Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Что мы знаем о психологии толпы и искусстве управления массами

Как ни удивительно, сегодня большинство научно-популярных материалов о психологии толпы базируются на работах французского психолога и социолога Гюстава Лебона XIX века. Тогда исследователь в широком смысле описывал толпу как бездумную, бессознательную массу, которая следует за лидером и слепо ему подчиняется. Однако немногие знают, что за полтора века знания о том, как устроены люди, сильно изменились. Вопросы о психологии толпы ПостНаука задала доктору психологических наук, профессору департамента психологии НИУ ВШЭ Ольге Гулевич.Как изменились представления о психологии толпы?В общем смысле сегодня под толпой понимается скопление людей (в реальном физическом пространстве), которые имеют общий центр внимания. Толпы варьируются от совсем простых форм и до вполне организованных образований. Пример первого скопления, которые действительно объединены только общим центром интереса. К этому типу относятся люди, которые собрались вокруг чего-то яркого, необычного, например, уличных музыкантов.Такие образования очень нестабильны: они существуют, пока есть центр интереса, но легко распадаются. В свою очередь организованные группы людей имеют общую цель. К этому типу, например, относятся люди, добровольно вышедшие на демонстрацию. Такие группы более стабильны и имеют иную психологическую динамику.В современной психологии поведение человека в толпе как таковое не изучается. Это происходит по двум причинам. С одной стороны, толпы бывают разные а, следовательно, и поведение людей в них тоже различается. С другой стороны, научное исследование требует специальной процедуры, которая бы позволила сделать более-менее объективные выводы. В большинстве толп организовать это или очень трудно, или невозможно. Поэтому в настоящее время психологи изучают, скорее, условия, при которых люди готовы участвовать в так называемых коллективных действиях, чаще всего, в политических протестах. В этом случае уличные акции митинги и демонстрации рассматриваются наряду с другими формами коллективных действий (например, подписанием петиций).Значит, управления массами не существует?Гюстав Лебон исходил из того, что в толпе люди нерациональны и подвержены влиянию. Толпа делится на лидера и ведомых. Лидер задает направление движения, а остальные идут за ним. При этом ведомый, который находится в толпе, воспринимает происходящее определенным образом. С одной стороны, он слабо анализирует информацию и выносит очень простые суждения. С другой стороны, он подвержен воздействию эмоций и может легко изменить свое мнение. Поэтому лидер должен постоянно удерживать внимание людей и разговаривать с ведомыми, используя важные для них слова и простые лозунги. Но Лебон написал свои работы про толпу в конце XIX века. В то время психология как наука только начинала формироваться: психологи очень мало знали о том, как люди обрабатывают информацию и принимают решения. Лебон описывал то, что видел (или хотел видеть) в массовом поведении, но позже стало понятно, что он очень упрощал происходящее. Это особенно заметно, когда мы говорим о массовых уличных акциях, на которые люди выходят с экономическими или политическими требованиями, которые в свое время привлекли большое внимание Лебона.Во-первых, такие толпы психологически неоднородны. В частности, у толпы есть простая структура: центр и периферия. Люди, которые находятся в центре толпы, больше включены в происходящее и, следовательно, больше подвержены влиянию, чем те, кто находится на периферии. Кроме того, люди оказываются в толпах по-разному. Например, на политический митинг или концерт кто-то приходит по собственному желанию, кто-то за компанию, а какого-то приводят принудительно. Люди, которые пришли добровольно, больше подвержены воздействию, чем люди, которых заставили это сделать.Во-вторых, человек может использовать разные стратегии анализа информации. Эти стратегии можно расположить на континууме. С одной стороны, люди могут выносить суждения быстро, не вдумываясь в содержание, основываясь только на ярких, хорошо заметных признаках (например, привлекательности коммуникатора). С другой стороны, они могут проводить тщательный анализ сообщений, сопоставлять одни фрагменты с другими и выносить хорошо обоснованные суждения. Выбор стратегии во многом зависит от ситуации, в которой человек находится. В толпе людям действительно труднее анализировать информацию, но, в зависимости от конкретной ситуации, они могут использовать разные стратегии.В-третьих, люди попадают на массовые акции не случайно. Например, в современных психологических исследованиях участие в митингах и демонстрациях рассматривается как способ защитить свои интересы. Люди участвуют, когда рассматривают себя как членов пострадавшей группы, испытывают возмущение от того, что с ними происходит, и думают, что могут изменить положение дел к лучшему. Иными словами, в толпе находятся люди, которые уже имеют определенный взгляд на происходящее и вряд ли изменят его под воздействием того, что им говорят. В то же время воздействие на людей, которые пришли из любопытства или под внешним давлением, ограничено вышеописанными факторами.И наконец, в-четвертых, толпа это кратковременное явление. Она живет от нескольких минут до нескольких часов (иногда суток), но не более. После того, как человек покидает толпу и возвращается к привычной активности, ее воздействие остается в прошлом. Конечно, человека могут заинтересовать какие-то идеи, ему может показаться, что у этих идей много сторонников. Однако, чтобы эффект сохранился надолго, в современном мире участия в одной акции недостаточно: необходима дальнейшая коммуникация с окружающими людьми.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 16.09.2022 16:02:18
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru