумфа 1709 года Политиколепная Апофеозис. В нем учителя Московской славяно-греко-латинской академии подробно рассказывали про церемониал шествия, про каждое изображение на триумфальных воротах.
Подробно была описана и церемония коронации Екатерины I7 в 1724 году до этого московских цариц обычно не короновали8, Петр сделал это в надежде на то, что в случае его смерти она станет императрицей. В отличие от прежних московских коронаций Петр сам короновал Екатерину не церковный иерарх, а сам царь возложил корону ей на голову. Петр отказался от шапки Мономаха корона была сделана по европейскому образцу специально для этой церемонии.
Важной частью придворной культуры при Петре I становятся погребальные обряды, которые чрезвычайно усложняются: если московских государей (над которыми обычно совершали обряд пострижения в монахи перед смертью) скромно хоронили в день смерти, то Петр вводит новый траурный церемониал, растягивающийся на несколько недель. Петр заимствует из Европы новый ритуал погребения членов царской семьи и использует его впервые в 1723 году на похоронах царицы Прасковьи Федоровны. Петр сам разрабатывает церемониал своего погребение, центром которого стала не церковь, а его Зимний дворец, где была устроена Печальная зала.
ЛитератураАгеева О.Г. Императорский двор России, 1700-1796 годы. М.: Наука, 2008.Зицер Э. Царство Преображения: священная пародия и царская харизма при дворе Петра Великого. М.: НЛО, 2008.Бушкович П. Петр Великий. Борьба за власть (1671-1725). СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.Кинан П. Санкт-Петербург и русский двор, 17031761. М.: НЛО, 2020.Погосян Е.А. Петр I архитектор российской истории. СПб.: ИскусствоСПб, 2001.Уортман Р.С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. В 2-х тт. М.: ОГИ, 2004. Т. 1: от Петра Великого до смерти Николая I. Гл. 2. С. 68-112.Marker G. Imperial Saint: The Cult of St. Catherine and the Dawn of Female Rule in Russia. DeKalb: Northern Illinois univ. press, 2007.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 02.11.2022 12:12:52
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru