Как устроено человеческое ухо и почему возникают нарушения слуха?
Как распознать глухоту в раннем возрасте и какими способами можно
ее скорректировать? Елена Сидорова, врач-сурдолог и сурдопедагог,
кандидат медицинских наук, отвечает на главные вопросы про детский
слух и его нарушения.Как устроен человеческий слухЧеловеческий
орган слуха состоит из трех основных частей. Это наружное, среднее
и внутреннее ухо. Наружное ухо и наружный слуховой проход то, с
помощью чего мы ощущаем звуки. Ушная раковина улавливает, усиливает
звук и направляет его в наружный слуховой проход.
Можно провести эксперимент: как люди поступают, если чего-то не
слышат? Берут открытую ладонь и приставляют ее к уху. Потому что
слуховая раковина способна усиливать те звуки, которые к нам
поступают: если мы приложим к ней руку, то увеличим площадь
поверхности и усилим этот эффект. Та же функция и у наружного
слухового прохода.Заканчивается наружное ухо барабанной перепонкой:
это мембрана, которая помогает воспринимать механические колебания
как звук. За барабанной перепонкой находится среднее ухо: орган,
который тоже состоит из нескольких косточек и мембран, и каналов
таких, которые способствуют тому, чтобы провести звук дальше.
Слуховые косточки, молоточек, наковальня и стремя интересны тем,
что это самые крохотные косточки в организме.Дальше расположена
самая сложная часть слухового анализатора это внутреннее ухо,
которое состоит из улитки и так называемых полукружных каналов.
Полукружные каналы относятся к органу равновесия, а улитка
относится к органу слуха, но это единая кость.Внутреннее ухо и
улитка внутри состоят из нескольких каналов, заполненных жидкостью,
эндолимфой и перилимфой, которые передают механические колебания,
которые пришли из среднего уха. Эти мембраны колеблются и задевают
очень важные для восприятия звука наружные волосковые клетки,
которые принимают это возбуждение. На этом этапе механическое
возбуждение превращается в электрическое. Слуховая информация
проходит в наш головной мозг по восьмому нерву, и восьмой нерв,
вестибуло-слуховой, входит в наш головной мозг на границе
продолговатого мозга и моста. Это свидетельствует о том, что данная
система очень древняя. А на границе продолговатого мозга и моста
находятся ядра восьмого нерва, которые делятся на вестибулярные и
слуховые.На слуховые ядра, которые находятся на границе
продолговатого мозга и моста, поточечно передается информация от
рецепторов улитки. Волосковые рецепторы, которые в улитке (их
примерно 30 тысяч), передают каждый по своему каналу информацию об
определенной тональности. Это называется тонотопической передачей
слуховых сигналов в продолговатый мозг и мост, которые далее
анализируют полученную информацию.Существует ли идеальный слух и
как его измеряютВ отношении слуха не очень корректно процентное
измерение: потому что люди слышат звуки с частотой примерно от 20
до 20000 герц. Колебания с частотой до 20 это инфразвук, который
генерируется при различных природных явлениях (к примеру, при бурях
и землятресениях) или возникает из техногенных источников: таких,
как работа ветрогенераторов или взрывы. С понятием ультразвука люди
знакомы чаще: его воспринимают некоторые животные (например,
дельфины и летучие мыши), и он используется в медицине.У маленького
ребенка, который только родился, диапазон слуха относительно близок
к этим границам. Но он последовательно развивается дальше:
идеальный, самый острый слух у людей в возрасте примерно от 18 до
25 лет. Постепенно слух начинает падать, хотя мы этого не ощущаем:
уходит в первую очередь слышание высоких частот, близких к 20 000.
Восприятие низких частот держится практически до конца.Чаще всего
врачи проверяют слух в более узком диапазоне, чем от 20 до 20000
герц. Так, стандартный диапазон слуха, полученный с аудиограммы,
специального слухового исследования, от 125 до 8000 герц. А речевой
диапазон от 250 до 4500 герц.Как возникают проблемы со слухом и как
с ними работают врачиCуществует два главных типа слуховых
нарушений:Нарушения звукопроведенияОни связаны с анатомическими
особенностями строения среднего уха: когда ухо расположено
относительно низко или когда всю ротовую полость у ребенка занимает
язык.Нарушения звуковосприятияЭтот тип нарушений связан с
недоразвитием слуховых косточек или неправильным развитием
барабанной полости.Нарушения звукопроведения и звуковосприятия
могут присутствовать у ребенка как отдельно, так и совместно.
Нарушения звукопроведения связаны с дефектами в наружном ухе,
наружном слуховом проходе, среднем ухе и слуховой трубе (строго до
внутреннего уха). Они могут быть вызваны генетическими факторами:
недоразвитием или отсутствием ушной раковины и наружного слухового
прохода. Кроме того, нарушения вызывают травмы и сильные удары или
возникновение серных пробок.Порядка 90% воспалительных изменений
уха у детей связаны с проблемами в среднем ухе. Здесь могут
возникать две такие особенности анатомического строения: когда у
ребенка уши расположены слишком низко или когда всю ротовую полость
занимает язык. Поясним: слуховая труба, если посмотреть на голову
новорожденного в фас, направляется от крыла носа вниз к уху. Когда
младенец с особым строением ротовой полости пьет грудное молоко, то
если он поперхнется, дернется или заплачет, то содержание рта
мгновенно окажется в слуховой трубе.Из-за жидкости в слуховой трубе
может развиться отит. Длительно протекающие хронические воспаления
могут привести к тому, что слуховые косточки становятся
неподвижными. Это происходит так: в ухе возникают воспалительные
образования и патологические жидкости, которые как бы склеивают
слуховые косточки.Другое распространенное инфекционное заболевание
это менингит. В случае острых воспалительных изменений, как
правило, ребенку можно помочь терапией. Любое воспаление всегда
подразумевает присутствие боли: поэтому воспаление довольно легко
распознать. Ребенок будет либо плакать, либо покажет родителю на
ухо, либо прямо расскажет об этом в зависимости от возраста. И
помочь ребенку можно уже на доврачебном этапе. Начинать нужно с
носа: при воспалении его распирает жидкость внутри, которая
скапливается и не удаляется. Значит, родителю нужно, использовать
сосудосуживающие капли по возрасту. Если у него ребенка при этом
нет высокой температуры, то ему можно сделать тепловой компресс.
Если вовремя его сделать, то иногда бывает так, что к утру он уже
не будет жаловаться на плохое самочувствие, потому что таким
образом раскрывается слуховая труба. Если этот способ не помогает,
то требуется поход к отоларингологу, который назначит специальное
лечение. Барабанная перепонка может разрываться под действием
всевозможных воспалительных жидкостей, находящихся в ухе, поэтому
важно не затягивать с посещением врача.Вернемся к обсуждению
проблем звуковосприятия. Чаще всего это нарушения врожденного
характера, которые связаны с недоразвитием внутреннего уха и
наружных волосковых клеток. Они могут быть вызваны генетическими
проблемами или болезнями матери во время беременности. Кроме того,
на звуковосприятие могут повлиять и тяжелые роды.Около 90% случаев
детской тугоухости связаны с нарушениями звуковосприятия.
Распространена проблема с тем, что ребенок слышит низкие частоты и
вибрации, а высокие уже нет.По статистике [Всемирный доклад по
проблемам слуха], примерно 1,52% детей рождаются с нарушениями
слуха. На первом году жизни потеря слуха может возникать из-за
тяжелых инфекционных заболеваний и механических травм.Потерю слуха
можно компенсировать установкой слуховых аппаратов или кохлеарной
имплантацией.Основное различие между этими двумя методами состоит в
том, что кохлеарную имплантацию используют при более выраженной
тугоухости, когда слуховой аппарат уже не помогает компенсировать
нарушение. Кохлеарный имплант воздействует напрямую на слуховой
нерв. Он преобразовывает электрические импульсы, поступающие с
внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе.Помимо
работы медиков важна также работа сурдопедагогов:
учителей-дефектологов, которые занимаются обучением, воспитанием и
психолого-педагогической реабилитацией детей с нарушениями слуха. И
одна из основных задач состоит в том, чтобы дети развили навык речи
несмотря на частичную или полную потерю слуха, и могли
коммуницировать эффективно коммуницировать с другими людьми: как
слабослышащими, так и нет. Кроме того, сурдопедагогу важно
взаимодействовать как с самим ребенком, так и с его родителями:
чтобы те могли создать наиболее благоприятную среду для его
развития.