В сложные исторические моменты общество нередко разделяется на тех,
кто придерживается одной позиции, и на тех, кто совсем не согласен
с первыми. Что заставляет нас оказаться в той или иной группе?
Социальная психология исследует этот вопрос много лет и ученым
есть, что рассказать. Об этом ПостНаука побеседовала с доктором
психологических наук, доцентом департамента психологии НИУ ВШЭ
Ольгой Гулевич.Если обобщить результаты научных исследований во
всем мире, можно выявить три основные группы факторов, которые
способствуют поддержке страны в ситуации, когда она инициирует
военные действия на территории другого государства. Эти факторы не
личностные, они связаны с отношением человека к группе.Первая
группа факторов связана с отношением к власти, а конкретнее с
правым авторитаризмом, верой в то, что подчиняться власти
необходимо. Чем выше в стране авторитаризм, тем сильнее и
поддержка. В России играет роль и поддержка политических
институтов, так называемое институциональное доверие: к президенту,
правительству, государственной думе и так далее. В этом и
заключается уникальность нашей страны: работает не только общая
вера в подчинение власти, но еще и доверие конкретным
институтам.Вторая группа факторов ощущение угрозы, или так
называемая межгрупповая угроза. Она может восприниматься как
реальная то есть угроза жизни, здоровью, материальному
благополучию, так и символическая угроза ценностям, образу жизни,
престижу моей группы. Дальше возникает вопрос, насколько адекватно
ощущение угрозы. Для человека, который ее ощущает, это
адекватно.Третья группа социальная идентичность, ощущение
принадлежности к некой группе. Такое представление может быть
разным. Первая пара то, что в социальной психологии называют
национальной идентичностью и коллективным национальным
нарциссизмом. Национальная идентичность это ощущение связи с
другими гражданами страны и позитивные эмоции по отношению к этой
группе. В свою очередь, коллективный национальный нарциссизм вера в
то, что эта группа превосходит прочие, и я хочу, чтобы это
признавали.В зарубежных исследованиях первая и вторая идентичности
обычно проявляют себя по-разному. К примеру, в европейских странах
национальная идентичность предсказывает позитивное отношение к
мигрантам, при этом коллективный нарциссизм проявлял себя ровно
наоборот. Но российские исследования показывают иной результат: и
первая, и вторая идентичности оказываются сопряжены с поддержкой
специальной военной операции. По-видимому, это связано с тем, как
позиционировались ее цели. По опросам ВЦИОМа, граждане видят
основной задачей страны сохранить собственную безопасность и помочь
другим.Вторая пара это идентичности российская и общечеловеческая.
Если российская позитивно связана с отношением к спецоперации, то
общечеловеческая негативно: чем больше люди идентифицируют себя с
человечеством в целом, тем меньше они поддерживают
спецоперацию.Насколько эти факторы подвержены изменениямДоверие к
институтам может флуктуировать достаточно быстро. Исследователи,
которые занимаются политическим доверием, делают вывод, что по
крайней мере в демократических странах оно зависит от того,
насколько государство способно выполнять свои функции. Доверие
может снижаться, например, при ухудшении экономических показателей
и уровня жизни. Ощущение угрозы это субъективный фактор, который
обычно зависит от информационной повестки. Об этом свидетельствуют
опросы Левада-центра: мы видим, как в России некоторое время
возрастала и падала воспринимаемая враждебность со стороны США и
европейских стран в разные годы. Также меняется и ощущение
идентичности, поскольку ее необходимо поддерживать теми или иными
способами.Однако важно заметить, что современный человек по многим
вопросам не имеет собственного опыта, и он вынужден на что-то
полагаться. Важными источниками информации можно считать как
массовые коммуникации, интернет, так и окружение близких, коллег,
соседей. Кроме того, поступающую информацию человек и обрабатывает
хитрым образом включая избирательность, обобщения, стремление к
принятию тех новостей, которые скорее соответствует его
представлениям о действительности.