Об инфляции знают все, многие за ней следят, но почти никто не
знает, как ее считать и почему личный опыт в магазине часто
расходится с официальной оценкой инфляции по стране. Этот вопрос
ПостНаука обсудила с кандидатом экономических наук, ординарным
профессором, руководителем департамента мировой экономики
факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Леонидом
Григорьевым.Унифицированный учет цен возник в мире относительно
недавно, в период после Второй мировой войны. Информация о ценах,
инфляции и других экономических параметрах до этого момента
исследователям известна фрагментарно. В первую очередь мы можем
говорить о ценах международной торговли: например, известно, что
одна тройская унция золота с 1833 по 1933 год не менялась в цене и
составляла около 20 долларов.Сегодня учет потребительских цен
организован по приблизительно единым методикам. Прежде всего
формируется база определенного года: к примеру, в 2000 году
статистические органы страны проводят пересмотр товаров и услуг и
формируют базу (тысячи элементов) данных о ценах на них. И это
базисная величина, равная 100, от которой далее считается динамика
и оценивается дальнейший рост цен или их падение. Обычно базисный
год меняется не чаще чем раз в 10 лет: за этот период структура
потребления меняется, и необходимо пересматривать, что входит в ту
или иную категорию. При этом категорий довольно много, но основных
всего четыре: промышленные товары, продовольствие, энергетика и
услуги. И каждая из этих категорий имеет свои особенности.К
примеру, в российской цене на бензин заложены такие налоги, чтобы
нефтяные компании зарабатывали примерно одинаково и при экспорте, и
при торговле на внутреннем рынке, что помогает избежать дефицита в
стране. Соответственно, чем выше цены на нефть в Европе, тем они
выше в России.Так или иначе, статистики определяют инфляцию,
сравнивая текущие цены по всем категориям (в виде единого
показателя индекса) с базисным годом.Но в реальности потребитель
сталкивается с тем, что инфляция оказывается разной по тем или иным
товарам. Кроме того, у тех или иных слоев населения разная
структура потребления. Отсюда возникает несовпадение между оценкой
инфляции специалистами по описанной методике и тем, как это ощущает
за текущий период тот или иной потребитель. Опросные ощущения
обычно оказываются выше.Кроме того, существует несколько вариантов
оценки инфляции: например, инфляция к прошлому месяцу, инфляция к
этому же месяцу прошлого года или на уровне прошлого года, когда
отсчет ведется от декабря к декабрю. Месячный показатель обычно
отслеживают, к примеру, при наличии риска высокой инфляции в
текущий момент. Но для общих соображений годовые показатели
информативнее.Фото: "Torn money on grey background" by Marco Verch
Professional Photographer, used under CC BY / Derivative from
original