Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Как помогать слепому ребёнку с первых дней жизни

Нарушения зрения накладывают ограничения на восприятие окружающего мира, и перед родителями незрячих детей стоит непростая задача по тому, чтобы их восполнить. Кандидат педагогических наук Татьяна Кудринарассказала ПостНауке о том, как слепота сказывается на жизни, обучении и общении ребёнка, и о том, как создать для него комфортную и насыщенную среду.Этот материал часть проекта Мир особенного ребенка. Партнер проекта благотворительный фонд Абсолют-Помощь.Значение слепоты в развитии ребенкаСперва разберемся в том, как слепота влияет на жизнь ребенка, на его социальную адаптацию и развитие. Зрение это тот канал информации, через который мы получаем практически всю информацию об окружающем мире (более 70%). У людей может складываться предубеждение о том, что слепой ребенок это ребенок, который почти ничего не выносит из окружающей среды, и его возможности к развитию сильно ограничены.На самом деле слепой ребенок представляет из себя человека с очень большим количеством других навыков: он слышит звуки, ощущает поверхности, температуру, положение своего тела в пространства. То есть его восприятие в большей мере приходится на другие каналы, чем у зрячих детей.Слепые дети позже начинают распознавать речь и присваивать звуки предметам. Например, зрячий ребенок, услышав звук льющейся воды и лязг ложек поймет, что взрослый заваривает чай, потому что раньше видел это действие и может соотнести его со звуком.В воспитании любого ребенка очень важна фигура значимого взрослого [Выготский], однако слепые дети не видят родителей и зачастую тяжелее формируют привязанность по отношению к ним.Как родителю сформировать связь со слепым ребенкомЧтобы стать объектом привязанности слепого ребенка, мать должна действовать особым образом. Раз ребенок не видит, то взрослый должен по-другому как-то себя вести, по-другому себя представлять, чтобы у него сложился адекватный образ любящего родителя, заботящегося и умеющего делать много интересного. Именно в этом заключается одна из главных сложностей при воспитании и обучении маленького ребенка.Миф о том, что если ребенок не видит, то он слышит и может сформировать привязанность на основании речи, глубоко сидит в нашем обывательском сознании и даже в сознании специалистов. Родители слепых детей часто убеждены: Конечно же, он меня узнает ведь я с ним так много говорю. Но на самом деле это не вполне так. И время, которое проведено в неконтактных беседах, беседах на расстоянии, для маленького ребенка практически пустое. Это абстрактный звук, даже если это речь его, казалось бы, близкого взрослого; то же самое, как если бы слушал он просто слушал музыку или радио.Формирование привязанности одна из главных задач в младенческом и раннем возрасте, и эмоциональная связь разворачивается из небольших, чуть ли не неуловимых действий взрослого. Для того, чтобы привязаться к чему-то, нужно иметь возможность это представить, и незрячему ребенку для этого нужно тактильное взаимодействие.Без этапа формирования привязанности, этап познания остального мира (который еще называют предметным) не произойдет: ведь именно взрослый является проводником ребенка в мир вещей. Того, что маленький ребенок щупает предметы икак-то взаимодействует с ними, недостаточно, потому что важно именно познавать смысл, заложенный в объекты и их функциональность. Ребенок не может сам догадаться, что ложка предназначена для еды, а полотенце для рук. Казалось бы, что это очень простые предметы, но без взрослого малыш не научится ими пользоваться.Взрослый это носитель всего знания о мире, поэтому, как только у ребенка появляется желание быть со взрослым, то здесь и начинается его путь в познании мира.
Как учить незрячего ребенкаЛюди нередко считают, что то действие, которому нас нужно научить обучить, заключается лишь в том, что нам его показывают а мы перенимаем и повторяем. На самом деле это уже второй этап, а первый возникновение потребности в том, чтобы чему-то научиться. Чтобы у ребенка возникла мотивация к научению, его значимый взрослый должен быть для него таким человеком, который знакомит его с разными занятиями и возможностями.Ребенок и родитель должны совместно пройти через три стадии: эмоциональной связи, общего дела, а потом уже осознанной совместной деятельности. Только если пройти через эти три шага, то у ребенка начнет формироваться самостоятельность: причем уже в дошкольном возрасте.Также важный вопрос состоит в том, кто должен обучать незрячего младенца. Родитель? Тифлопедагог? Какой-то другой cпециалист? Это очень важно, потому что от этого напрямую зависит способ оказания помощи.В раннем, младенческом возрасте обучением ребенка в первую очередь должен заниматься родитель: ведь на этом этапе ребенку нужно сформировать привязанность к тому, с кем он взаимодействует. Поэтому дефектологи и тифлопедагоги зачастую должны в первую очередь работать с родителем: учить его тому, как общаться с ребенком так, чтобы тот благополучно прошел все необходимые этапы развития.Родителей детей с нарушениями зрения нужно учить тому, как верно считывать их поведение: например, малыш может казаться погруженным в себя, инертным в ответ на какое-то действие. Но в случае слепых детей это означает, что они обрабатывают информацию, размышляют над ней чуть иначе, чем зрячие.Кроме того, важно, чтобы родитель корректно налаживал тактильный контакт: обязательно нужно предупреждать детей о надвигающемся взаимодействии ведь они не видят подходящего к ним взрослого и могут испугаться. Для этого можно использовать речь и дыхание: младенец почувствует тепло и поймет, что мама или папа совсем близко к нему.Развивающие игрушки тоже хороший помощник для родителей слепых детей, однако недостаточно их просто купить. Нужно показывать малышу, как с ними взаимодействовать. Вредно будет постоянно вкладывать ребенку предметы в руки: нужно, чтобы он сам к ним тянулся, проявлял инициативу и интерес.
Как слепому ребенку общаться со сверстникамиСверстники неотъемлемая часть жизни любого ребенка. Они могут возникать и на первом году жизни. Если мама часто выходит с малышом в общественные пространства, то ребенок уже может различать, что есть голоса взрослых, а есть какие-то другие голоса, крики и плач особенно ярко это проявляется в поликлиниках.Интересно наблюдать, что когда малыш первый раз прикасается к другому ребенку, то он действует так же, как с игрушкой: может его толкнуть, схватить, ущипнуть или облизать. Это происходит не потому что он некультурный или злой, а потому что дети пока возникают в жизни друг друга именно как объекты. И мама, которая когда-то научила ребенка взаимодействовать с предметами, должна точно так же помочь ему изучить сверстников. При возможности слепого ребенка лучше сначала знакомить с немного более старшими детьми: потому что они более предсказуемые и им проще объяснить, как взаимодействовать с малышом.Эпизоды общения со сверстниками должны быть регулярными. Помимо того, что ребенок должен находиться среди них на игровой площадке, во дворе или каком-то учреждении, он еще должен получать от них звуковую, вибрационную и тактильную информацию. Сначала получать информацию о них а потом с помощью взрослого обучаться действиям и правилам общения.Как обезопасить слепого ребенкаБезопасность это одна из витальных потребностей любого ребенка, которая позволяет ему относиться к миру не как к чему-то враждебному, а как к среде для своего развития.Она начинается в первую очередь с построения безопасного пространства. Малыш, если мы говорим о младенчестве и раннем возрасте, нуждается в нашей охране, в условиях для его физической безопасности. Понятно, что мы не оставим ребенка одного перед открытым огнем или рядом с обрывом.Но существует еще и эмоциональная безопасность. Здесь нюанс состоит в том, что ребенок, который не может видеть, не может предсказывать события. Зрячий ребенок может видеть, что к нему приближается родитель даже если при этом он не говорит. Если же родитель молча приближается к слепому ребенку, а потом касается его, то последний вряд ли этому обрадуется: он может быть занят чем-то своим или просто испугаться неожиданного контакта.Незрячий ребенок в семье накладывает на нее довольно большие обязательства. Нельзя разбрасывать по дому предметы и внезапно их переставлять, нельзя обращаться с малышом так, чтобы он считал свои особенности чем-то плохим и ограничивающим его в жизни, обязательно нужно формировать с ним надежный тактильный контакт и обеспечивать ему богатую среду: чтобы ребенок чувствовал запахи, трогал разные предметы, знакомился с другими детьми.Однако для многих родителей появление слепого ребенка в семье становится точкой роста, ведь его воспитание и обучение требует развития множества навыков: коммуникативных, организационных и так далее. И, как это не удивительно, задача дефектологов и тифлопедагогов во многом заключается в том, чтобы поддержать родителей на этом непростом, но важном пути.Литература:Мышление и речь, Л.C. ВыготскийТеория социального научения, А. БандураСлепоглухонемые дети, А.И. МещеряковVision Impairment and Blindness | Examination-Based Studies | Information on Data Sources | Vision and Eye Health Surveillance System | Vision Health Initiative (VHI) | CDC. www.cdc.govChildhood Blindness | World Health Organization
Источник: postnauka.ru
К списку статей
Опубликовано: 01.08.2022 12:15:21
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Общее

Категории

Последние комментарии

© 2006-2022, umnikizdes.ru