В подростковом возрасте человек впервые всерьез задумывается о
событиях, которые еще не связаны с ним напрямую: это общемировые
новости, противоборства партий, действия политиков и другое. К кому
подростки склонны прислушиваться в этих вопросах? Об этом ПостНаука
узнала у кандидата психологических наук, старшего научного
сотрудника лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС Кирилла
Хломова.Социализация, начавшаяся в детском возрасте, активно
продолжается и в подростковый период. В числе прочегоребенок
начинает узнавать многое о процессах, которые пока не связаны с ним
непосредственно и представляют собой как бы отдаленную картину, на
фоне которой живет общество.В этом контексте исследователи отмечают
несколько важных факторов. Ониприходят к выводу, что несмотря на
свойственное этому возрасту желание конфронтировать ключевое
влияние на подростка имеют матери: именно на их предписания и
установки ребенок ориентируется при формировании убеждений, выборе
жизненной траектории в и других вопросах. В то время как мать имеет
устойчивую связь с подростком, отцы играют гораздо меньшую роль.
Некоторая доля влияния приходится на оставшихся близких
родственников и ближайшее окружение: это могут быть дедушки и
бабушки, братья и сестры, друзья.Кроме того, сегодня важную роль
играет цифровая грамотность детей, которая на фоне родительской
обычно оказывается выше. Поэтому еще один важный источник знаний
для подростка интернет и аудиовизуальный контент в нем, который
потребляется активнее, чем текстовый. В зависимости от социальной
группы подросток будет прислушиваться к тем блогерам и авторам,
которые релевантны ему. Потребление информации в интернете, как
правило, оказывается многоканальным соответственно, подросток
смотрит и слушает одновременно несколько лиц, вызывающих доверие.
Поэтому можно предполагать, что, получив некоторую информацию из
нескольких подобных источников, подростки готовы именно ее
принимать как достоверную.