Зачем ученые создали новый смертельно опасный вариант коронавируса?

Ученые создали новый, более заразный вариант коронавируса

В современном мире мы быстро потребляем информацию и чем короче новость, тем лучше. Яркие изображения и короткие заголовки прекрасно распространяются в социальных сетях, но как часто мы проверяем изложенные в них факты? Недавно СМИ сообщили о создании американскими учеными нового варианта COVID-19, летальность которого (в испытаниях на лабораторных мышах, что важно) составляет 80%. Новость мгновенно привлекла внимание пользователей сети, но что на самом деле произошло? Согласно статье, опубликованной в британской Daily Mail, исследователи из Бостонского университета создали новый смертельный штамм COVID-19, однако сами ученые называют эти сообщения ложными и неточными, а опубликованная журналистами статья содержит фразы, вырванные из контекста. Сотрудники Национальной лаборатории новых инфекционных заболеваний (NEIDL) также утверждают, что работа ученых не имеет ничего общего с воздействием вируса на людей.

Смертельный вариант COVID-19

«Ученые из Бостонского университета играют с огнем, создав новый смертельный штамм COVID-19 в лаборатории», так начинается статья в таблоиде Daily Mail. В феврале 2017 года редакторы англоязычной Википедии признали издание ненадежным источником информации, который постоянно подвергается критике и получает большое количество жалоб.

Как сообщают авторы статьи, команда ученых разработала новый штамм коронавируса, объединив вариант Омикрон с оригинальным штаммом SARS-CoV-2, впервые обнаруженном в Ухане. В статье указана ссылка на исследование, опубликованное на сервисе препринтов BiorXiv, что является стандартной процедурой для научных работ, ожидающих экспертной оценки.

Это интересно: Коронавирус еще преподнесет сюрпризы впереди новые волны пандемии?

Без изучения опаснейших патогенов в лабораториях, победить многие смертельные болезни было бы невозможно

Лабораторный вариант, как говорится в исследовании, убил 80% зараженных мышей, а скорость его передачи в пять раз превосходит способности циркулирующих вариантов ковида. Вскоре после публикации в Daily Mail, представители лаборатории Бостонского университета сообщили об «исполнении всех нормативных обязательств и протоколов».

СМИ заявили о сенсации, тем самым исказив исследование и его цели, комментирует новость заведующий кафедрой микробиологии Бостонского университета Рональд Корли.

Реакция общественности, однако, спровоцировала дискуссии о необходимости строгого контроля за лабораторным манипулированием вирусами и опасности подобных исследований. Напомним, что споры о происхождении COVID-19 ведутся с начала пандемии, а в последнем отчете, опубликованном в журнале The Lancet, говорится о необходимости повторного изучения лабораторной версии.

Подробнее о том, почему гипотеза о лабораторном происхождении ковида мы рассказывали здесь, не пропустите!

Как COVID-19 изучают в лабораториях?

Теперь обратимся к фактам: ученые постоянно занимаются изучением самых разнообразных патогенов. Так что сенсационное исследование Бостонского университета на деле таковым не является. В ходе работы ученые извлекли шиповидный белок варианта Омикрон уникальную структуру, которая связывается с человеческими клетками и внедряется в них.

Биолабораторные исследования позволили в кратчайшие сроки изобрести вакцину против COVID-19

Шиповидный белок, как, вероятно, знает уважаемый читатель, является неотъемлемой частью вируса и регулярно приобретает большое количество мутаций. Именно эти изменения делают Омикрон таким заразным. Но вот на что действительно стоит обратить внимание в ходе работы ученые связали шиповидный белок штамма Омикрон с исходным вариантом из Уханя, после чего заразили им лабораторных мышей, 80% которых погибли.

Гибридный штамм производит в пять раз больше вирусных частиц, чем оригинальный Омикрон. Ученые признают, что гибридный вариант вряд ли будет столь же смертельным для людей, как для мышей. Дело в том, что мыши и люди не имеют идентичных иммунных реакций из-за существенных различий между видами.

Важно понимать, что подобные исследования не редкость. Как правило они направлены на изучение шиповидного белка разных вариантов коронавируса SARS-CoV-2. Авторы работы хотели выяснить какая часть вируса определяет, насколько серьезным будет заболевание и насколько заразными могут оказаться новые варианты.

Отметим, что испытания проводились на особо восприимчивых к ковиду мышах, что объясняет их высокую смертность. И, как показали результаты ранее проведенных исследований, самым опасным для мышей вариантом является исходный штамм, а вот зараженные Омикроном грызуны переносят болезнь легко.

Наиболее опасным вариантом ковида для лабораторных мышей является оригинальный штамм из китайского Уханя

Еще одной целью работы было желание понять как поведет себя искусственно созданный вариант в человеческом организме. Для этого команда изучила влияние различных штаммов на клетки легких человека, выращенных в лаборатории. Результаты показали, что вирус прикрепляется к человеческим клеткам с помощью шиповидного белка, после чего начинает активно распространяться в организме.

Это интересно: Тяжелое течение COVID-19 эквивалентно старению на 20 лет

Безопасность лабораторных экспериментов

Согласно официальному заявлению Бостонского университета, новая работа отражает и подкрепляет полученные в ходе ранее проведенных исследований выводы. Авторам «сенсационной» статьи удалось доказать, что патогенность Омикрона обусловлена не шиповидным белком, а другими вирусными белками.

«Определение этих белков приведет к лучшей диагностике и стратегиям лечения заболеваний», говорится в научной работе. Представители университета также отметили, что варианты, с которыми работала команда, были менее опасны, чем исходный штамм, а полученные результаты подтвердили ранее сделанные выводы.

В лабораториях можно проводить самые опасные виды исследований, включая высокоинфекционные вирусы, такие как Covid и Эбола.

Работа была одобрена Бостонской комиссией общественного здравоохранения и соответствовало всем требованиям безопасности, утверждают специалисты.

В лаборатории биобезопасности все эксперименты проводят четыре человека в боксе биобезопасности закрытом вентилируемом рабочем пространстве для работы с материалами, зараженными патогенами. Исследователи надевают скафандры, полностью закрывающие тело, с подачей воздуха и перед тем как покинуть лабораторию проходят все необходимые процедуры безопасности.

Не пропустите: Биологическое оружие история возникновения и применения

Лаборатория Бостонского университета является одной из 13 лабораторий четвертого уровня биобезопасности в США. Эти лаборатории уполномочены работать с наиболее опасными патогенами. Подобные объекты существуют по всему миру и необходимы для усовершенствования методов лечения и разработки эффективных вакцин, которые можно было бы использовать во время будущих вспышек самых разных болезней.

Игра с огнем

И все же некоторые ученые считают, что манипуляции с патогенами необходимо запретить, так как это игра с огнем. Химик Ричард Эбрайт из Университета Рутгерса полагает, что создание нового варианта коронавируса может стать причиной следующей пандемии в лабораторной утечки.

Напомним, что похожего мнения придерживается и главный королевский астроном Великобритании сэр Мартин Рис. Еще в 2014 году он с точностью предсказал начало пандемии, выиграв спор с американским лингвистом Стивеном Пинкером. По мнению астрофизика в будущем нас ожидают новые пандемии из-за роста численности населения планеты. Однако существует угроза возможного злого умысла, ведущего к искусственным пандемиям.

Лабораторные исследования подвигаются строжайшему контролю в целях безопасности населения

Узнать о том, как предсказать пандемию и к чему следует готовиться в будущем можно здесь, рекомендуем к прочтению!

С Рисом солидарен израильский профессор Шмуэль Шапира он убежден, что исследования такого рода необходимо запретить из-за потенциальной возможности побега патогенов из биолабораторий. В ответ на критику представители Бостонского университета заявляют о серьезном отношении к безопасности во время работы с патогенами, а новый гибридный вариант коронавируса не покинет лабораторию.

Наша цель здоровье населения. В ходе работы мы хотели выяснить какая часть вируса вызывает тяжелое течение болезни. Если мы сможем понять это, то разроботаем инструменты, необходимые для успешного лечения этой смертельно опасной инфекции, заявила команда Бостонского университета.

Мы также не должны забывать о корректности заголовков в СМИ, которые нередко способствуют дезинформации и распространению фейков. Отметим, что в нашумевшей статье британского таблоида приводится верная информация, подтвержденная ссылкой на пока не прошедшее рецензирование научное исследование.

Общее число смертей, прямо или косвенно связанных с пандемией COVID-19 в период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г., составило приблизительно 14,9 млн человек

В конечном итоге, по мнению ученых, новое исследование принесет пользу обществу и поможет подготовиться к эффективной борьбе с болезнью. А как вы считаете, должны ли ученые создавать гибридные варианты опасных патогенов? Ответ, как и всегда, будем ждать здесь а также в комментариях к этой статье.

Опубликовано: 20.10.2022 16:01:08