Распространенный химикат оказался причиной рака печени у многих людей

В питьевой воде содержится химикат, приводящий к раку печени

На протяжении большей части XX века в промышленности активно использовались химикаты, именуемые как пер- и полифторалкильные вещества (PFAS). Они имеют только искусственное происхождение и раньше входили в состав тканей, пищевых упаковок, строительных материалов, чистящих средств и так далее. К этой группе химикатов относится около 5000 видов веществ, и большинство из них сегодня запрещены для использования было обнаружено, что они наносят организму людей непоправимый вред. Но одним только запретом устранить их вредное воздействие не удалось, потому что эти химикаты оказались очень живучими время их распада составляет более 7 лет. Недавно ученые выяснили, что многие химикаты из группы PFAS до сих пор остаются в организмах людей. Один из них, очень распространенный химикат, часто приводит к развитию рака печени.

Что такое вечные химикаты

Из-за долгого времени распада, вещества из группы PFAS называются вечными химикатами. О том, что многие из них вредят здоровью человека, известно уже давно как правило, их опасность доказывалась в ходе экспериментах на животных. По мнению ученых, химикаты из этой группы чаще всего попадают в организм человека вместе с питьевой водой. Она загрязняется разными способами обычно источником являются заводы и другие промышленные предприятия. Запрещенные из-за вредности виды PFAS до сих пор циркулируют в воде потому, что они долго распадаются. В этом заключается их главная опасность.

Сегодня PFAS обычно содержатся в воде

Читайте также: Правда ли, что в чайных пакетиках содержатся химикаты?

Распространенная причина рака печени

Несколько лет назад ученые из Южной Калифорнии взяли образцы крови у большой группы людей. У многих из них впоследствии развился рак печени, которая в научной среде больше известна как гепатоцеллюлярная карцинома. В ходе изучения состава их крови, выяснилось, что в ней содержалось большое количество вечного химиката, перфтороктансульфоновой кислоты. Выяснив это, ученые пришли к выводу, что этот химикат увеличивает риск развития рака печени в 4,5 раза.

Проведенная нами научная работа заполняет важный пробел в понимании истинных последствий воздействия этих химических веществ, отметила исследовательница Леда Чаци (Leda Chatzi).

Самый страшный вид рака

Гепатоцеллюлярная карцинома самый распространенный вид рака печени. Он трудно поддается лечению, и большинство пациентов после оглашения диагноза живут не более пяти лет. Не будет преувеличением если сказать, что данный вид рака является одним из самых смертоносных. Если верить статистике, за последнее десятилетие частота диагностирования этой страшной болезни заметно сократилась. Это произошло благодаря сокращению числа гепатита и других заболеваний печени, которые тоже являются фактором развития рака.

Люди с раком печени редко живут дольше 5 лет

Пугающая статистика показывает, что некоторая концентрация PFAS имеется у 98% жителей США. Должно быть, в России и других странах ситуация не лучше. Сегодня ученые больше всего заинтересованы в том, чтобы найти ответ на вопрос какова безопасная концентрация вечных химикатов в крови?. В том, что они в некотором количестве имеются в организме каждого, особых сомнений нет. Теперь важно узнать, при каком уровне их концентрации в крови нужно бить тревогу.

Человеческая печень может производить алкоголь. Как такое возможно?

Как очистить воду от вечных химикатов

Данное научное открытие да и информация о существовании вечных химикатов может заставить понервничать многих. Данных о способе очистки организма от PFAS нет, но ученые, как минимум, занимаются разработкой технологий очистки грязной воды. Так, в мае 2022 года инженеры-экологи из Калифорнийского университета научились удалять PFAS из воды при помощи йодида. Раньше для очистки воды использовались ультрафиолетовое излучение и сульфиты. Новое открытие дало понять, что при добавлении в систему очистки воды йодида ускоряет этот процесс в четыре раза.

Йодид выполняет большую часть работы. Он не только ускоряет реакцию, но также позволяет обрабатывать в десять раз более высокие концентрации вечных химикатов, отметил исследователь Джиньонг Лю (Jinyong Liu).

К счастью, способы очистки воды от вечных химикатов существуют

Напоследок отмечу, что недавно исследователи выяснили, что защитить печень от воспалений может холестерин. Подробнее об этом открытии читайте в материале моего коллеги Андрея Жукова вот ссылка.

Опубликовано: 12.08.2022 02:17:54