Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Нарушения слуха у ребенка что важно знать

Как устроено человеческое ухо и почему возникают нарушения слуха? Как распознать глухоту в раннем возрасте и какими способами можно ее скорректировать? Елена Сидорова, врач-сурдолог и сурдопедагог, кандидат медицинских наук, отвечает на главные вопросы про детский слух и его нарушения.Как устроен человеческий слухЧеловеческий орган слуха состоит из трех основных частей. Это наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо и наружный слуховой проход то, с помощью чего мы ощущаем звуки. Ушная раковина улавливает, усиливает звук и направляет его в наружный слуховой проход.
Можно провести эксперимент: как люди поступают, если чего-то не слышат? Берут открытую ладонь и приставляют ее к уху. Потому что слуховая раковина способна усиливать те звуки, которые к нам поступают: если мы приложим к ней руку, то увеличим площадь поверхности и усилим этот эффект. Та же функция и у наружного слухового прохода.Заканчивается наружное ухо барабанной перепонкой: это мембрана, которая помогает воспринимать механические колебания как звук. За барабанной перепонкой находится среднее ухо: орган, который тоже состоит из нескольких косточек и мембран, и каналов таких, которые способствуют тому, чтобы провести звук дальше. Слуховые косточки, молоточек, наковальня и стремя интересны тем, что это самые крохотные косточки в организме.Дальше расположена самая сложная часть слухового анализатора это внутреннее ухо, которое состоит из улитки и так называемых полукружных каналов. Полукружные каналы относятся к органу равновесия, а улитка относится к органу слуха, но это единая кость.Внутреннее ухо и улитка внутри состоят из нескольких каналов, заполненных жидкостью, эндолимфой и перилимфой, которые передают механические колебания, которые пришли из среднего уха. Эти мембраны колеблются и задевают очень важные для восприятия звука наружные волосковые клетки, которые принимают это возбуждение. На этом этапе механическое возбуждение превращается в электрическое. Слуховая информация проходит в наш головной мозг по восьмому нерву, и восьмой нерв, вестибуло-слуховой, входит в наш головной мозг на границе продолговатого мозга и моста. Это свидетельствует о том, что данная система очень древняя. А на границе продолговатого мозга и моста находятся ядра восьмого нерва, которые делятся на вестибулярные и слуховые.На слуховые ядра, которые находятся на границе продолговатого мозга и моста, поточечно передается информация от рецепторов улитки. Волосковые рецепторы, которые в улитке (их примерно 30 тысяч), передают каждый по своему каналу информацию об определенной тональности. Это называется тонотопической передачей слуховых сигналов в продолговатый мозг и мост, которые далее анализируют полученную информацию.Существует ли идеальный слух и как его измеряютВ отношении слуха не очень корректно процентное измерение: потому что люди слышат звуки с частотой примерно от 20 до 20000 герц. Колебания с частотой до 20 это инфразвук, который генерируется при различных природных явлениях (к примеру, при бурях и землятресениях) или возникает из техногенных источников: таких, как работа ветрогенераторов или взрывы. С понятием ультразвука люди знакомы чаще: его воспринимают некоторые животные (например, дельфины и летучие мыши), и он используется в медицине.У маленького ребенка, который только родился, диапазон слуха относительно близок к этим границам. Но он последовательно развивается дальше: идеальный, самый острый слух у людей в возрасте примерно от 18 до 25 лет. Постепенно слух начинает падать, хотя мы этого не ощущаем: уходит в первую очередь слышание высоких частот, близких к 20 000. Восприятие низких частот держится практически до конца.Чаще всего врачи проверяют слух в более узком диапазоне, чем от 20 до 20000 герц. Так, стандартный диапазон слуха, полученный с аудиограммы, специального слухового исследования, от 125 до 8000 герц. А речевой диапазон от 250 до 4500 герц.Как возникают проблемы со слухом и как с ними работают врачиCуществует два главных типа слуховых нарушений:Нарушения звукопроведенияОни связаны с анатомическими особенностями строения среднего уха: когда ухо расположено относительно низко или когда всю ротовую полость у ребенка занимает язык.Нарушения звуковосприятияЭтот тип нарушений связан с недоразвитием слуховых косточек или неправильным развитием барабанной полости.Нарушения звукопроведения и звуковосприятия могут присутствовать у ребенка как отдельно, так и совместно. Нарушения звукопроведения связаны с дефектами в наружном ухе, наружном слуховом проходе, среднем ухе и слуховой трубе (строго до внутреннего уха). Они могут быть вызваны генетическими факторами: недоразвитием или отсутствием ушной раковины и наружного слухового прохода. Кроме того, нарушения вызывают травмы и сильные удары или возникновение серных пробок.Порядка 90% воспалительных изменений уха у детей связаны с проблемами в среднем ухе. Здесь могут возникать две такие особенности анатомического строения: когда у ребенка уши расположены слишком низко или когда всю ротовую полость занимает язык. Поясним: слуховая труба, если посмотреть на голову новорожденного в фас, направляется от крыла носа вниз к уху. Когда младенец с особым строением ротовой полости пьет грудное молоко, то если он поперхнется, дернется или заплачет, то содержание рта мгновенно окажется в слуховой трубе.Из-за жидкости в слуховой трубе может развиться отит. Длительно протекающие хронические воспаления могут привести к тому, что слуховые косточки становятся неподвижными. Это происходит так: в ухе возникают воспалительные образования и патологические жидкости, которые как бы склеивают слуховые косточки.Другое распространенное инфекционное заболевание это менингит. В случае острых воспалительных изменений, как правило, ребенку можно помочь терапией. Любое воспаление всегда подразумевает присутствие боли: поэтому воспаление довольно легко распознать. Ребенок будет либо плакать, либо покажет родителю на ухо, либо прямо расскажет об этом в зависимости от возраста. И помочь ребенку можно уже на доврачебном этапе. Начинать нужно с носа: при воспалении его распирает жидкость внутри, которая скапливается и не удаляется. Значит, родителю нужно, использовать сосудосуживающие капли по возрасту. Если у него ребенка при этом нет высокой температуры, то ему можно сделать тепловой компресс. Если вовремя его сделать, то иногда бывает так, что к утру он уже не будет жаловаться на плохое самочувствие, потому что таким образом раскрывается слуховая труба. Если этот способ не помогает, то требуется поход к отоларингологу, который назначит специальное лечение. Барабанная перепонка может разрываться под действием всевозможных воспалительных жидкостей, находящихся в ухе, поэтому важно не затягивать с посещением врача.Вернемся к обсуждению проблем звуковосприятия. Чаще всего это нарушения врожденного характера, которые связаны с недоразвитием внутреннего уха и наружных волосковых клеток. Они могут быть вызваны генетическими проблемами или болезнями матери во время беременности. Кроме того, на звуковосприятие могут повлиять и тяжелые роды.Около 90% случаев детской тугоухости связаны с нарушениями звуковосприятия. Распространена проблема с тем, что ребенок слышит низкие частоты и вибрации, а высокие уже нет.По статистике [Всемирный доклад по проблемам слуха], примерно 1,52% детей рождаются с нарушениями слуха. На первом году жизни потеря слуха может возникать из-за тяжелых инфекционных заболеваний и механических травм.Потерю слуха можно компенсировать установкой слуховых аппаратов или кохлеарной имплантацией.Основное различие между этими двумя методами состоит в том, что кохлеарную имплантацию используют при более выраженной тугоухости, когда слуховой аппарат уже не помогает компенсировать нарушение. Кохлеарный имплант воздействует напрямую на слуховой нерв. Он преобразовывает электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе.Помимо работы медиков важна также работа сурдопедагогов: учителей-дефектологов, которые занимаются обучением, воспитанием и психолого-педагогической реабилитацией детей с нарушениями слуха. И одна из основных задач состоит в том, чтобы дети развили навык речи несмотря на частичную или полную потерю слуха, и могли коммуницировать эффективно коммуницировать с другими людьми: как слабослышащими, так и нет. Кроме того, сурдопедагогу важно взаимодействовать как с самим ребенком, так и с его родителями: чтобы те могли создать наиболее благоприятную среду для его развития.
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 12.08.2022 16:11:03
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2024, umnikizdes.ru