Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Какие существуют нарушения слуха и как их лечат

У нарушений детского слуха могут быть самые разные причины: от особенностей строения уха до острых воспалительных процессов. От того, чем именно вызвана проблема, зависит и подход к коррекции слуха. Елена Сидорова, врач-сурдолог и сурдопедагог, кандидат медицинских наук, рассказывает о том, как вовремя заметить проблему и как подойти к её лечению.Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-Помощь.Как родителю вовремя заметить нарушение слухаС 2002 года в российских роддомах введен скрининг на определение возможного нарушения слуха у детей в первые дни жизни: он проводится примерно на третий день после рождения ребенка. Скрининг не требует специальной подготовки и, как правило, его проводит либо педиатр, либо средний медицинский персонал. Это обследование позволяет исключить нарушения слуха выше второй степени: вторая степень предполагает развитие речи и может быть диагностирована немного позже.Бывают ситуации, когда ребенок по какой-то причине не участвует в скрининге: если врачи не записали его на прием или не акцентировали внимание матери на результат обследования.На что стоит обратить внимание родителю? Поводы для беспокойства возникают, если ребёнок крепко спит несмотря на шум или не реагирует на новые громкие звуки. Однако когда звук уже знаком малышу, то он может и не обращать на него внимания, потому что знает, что за ним последует. Например, что после звонка в домофон в квартире появляются новые люди.Однако до шестимесячного возраста необычные реакции тяжело распознать, и их замечают только наиболее внимательные родители. Кроме того, возникает такая сложность: неслышащие дети очень чутко воспринимают мимику и жесты родителей и по ним могут вычислить, что что-то произошло, даже если не слышат звук.Также особенности слуха можно выявить по нарушениям лепетных звуков, то есть повторяющихся интонационно окрашенных слогов: па-па-па, тя-тя-тя, бррр. Это предвестники речи, которые в норме появляются у ребенка в 4-6 месяцев. Однако задержка в их появлении может быть вызвана не только нарушениями слуха, но и другими особенностями: например, неврологическими.Зачастую, когда родители начинают подозревать у ребенка нарушения слуха, они ведут себя не совсем правильно: начинают активно проверять его дома, греметь подручными предметами рядом с малышом, стучать и покрикивать. Это не учитывает две особенности детского восприятия слухов: во-первых, часто повторяющиеся звуки.Классификация нарушений слуха
Cуществует два главных типа слуховых нарушений:Нарушения звукопроведенияОни связаны с анатомическими особенностями строения среднего уха: когда ухо расположено относительно низко или когда всю ротовую полость у ребенка занимает язык.Нарушения звуковосприятияЭтот тип нарушений связан с недоразвитием слуховых косточек или неправильным развитием барабанной полости.Нарушения звукопроведения и звуковосприятия могут присутствовать у ребенка как отдельно, так и совместно. Нарушения звукопроведения связаны с дефектами в наружном ухе, наружном слуховом проходе, среднем ухе и слуховой трубе (строго до внутреннего уха). Они могут быть вызваны генетическими факторами: недоразвитием или отсутствием ушной раковины и наружного слухового прохода. Кроме того, нарушения вызывают травмы и сильные удары или возникновение серных пробок.Порядка 90% воспалительных воспалительных изменений уха у детей связаны с проблемами в среднем ухе. Здесь могут возникать две такие особенности анатомического строения: когда у ребенка уши расположены слишком низко или когда всю ротовую полость занимает язык. Поясним: слуховая труба, если посмотреть на голову новорожденного в фас, направляется от крыла носа вниз к уху. Когда младенец с особым строением ротовой полости пьет грудное молоко, то если он поперхнется, дернется или заплачет, то содержание рта мгновенно окажется в слуховой трубе.Из-за жидкости в слуховой трубе может развиться отит. Длительно протекающие хронические воспаления могут привести к тому, что слуховые косточки становятся неподвижными. Это происходит так: в ухе возникают воспалительные образования и патологические жидкости, которые как бы склеивают слуховые косточки.Другое распространенное инфекционное заболевание это менингит. В случае острых воспалительных изменений, как правило, ребенку можно помочь терапией. Любое воспаление всегда подразумевает присутствие боли: поэтому воспаление довольно легко распознать. Ребенок будет либо плакать, либо покажет родителю на ухо, либо прямо расскажет об этом в зависимости от возраста. И помочь ребенку можно уже на доврачебном этапе. Начинать нужно с носа: при воспалении его распирает жидкость внутри, которая скапливается и не удаляется. Значит, родителю нужно, использовать сосудосуживающие капли по возрасту. Если у него ребенка при этом нет высокой температуры, то ему можно сделать тепловой компресс. Если вовремя его сделать, то иногда бывает так, что к утру он уже не будет жаловаться на плохое самочувствие, потому что таким образом раскрывается слуховая труба. Если этот способ не помогает, то требуется поход к отоларингологу, который назначит специальное лечение. Барабанная перепонка может разрываться под действием всевозможных воспалительных жидкостей, находящихся в ухе, поэтому важно не затягивать с посещением врача.Вернемся к обсуждению проблем звуковосприятия. Чаще всего это нарушения врожденного характера, которые связаны с недоразвитием внутреннего уха и наружных волосковых клеток. Они могут быть вызваны генетическими проблемами или болезнями матери во время беременности. Кроме того, на звуковосприятие могут повлиять и тяжелые роды.Около 90% случаев детской тугоухости связаны с нарушениями звуковосприятия. Распространена проблема с тем, что ребенок слышит низкие частоты и вибрации, а высокие уже нет.По статистике [Всемирный доклад по проблемам слуха], примерно 1,52% детей рождаются с нарушениями слуха. На первом году жизни потеря слуха может возникать из-за тяжелых инфекционных заболеваний и механических травм.Потерю слуха можно компенсировать установкой слуховых аппаратов или кохлеарной имплантацией.Основное различие между этими двумя методами состоит в том, что кохлеарную имплантацию используют при более выраженной тугоухости, когда слуховой аппарат уже не помогает компенсировать нарушение. Кохлеарный имплант воздействует напрямую на слуховой нерв. Он преобразовывает электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе.Помимо работы медиков важна также работа сурдопедагогов: учителей-дефектологов, которые занимаются обучением, воспитанием и психолого-педагогической реабилитацией детей с нарушениями слуха. И одна из основных задач состоит в том, чтобы дети развили навык речи несмотря на частичную или полную потерю слуха, и могли коммуницировать эффективно коммуницировать с другими людьми: как слабослышащими, так и нет. Кроме того, сурдопедагогу важно взаимодействовать как с самим ребенком, так и с его родителями: чтобы те могли создать наиболее благоприятную среду для его развития.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 29.08.2022 14:02:46
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru