Как ни удивительно, сегодня большинство научно-популярных
материалов о психологии толпы базируются на работах французского
психолога и социолога Гюстава Лебона XIX века. Тогда исследователь
в широком смысле описывал толпу как бездумную, бессознательную
массу, которая следует за лидером и слепо ему подчиняется. Однако
немногие знают, что за полтора века знания о том, как устроены
люди, сильно изменились. Вопросы о психологии толпы ПостНаука
задала доктору психологических наук, профессору департамента
психологии НИУ ВШЭ Ольге Гулевич.Как изменились представления о
психологии толпы?В общем смысле сегодня под толпой понимается
скопление людей (в реальном физическом пространстве), которые имеют
общий центр внимания. Толпы варьируются от совсем простых форм и до
вполне организованных образований. Пример первого скопления,
которые действительно объединены только общим центром интереса. К
этому типу относятся люди, которые собрались вокруг чего-то яркого,
необычного, например, уличных музыкантов.Такие образования очень
нестабильны: они существуют, пока есть центр интереса, но легко
распадаются. В свою очередь организованные группы людей имеют общую
цель. К этому типу, например, относятся люди, добровольно вышедшие
на демонстрацию. Такие группы более стабильны и имеют иную
психологическую динамику.В современной психологии поведение
человека в толпе как таковое не изучается. Это происходит по двум
причинам. С одной стороны, толпы бывают разные а, следовательно, и
поведение людей в них тоже различается. С другой стороны, научное
исследование требует специальной процедуры, которая бы позволила
сделать более-менее объективные выводы. В большинстве толп
организовать это или очень трудно, или невозможно. Поэтому в
настоящее время психологи изучают, скорее, условия, при которых
люди готовы участвовать в так называемых коллективных действиях,
чаще всего, в политических протестах. В этом случае уличные акции
митинги и демонстрации рассматриваются наряду с другими формами
коллективных действий (например, подписанием петиций).Значит,
управления массами не существует?Гюстав Лебон исходил из того, что
в толпе люди нерациональны и подвержены влиянию. Толпа делится на
лидера и ведомых. Лидер задает направление движения, а остальные
идут за ним. При этом ведомый, который находится в толпе,
воспринимает происходящее определенным образом. С одной стороны, он
слабо анализирует информацию и выносит очень простые суждения. С
другой стороны, он подвержен воздействию эмоций и может легко
изменить свое мнение. Поэтому лидер должен постоянно удерживать
внимание людей и разговаривать с ведомыми, используя важные для них
слова и простые лозунги. Но Лебон написал свои работы про толпу в
конце XIX века. В то время психология как наука только начинала
формироваться: психологи очень мало знали о том, как люди
обрабатывают информацию и принимают решения. Лебон описывал то, что
видел (или хотел видеть) в массовом поведении, но позже стало
понятно, что он очень упрощал происходящее. Это особенно заметно,
когда мы говорим о массовых уличных акциях, на которые люди выходят
с экономическими или политическими требованиями, которые в свое
время привлекли большое внимание Лебона.Во-первых, такие толпы
психологически неоднородны. В частности, у толпы есть простая
структура: центр и периферия. Люди, которые находятся в центре
толпы, больше включены в происходящее и, следовательно, больше
подвержены влиянию, чем те, кто находится на периферии. Кроме того,
люди оказываются в толпах по-разному. Например, на политический
митинг или концерт кто-то приходит по собственному желанию, кто-то
за компанию, а какого-то приводят принудительно. Люди, которые
пришли добровольно, больше подвержены воздействию, чем люди,
которых заставили это сделать.Во-вторых, человек может использовать
разные стратегии анализа информации. Эти стратегии можно
расположить на континууме. С одной стороны, люди могут выносить
суждения быстро, не вдумываясь в содержание, основываясь только на
ярких, хорошо заметных признаках (например, привлекательности
коммуникатора). С другой стороны, они могут проводить тщательный
анализ сообщений, сопоставлять одни фрагменты с другими и выносить
хорошо обоснованные суждения. Выбор стратегии во многом зависит от
ситуации, в которой человек находится. В толпе людям действительно
труднее анализировать информацию, но, в зависимости от конкретной
ситуации, они могут использовать разные стратегии.В-третьих, люди
попадают на массовые акции не случайно. Например, в современных
психологических исследованиях участие в митингах и демонстрациях
рассматривается как способ защитить свои интересы. Люди участвуют,
когда рассматривают себя как членов пострадавшей группы, испытывают
возмущение от того, что с ними происходит, и думают, что могут
изменить положение дел к лучшему. Иными словами, в толпе находятся
люди, которые уже имеют определенный взгляд на происходящее и вряд
ли изменят его под воздействием того, что им говорят. В то же время
воздействие на людей, которые пришли из любопытства или под внешним
давлением, ограничено вышеописанными факторами.И наконец,
в-четвертых, толпа это кратковременное явление. Она живет от
нескольких минут до нескольких часов (иногда суток), но не более.
После того, как человек покидает толпу и возвращается к привычной
активности, ее воздействие остается в прошлом. Конечно, человека
могут заинтересовать какие-то идеи, ему может показаться, что у
этих идей много сторонников. Однако, чтобы эффект сохранился
надолго, в современном мире участия в одной акции недостаточно:
необходима дальнейшая коммуникация с окружающими людьми.