Нарушения зрения накладывают ограничения на восприятие окружающего
мира, и перед родителями незрячих детей стоит непростая задача по
тому, чтобы их восполнить. Кандидат педагогических наук Татьяна
Кудринарассказала ПостНауке о том, как слепота сказывается на
жизни, обучении и общении ребёнка, и о том, как создать для него
комфортную и насыщенную среду.Этот материал часть проекта Мир
особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд
Абсолют-Помощь.Значение слепоты в развитии ребенкаСперва разберемся
в том, как слепота влияет на жизнь ребенка, на его социальную
адаптацию и развитие. Зрение это тот канал информации, через
который мы получаем практически всю информацию об окружающем мире
(более 70%). У людей может складываться предубеждение о том, что
слепой ребенок это ребенок, который почти ничего не выносит из
окружающей среды, и его возможности к развитию сильно ограничены.На
самом деле слепой ребенок представляет из себя человека с очень
большим количеством других навыков: он слышит звуки, ощущает
поверхности, температуру, положение своего тела в пространства. То
есть его восприятие в большей мере приходится на другие каналы, чем
у зрячих детей.Слепые дети позже начинают распознавать речь и
присваивать звуки предметам. Например, зрячий ребенок, услышав звук
льющейся воды и лязг ложек поймет, что взрослый заваривает чай,
потому что раньше видел это действие и может соотнести его со
звуком.В воспитании любого ребенка очень важна фигура значимого
взрослого [Выготский], однако слепые дети не видят родителей и
зачастую тяжелее формируют привязанность по отношению к ним.Как
родителю сформировать связь со слепым ребенкомЧтобы стать объектом
привязанности слепого ребенка, мать должна действовать особым
образом. Раз ребенок не видит, то взрослый должен по-другому как-то
себя вести, по-другому себя представлять, чтобы у него сложился
адекватный образ любящего родителя, заботящегося и умеющего делать
много интересного. Именно в этом заключается одна из главных
сложностей при воспитании и обучении маленького ребенка.Миф о том,
что если ребенок не видит, то он слышит и может сформировать
привязанность на основании речи, глубоко сидит в нашем
обывательском сознании и даже в сознании специалистов. Родители
слепых детей часто убеждены: Конечно же, он меня узнает ведь я с
ним так много говорю. Но на самом деле это не вполне так. И время,
которое проведено в неконтактных беседах, беседах на расстоянии,
для маленького ребенка практически пустое. Это абстрактный звук,
даже если это речь его, казалось бы, близкого взрослого; то же
самое, как если бы слушал он просто слушал музыку или
радио.Формирование привязанности одна из главных задач в
младенческом и раннем возрасте, и эмоциональная связь
разворачивается из небольших, чуть ли не неуловимых действий
взрослого. Для того, чтобы привязаться к чему-то, нужно иметь
возможность это представить, и незрячему ребенку для этого нужно
тактильное взаимодействие.Без этапа формирования привязанности,
этап познания остального мира (который еще называют предметным) не
произойдет: ведь именно взрослый является проводником ребенка в мир
вещей. Того, что маленький ребенок щупает предметы икак-то
взаимодействует с ними, недостаточно, потому что важно именно
познавать смысл, заложенный в объекты и их функциональность.
Ребенок не может сам догадаться, что ложка предназначена для еды, а
полотенце для рук. Казалось бы, что это очень простые предметы, но
без взрослого малыш не научится ими пользоваться.Взрослый это
носитель всего знания о мире, поэтому, как только у ребенка
появляется желание быть со взрослым, то здесь и начинается его путь
в познании мира.
Как учить незрячего ребенкаЛюди нередко считают, что то действие,
которому нас нужно научить обучить, заключается лишь в том, что нам
его показывают а мы перенимаем и повторяем. На самом деле это уже
второй этап, а первый возникновение потребности в том, чтобы
чему-то научиться. Чтобы у ребенка возникла мотивация к научению,
его значимый взрослый должен быть для него таким человеком, который
знакомит его с разными занятиями и возможностями.Ребенок и родитель
должны совместно пройти через три стадии: эмоциональной связи,
общего дела, а потом уже осознанной совместной деятельности. Только
если пройти через эти три шага, то у ребенка начнет формироваться
самостоятельность: причем уже в дошкольном возрасте.Также важный
вопрос состоит в том, кто должен обучать незрячего младенца.
Родитель? Тифлопедагог? Какой-то другой cпециалист? Это очень
важно, потому что от этого напрямую зависит способ оказания
помощи.В раннем, младенческом возрасте обучением ребенка в первую
очередь должен заниматься родитель: ведь на этом этапе ребенку
нужно сформировать привязанность к тому, с кем он взаимодействует.
Поэтому дефектологи и тифлопедагоги зачастую должны в первую
очередь работать с родителем: учить его тому, как общаться с
ребенком так, чтобы тот благополучно прошел все необходимые этапы
развития.Родителей детей с нарушениями зрения нужно учить тому, как
верно считывать их поведение: например, малыш может казаться
погруженным в себя, инертным в ответ на какое-то действие. Но в
случае слепых детей это означает, что они обрабатывают информацию,
размышляют над ней чуть иначе, чем зрячие.Кроме того, важно, чтобы
родитель корректно налаживал тактильный контакт: обязательно нужно
предупреждать детей о надвигающемся взаимодействии ведь они не
видят подходящего к ним взрослого и могут испугаться. Для этого
можно использовать речь и дыхание: младенец почувствует тепло и
поймет, что мама или папа совсем близко к нему.Развивающие игрушки
тоже хороший помощник для родителей слепых детей, однако
недостаточно их просто купить. Нужно показывать малышу, как с ними
взаимодействовать. Вредно будет постоянно вкладывать ребенку
предметы в руки: нужно, чтобы он сам к ним тянулся, проявлял
инициативу и интерес.
Как слепому ребенку общаться со сверстникамиСверстники неотъемлемая
часть жизни любого ребенка. Они могут возникать и на первом году
жизни. Если мама часто выходит с малышом в общественные
пространства, то ребенок уже может различать, что есть голоса
взрослых, а есть какие-то другие голоса, крики и плач особенно ярко
это проявляется в поликлиниках.Интересно наблюдать, что когда малыш
первый раз прикасается к другому ребенку, то он действует так же,
как с игрушкой: может его толкнуть, схватить, ущипнуть или
облизать. Это происходит не потому что он некультурный или злой, а
потому что дети пока возникают в жизни друг друга именно как
объекты. И мама, которая когда-то научила ребенка взаимодействовать
с предметами, должна точно так же помочь ему изучить сверстников.
При возможности слепого ребенка лучше сначала знакомить с немного
более старшими детьми: потому что они более предсказуемые и им
проще объяснить, как взаимодействовать с малышом.Эпизоды общения со
сверстниками должны быть регулярными. Помимо того, что ребенок
должен находиться среди них на игровой площадке, во дворе или
каком-то учреждении, он еще должен получать от них звуковую,
вибрационную и тактильную информацию. Сначала получать информацию о
них а потом с помощью взрослого обучаться действиям и правилам
общения.Как обезопасить слепого ребенкаБезопасность это одна из
витальных потребностей любого ребенка, которая позволяет ему
относиться к миру не как к чему-то враждебному, а как к среде для
своего развития.Она начинается в первую очередь с построения
безопасного пространства. Малыш, если мы говорим о младенчестве и
раннем возрасте, нуждается в нашей охране, в условиях для его
физической безопасности. Понятно, что мы не оставим ребенка одного
перед открытым огнем или рядом с обрывом.Но существует еще и
эмоциональная безопасность. Здесь нюанс состоит в том, что ребенок,
который не может видеть, не может предсказывать события. Зрячий
ребенок может видеть, что к нему приближается родитель даже если
при этом он не говорит. Если же родитель молча приближается к
слепому ребенку, а потом касается его, то последний вряд ли этому
обрадуется: он может быть занят чем-то своим или просто испугаться
неожиданного контакта.Незрячий ребенок в семье накладывает на нее
довольно большие обязательства. Нельзя разбрасывать по дому
предметы и внезапно их переставлять, нельзя обращаться с малышом
так, чтобы он считал свои особенности чем-то плохим и
ограничивающим его в жизни, обязательно нужно формировать с ним
надежный тактильный контакт и обеспечивать ему богатую среду: чтобы
ребенок чувствовал запахи, трогал разные предметы, знакомился с
другими детьми.Однако для многих родителей появление слепого
ребенка в семье становится точкой роста, ведь его воспитание и
обучение требует развития множества навыков: коммуникативных,
организационных и так далее. И, как это не удивительно, задача
дефектологов и тифлопедагогов во многом заключается в том, чтобы
поддержать родителей на этом непростом, но важном
пути.Литература:Мышление и речь, Л.C. ВыготскийТеория социального
научения, А. БандураСлепоглухонемые дети, А.И. МещеряковVision
Impairment and Blindness | Examination-Based Studies | Information
on Data Sources | Vision and Eye Health Surveillance System |
Vision Health Initiative (VHI) | CDC. www.cdc.govChildhood
Blindness | World Health Organization